Главные вкладки

    «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
    проект (старшая группа) по теме

    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_forum.docx55.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по теме:

    «Развитие познавательно – исследовательской деятельности  дошкольников  через организацию детского экспериментирования»

     Представила опыт работы

     воспитатель первой

    квалификационной категории

    МБДОУ «Детский сад №56»

                                                                              Филимонова М.В.

    Проблема формирования опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, поскольку считается условием интеллектуального развития ребенка.

    Ребенок по своей природе – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

    Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно – экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства. Экспериментирование вызывает огромный интерес у детей, действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.

    Опираясь на данные исследования и современные требования к дошкольному образованию, мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Юные исследователи». Данный проект был реализован с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, в течение 2013 – 2014 учебного года.

    Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе детского экспериментирования.

    Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

    1. Формировать у детей умения самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;

    2. развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;

    3. воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение находить нестандартные решения, логически мыслить.

    Участники проекта:

    Дети и семьи воспитанников.

    Основными формами организации деятельности в реализации проекта были выбраны:

    1.Создание центра «Юные исследователи».

    2.Круглый стол для родителей «Учимся играя»

    3. Создание альбома «Исследователь"

    Ожидаемый результат:

     1.Дети самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решать. Предлагают возможные решения.

    2.Доказывают  возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

    3.Применяют выводы к новым данным, делает обобщение.

    На подготовительном этапе повышала теоритическую, профессиональную компетенцию по вопросам организации познавательно – исследовательской деятельности.

    1. Определила цели и задачи.
    2. Подобрала дидактический и игровой  материал
    3. Изучила методическую литературу по данной теме.

    Реализовывала мероприятия проекта по двум направлениям.


       
    1. Направление «Воспитатель – Дети»

    Содержание работы в данном направлении строились по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы; неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет.

     В занимательных опытах и экспериментах выявили свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов.

    Для успешной реализации данного направления разработала тематический  план для среднего и старшего года дошкольного возраста, который представляет логическую последовательность форм, методов и приемов работы.

     Для того чтобы познавательно – исследовательская деятельность была интересной и привлекательной, большое внимание уделила созданию предметно–пространственной среды, которая способствовала самостоятельному приобретению детьми опыта и активизации поисковой активности. Уголок экспериментирования оснастила необходимым материалом для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, предметы из металла, пластмассы, дерева и т. д.).

    В работе с детьми использую различные формы, методы и приемы: прогулки, наблюдения, беседы, дидактические игры, опыты. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры – опыт и игры – эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

    Использую  дидактические игры:  «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?»,  «Игры с соломинкой», «Что в коробке?»,  « Чудесный мешочек», «Свет»,  «Мы фокусники», «Коробка с секретом».   

    Словесные игры:  "Что лишнее?",  "Хорошо - плохо", развивают у детей внимание,    воображение, повышают знания об окружающем мире.

    В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

    Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом».

     Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляли детей думать, сопоставлять и делать выводы.

    В средней группе познакомила детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показала взаимосвязь с живой природой. С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – что воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя, закрывать кран. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели  ряд опытов:  мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки), можно ли поймать воздух?,  может ли воздух быть сильным,? движение воздуха. Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

    Наличие модели последовательности помогает детям самостоятельно провести опыт, провести свои предположения, почувствовать себя исследователями. В старшей группе после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказа «Умная галка» дети сделали вывод: уровень воды поднимается, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность. После  ознакомления со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не замочив рук?

    Во  время работы «Огород на окне посадили пророщенную фасоль и «насухо». Какая фасоль взойдет быстрее? Во время проращивания семян дети видели, как семя из одного состояния переходит в другое.

    Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует активности, самостоятельности, эмоциональному комфорту.

     

    2. Направление «Воспитатель – Родители»

    Содержание работы в данном направлении заключалось в привлечении внимания родителей к воспитанию ребенка в семье; развитие познавательных способностей в исследовательской деятельности.

    1 Приоритетные задачи данного направления следующие:

    1. Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательно – исследовательских способностей ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;        

    2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;

    3. Повышение компетентности родителей при выборе наглядного материала.

    4. Стимулировать к обмену родительским опытом.

        Для реализации данного направления разработала тематический план работы с родителями среднего и старшего дошкольного возраста, который также представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с родителями.

    Работу с родителями строила в соответствии с тематическим планированием. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам организации познавательно – исследовательской деятельности. Для родителей оформила уголок «Познаем и исследуем», где выставлялась наглядная информация, литература для родителей.

      Проводила родительские собрания, консультации, на которых пыталась объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой  предлагала родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

    Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе  окрашивали бумагу, ткань, изготавливали цветные льдинки и т.д.

     Совместно  с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», и т.д.  

     Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

    В конце года прошло итоговое мероприятие по теме  «Волшебные превращения», где семейные команды, представляли свои проекты, сделанные из разных материалов. После проведения таких мероприятий родители открыли в себе скрытые таланты и формировались навыки общения родителей с детьми.

        На диагностическом этапе, выявляла изменения  в уровне развития познавательно-исследовательских способностей, с использованием следующих методов: беседа, тестовые задания, наблюдение.

    Анализируя результаты, получила следующие данные, которые представлены в виде гистограммы

     В результате работы в рамках проекта «Юные исследователи» у детей отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей .

        В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей - 75% не знают, что такое познавательно - исследовательская деятельность и  как осуществлять процесс  воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только единицы - 25% имеют небольшие представления о том, какую роль играет познавательно-исследовательская деятельность в развитии ребенка.

       После проведенной запланированной работы с родителями изменилось отношение родителей к детям: 87% родителей стали обдуманно относится к подбору игр, опытов для познавательно - исследовательской  деятельности, активно включаются в совместно познавательную деятельность.

    Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

    В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.

    Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей  посредством детского экспериментирования»...

    Проект"Развитие познавательной деятельности дошкольника через детское экспериментирование"

    на тему" Развитие познавательной деятельности дошкольника через детское экспериментирование"...

    Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

    Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

    «Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»

    Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....

    Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

    Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...