летний проект
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мялкина Римма Рашидовна

"Синьор Помидор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt_sinor-pomidor_st._gr_-_kopiya.docx77.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад пос. им К. Маркса»

Проект в старшей группе

«Синьор-помидор»

                                                         

                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                       Мялкина Р. Р.

2014 – 2015 учебный год

Мини-проект в старшей группе

«Синьор- помидор»



Пояснительная записка



В своей работе с детьми я остановилась на выборе мини-проекта о томатах, с целью углубления естественно научных знаний детей, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни. Работая над проектом важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Мне представлялось значимым не просто подсказать новые источники информации, но и направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этой работы дети должны были самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В своей работе над мини-проектом я использовала определенную совокупность учебно - познавательных приёмов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.


Тип проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Предмет исследования: овощная культура (томат).

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – овощной культуре; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
Задачи исследования:

1. Познакомить детей с историей появления данной овощной культуры в нашей стране.

2. Показать значимость томатов в жизни человека.

3. Сформировать представления о:

- жизни растения (оно растет, развивается, может быть больным, здоровым…)
- строении, функциях и назначении его частей (корень, листья, плоды)
- влиянии света, тепла, воды
- экологически грамотном поведении человека с растением.
4. Воспитывать у детей интерес к данной овощной культуре; вызвать желание заботиться о нем.
Предполагаемый результат: Появление интереса детей к томату, к родине данного растения.  Понимание пользы томатов для человека. Наличие у детей представлений о данной овощной культуре.


Структура проекта

Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.

План поэтапных мероприятий

1-й этап
Подготовительный

2-й этап
Реализация проекта

3-й этап
Итоговый

Совместно с родителями наполнение экологического уголка группы дидактическими пособиями, развивающими играми об овощах.

Определение уровня знаний детей об овощах.

Подготовка материала для изобразительной деятельности: альбомы, цветные карандаши, гуашь; пластилин, стеки; цветная бумага, ножницы, клей, кисточки.

Подбор художественной литературы для чтения.

Плакат, альбом «Овощи».

Картинки, иллюстрации «Томаты».

Муляжи «Овощи».

Подбор подвижных, дидактических игр и игровых упражнений.

Беседы познавательного цикла "Родина томатов», «Посадка семян помидора», «Блюда из томатов»

Рассматривание картины, муляжей  "Овощи"

Исследовательская деятельность «Вода в жизни растений»,  «Влияние света и температуры на жизнь растений.

Чтение , заучивание песенки С. Я. Маршака «Песня синьора помидора».

Чтение стихотворений: Я. Бисехва  «В огороде помидор»,В. Горак «Помидор я, иль томат», В. Сабирев «Светофор на грядке».

Загадки

Рисование: «Загадки с грядки»

Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Заготовки на зиму».

Лепка: «Овощи»,  "Помидор"

Дидактические игры.

Оформление фото - выставки по материалам проекта

Выставка    рисунков «Синьор Помидор».

Итоговое НОД    « Золотое яблоко»

                                                                                                                                                                                   

Схема реализации проекта

Виды деятельности

С детьми

Родителям

Игровая деятельность

 Подвижная игра-эстафета: «Кто быстрее соберёт томаты?»                                            

Игровые упражнение - "Дорисуй овощ", "Нарисуй овощ по точкам" и т. д.                                             Дидактические игры: "Овощные загадки", "Собери овощ",  «Четвёртый лишний», "Угадай, что изменилось?"

Памятка с содержанием дид. игр «Собери овощ», «Четвёртый лишний».

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседы познавательного цикла: "Родина томатов», «Посадка семян помидора», «Блюда из томатов»

Рассматривание картины, муляжей  "Овощи", «Томат».

Исследовательская деятельность «Вода в жизни растений»,  «Влияние света и температуры на жизнь растений.

Подбор фотографий для организации фотовыставки «Как я ухаживаю за томатами на огороде».

Коммуникативная деятельность

Рассказывание детей на тему: "Мой любимый овощ", "Описание помидора". Рассматривание плаката, иллюстраций (муляжей) «Овощи», «Помидоры».

 Выучить стихотворение про томат.

Восприятие художественной литературы

 Чтение стихотворений: Я. Бисехва  «В огороде помидор»,В. Горак «Помидор я, иль томат», В. Сабирев «Светофор на грядке».

Чтение , заучивание песенки С. Я. Маршака «Песня синьора помидора».

Чтение ит. сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино»

Список рекомендуемой литературы для детского чтения:

Ит. сказка Д. Родари «Приключения Чиполлино»

Изобразительная деятельность

Рисование: «Загадки с грядки».

Аппликация «Огурцы и помидоры лежат  на тарелке», «Заготовки на зиму».

Лепка: «Овощи», "Помидор"

Совместно с ребенком сделать рисунок «Синьор-Помидор»

Двигательная деятельность

Подвижная игра: эстафета: «Кто быстрее соберёт помидоры?»

Памятка с содержанием игр «Кто быстрее соберёт томаты?»

Музыкальная деятельность

Слушание песенки С. Я. Маршак «Песня синьора –помидора».

Сочинить песню про томат.

Презентация проекта.

Итоговое НОД    « Золотое яблоко»

Выставка рисунков «Синьор Помидор».

Изготовление атрибутов к костюму Синьора помидора.

Совместное творчество.

Результаты проекта следующие:.

В ходе проекта у детей возник интерес к томату, к истории его появления в нашей стране. Дети имеют представление о жизни растения, его строении, необходимых условиях для роста и развития, многообразии сортов, пользе для человека.
У детей появилось  желание ухаживать за овощными культурами.                                                       С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали  цели, проявляя внимание и настойчивость.                                                                                                      Активное изучение художественной литературы позволило детям  узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах.                                                                               Работа над проектом показала, что дети с желанием и интересом принимали  участие в работе данного проекта.

Конспект проектной деятельности в старшей группе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Посадка семян помидора»

Цель:

Закрепить представления о семенах — будущих растениях; закрепить знания последовательности во время посадки семян.

Задачи.

Обучающие:

Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян, уточнить представление о растении помидор и его семенах;

Закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло);

Учить сажать семена помидора: сделать углубление в земле, правильно вложить семечко, присыпать землей, полить водой из лейки.

Развивающие:

Развивать интерес к развитию и росту растений;

Развивать речь детей, учить согласовывать прилагательные с существительными; обогащать словарный запас детей новыми словами (существительные – семена, семя, почва, росток, зелень; глаголы – сеять, прорастать, зеленеть).

Воспитательные:

Воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за посевами, воспитывать заботу и интерес к наблюдениям; воспитывать в детях любовь к природе.

Методические приемы:

Художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассматривание, работа со схемами,                                                                                                                                                                                                                                      дидактическая игра, подвижная игра,  подведение итогов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Оборудование:

Иллюстрации с изображением сказочного героя Синьора помидора и томатов;                                                                                                                                    географическая карта, магниты «Помидор»;  карточки для дид. игры «Что вырастет?»;                                                                                                                                                 схемы «Модель развития растений», «схема посадки семян»; контейнеры с землёй;                                               палочки; 4 лейки с водой; табличка «Помидор».                          

Предварительная работа:

беседа о необходимых условиях для проращивания семян, проведение экспериментов;

наблюдение за появлением проростков;

беседа по картинам «Весна. Труд людей», «Сельскохозяйственные работы в полях»;

чтение произведений: «Откуда хлеб пошел?», «Вершки и корешки», «Чиполлино» Джанни Родари.

Ход НОД:

Дети сидят на ковре (на стульчиках).

Организационный момент.

Воспитатель (В.): Ребята, сегодня к нам придет необычный гость. Кто же он, вы сможете узнать, если правильно отгадаете мою загадку. Хорошо?

Дети (Д.): Да.

В. (читает загадку): Блеск на кожице атласной. Стоп! На грядке светофор!

Это светит ярко-красный, сочный спелый …

Д.: Помидор!

В.: Верно. Наш гость сегодня – синьор Помидор. В какой сказке мы с ним познакомились?

Д.: Синьор Помидор – герой сказки «Чиполлино» Джанни Родари.

В.: А вот откуда приехал в наши края помидор, он расскажет сам.

В. вносит в группу игрушку (или рисунок) Синьора Помидора.

Синьор Помидор: Добрый день вам, ребята!

Д.: Здравствуй, синьор Помидор.

С.П.: Мое имя – помидор. Оно обозначает «золотое яблоко». Приехал я к вам из далекой страны Перу, она находится в Южной Америке.

Показывает на карту мира, где значком отмечена родина растения.

Там, на моей родине, называют меня томат. Потом путешественники отвезли меня в Испанию, Португалию, Италию, Францию и другие страны.

Показывает на карте и крепит значок «помидор» на эти страны.

В вашей стране России меня поначалу выращивали как декоративное растение для украшения сада, а мои плоды считались несъедобными и даже ядовитыми. Но это не так! Правда, ребята?

Д.: Да, помидоры – очень вкусные, сочные и полезные овощи!

В.: Ребята, подскажите нашему гостю, какие же блюда можно приготовить с помидором?

Д.: Из помидоров можно приготовить сок, салат, кетчуп. Помидоры можно положить в суп. Их можно засолить на зиму.

С.П.: А знаете ли вы, ребята, как появляются помидоры?

Д.: Помидоры можно вырастить в огороде.

В.: Давайте расскажем синьору Помидору о том, как растет и развивается растение. Для этого нам потребуется схема «Модель развития растения».

2. Работа по схеме «Модель развития растения»

Д.: Чтобы выросло растение, нужно посадить его семечко в землю, полить его и поставить в теплое место на солнечной стороне.

Д.: Сначала появляется росток, за ним нужно ухаживать.

С.П.: Что значит ухаживать?

Д.: Нужно рыхлить землю и поливать всходы.

Д.: Затем растение становится большим, на нем появляется бутон, который скоро раскрывается. Когда цветок отцветет, можно собрать с растения семена.

В.: Ребята, у меня есть несколько картинок с изображением различных семян и взрослых растений. Посмотрите-ка на семена и скажите, какие растения из них вырастут? Подберите нужную карточку.

3. Дидактическая игра «Что вырастет?»

Д.: На моей картинке семечка, из которой вырастет подсолнух.

Д.: На моей картинке желудь, из которого вырастет дуб.

Далее дети по одному рассказывают, например, о шишке, арбузном и дыневом семечке, фасоли, горохе и кукурузе.

С.П.: Спасибо, ребята, как много интересного вы мне рассказали! А хотите ли вы сами попробовать вырастить сочные и вкусные помидоры?

Д.: Да!

С.П.: Я оставлю вам в подарок семена, а вы посадите их, а к концу лета соберете урожай. Ну а сейчас мне пора! До свидания, ребята!

Д.: До свидания, синьор Помидор.

В.: Давайте с вами, ребята, посадим семена, который оставил нам наш яркий гость. Для этого нам нужно пройти к столу.

4. Работа по схеме «Посадка семян». Составление алгоритма посадки.

Воспитатель и дети подходят к столам. На столах приготовлен инвентарь для посадки.

В.: Посмотрите на столы. Что здесь лежит? Расскажите.

Д.: Здесь есть горшочки с землей, лейка для полива, палочки, табличка «Помидор», схема посадки семян и семена помидора.

В.: Верно. Давайте с вами рассмотрим схему «Посадка семян» и поговорим о том, как правильно посадить семена помидора.

1. Сначала нужно порыхлить землю и полить её водой из лейки. Вода должна впитаться.

2. Палочкой сделаем лунку, чтобы посадить в неё семечко.

3. Кладем семечко в лунку и присыпаем землей.

4. Чтобы не забыть, что посадили, воткнем табличку с изображением помидора.

В.: Вы, конечно же, устали, и хотите отдохнуть. Давайте поиграем с вами в веселую игру «Грядка».

5. Динамическая пауза. Игра малой подвижности «Грядка» (по стихотворению В. Глущенко).

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Меняют направление движения.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку.

Останавливаются. Имитируют вскапывание грядки лопатой.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

Имитируют рыхление земли гряблями.

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

Идут по кругу, изображая, что раз-брасывают семена.

6. Самостоятельная работа детей по посадке семян.

В.: Отдохнули, теперь можете приступать к работе. Все необходимое у вас на столе. Не забывайте смотреть на схему правильной посадки. Ребята, давайте вспомним, какие условия нужны, чтобы вырастить хороший урожай.

Дети: Солнце.

Воспитатель: Для чего нужно солнце растениям?

Дети: дает свет и тепло

Воспитатель: Для чего нужна вода?

Дети: питание

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

Дети: чтобы растения дышали

Воспитатель: Для чего нужна земля?

Дети: питание, которое помогает расти

Воспитатель: самое главное, что нужно?

Дети: наша доброта, забота, бережное отношение

7. Итог занятия. В.: Какие вы молодцы! А еще мы с вами заведем тетрадь наблюдений, где будем отмечать, как развиваются наши растения. Дети делятся впечатлениями от занятия.

Конспект проектной деятельности в старшей группе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:                                                                                                                 Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.               Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.               Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.     Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые  стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски  для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

 Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить .(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде ,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами ( полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды ,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой ,моет полы ).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру 
«Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Конспект проектной деятельности в старшей группе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа  «Как растет растение».


Задачи: Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности; В установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития; в развитии речи - доказательства; В накоплении детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.


Предварительная работа: Наблюдения за особенностями внешнего вида растений, посадка растений, длительные наблюдения за их ростом и развитием, составление рассказов о растениях.


Ход беседы:
В группу к детям приходит Незнайка. Приносит искусственный
цветок.
Незнайка. Посмотрите, какой красивый цветок я вырастил. У
него есть стебелёк, листочки, даже цветок - это живое растение.
Дети (смеются). Это неживое растение. Это сделанный цветок.
Он не вырос.
Незнайка. А... Я всё понял: если есть цветок, значит растение
неживое.
(Внести цветущее растение)
Дети. Это растение живое. Оно выросло. У него корни есть,
листочки, стебель, цветок.
Воспитатель. Незнайке надо доказать, что это живое растение,
что оно выросло. Будем доказывать? (Да)
Воспитатель. Зачем растению цветок? (Чтобы были семена).
Зачем созревают семена? (Чтобы из них были ещё такие же
растения.)
Воспитатель. Выберите семена разных растений. (Дети
подходят к столу и выбирают семена или картинки с
изображением семян и плодов. Выставляют на стенд или
выкладывают на стол.)
Незнайка. Такие разные семена! И что же из них вырастет? Я
знаю - это берёзовые семена, из них дуб вырастет. А вот
горошина - из нее вырастет береза. (Дети не соглашаются.)
Дети. Из березовых семян вырастет только береза, из
горошины - горох.
Воспитатель. А как же вырастает растение?
Незнайка. Я всё знаю. Положу семена в коробку, потрясу и
пусть растут. Так? (Нет.)
Воспитатель. Что нужно растению, чтобы оно выросло? (Вода,
питание в земле, тепло, свет.)
(Выставляется обобщенная модель потребностей растений как
живых организмов.)
Незнайка. А, теперь всё понял! (Выставляет элементы модели
наоборот, в неправильной последовательности: семечко
проростком - корнем - вверх, листьями в землю, перепутаны
стадии роста: плод прежде цветка.)
Незнайка. Возьму семечко. Помочу - семечко проросло. Теперь положу в землю - положу так, чтобы корешок вверх торчал, чтоб ему светло было, а листочки вниз, в землю. Потом плод будет, потом цветок. И вырастет красивый цветок - он самый главный у растения.
(Дети исправляют ошибки, мотивируя каждую стадию роста, его последовательность и направленность. Обсуждается каждый элемент модели.)
Воспитатель. Правильно рассказал Незнайка? А как же растет растение и почему? Надо рассказать незнайке и доказать, чтобы он все понял.
(Дети раскладывают модели и рассказывают, как растет растение.)
Воспитатель. Хорошо рассказали. Понял, Незнайка?
Незнайка. Так много говорили - ничего не понял!
Воспитатель. Расскажите Незнайке о том растении, которое сами выращивали, как оно росло и почему.

Конспект проектной деятельности в старшей группе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование  « Загадки с грядки».

Задачи. Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Предварительная работа. Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму?

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру - послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать. Воспитатель загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и нарисовать отгадку. Дети рисуют каждый овощ-отгадку на отдельном листочке или же последовательно на одном листе бумаги. Воспитатель создаёт игровую ситуацию: Листочки бумаги - это как будто грядки, на которых сейчас вырастут овощи, а как они называются, вы отгадаете, послушав загадки.                                                         Загадки об овощах:                                                                                                                                       Я гладкий и блестящий, Расту в теплице чаще, Люблю тепло и солнце, Краснею на оконце. Прошу - не жмите красный бок, Запачкать может красный сок. (Помидор.)                          Воспитатель советует нарисовать помидор, смешивая красный, оранжевый и жёлтый цвета красок. При желании можно нарисовать красный помидор и раскрасить один бочок жёлтым, оранжевым или зелёным цветом и дорисовать узкие листочки.

 Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. (Репа.)                                      Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками на палитрах (или листочках бумаги) для получения ярко-жёлтого цвета, при необходимости подсказывает, что нужно смешать жёлтый и красный цвета. Напоминает, что репу можно нарисовать, как помидор, но дорисовать кончиком кисточки тонкий хвостик. По желанию дети могут нарисовать крупные широкие листья.

За кудрявый хохолок Лису из норки уволок . (Морковь.)                                                      Воспитатель спрашивает детей, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к жёлтой краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети по желанию дорисовывают зелёный хвостик.                                              Примечание: следующая загадка про капусту предлагается в том случае, если рисование по содержанию стихотворения Н. Кончаловской Показал садовод... переносится в самостоятельную художественную деятельность.                                                                                   Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява.Кто любит щи, Меня в них ищи.  (Капуста.) Воспитатель показывает два способа рисования капусты: 1) рисует большой круг светло-зелёного цвета и, не дожидаясь, когда краска высохнет, проводит по нему волнистые линии тёмно-зелёного и сине-зелёного цвета, будто это листья капусты, свёрнутые в вилок; 2) смешивает на палитре 3-4 оттенка зелёного цвета и наносит на лист белой бумаги несколько пятен (листьев), чередуя их по цвету, и постепенно соединяет эти листья в вилок капусты.                                                                                                                                                     А теперь послушайте смешное стихотворение о саде-огороде, которое написала Наталья Кончаловская :

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК И РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРЕШЕК поспел,

И МОРКОФЕЛЬ дозрел,

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А таких БАКЛАЧКОВ

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Воспитатель предлагает детям нарисовать свою смешную загадку про овощи, чтобы товарищи могли отгадать, что это - огурбуз или помидынь , редисвёкла или моркофель . Дети рисуют (это задание на развитие воображения и чувство юмора можно предложить во второй половине дня для самостоятельной художественной деятельности).

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть грядки с овощами и показать их товарищам. Отмечает те рисунки, в которых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие. В смешных рисунках-загадках (нарисованных по стихотворению) выделяет оригинальные решения (изменение цвета, сочетание форм).

Конспект проектной деятельности в старшей группе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация  «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

 

Задачи: Формировать у детей умение различать овощи;  продолжать отрабатывать умение   вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления; развивать умения аккуратно наклеивать изображения.

Материал: загадки, стихотворения, муляжи овощей, круг из белой бумаги; заготовки из цветной бумаги для вырезания овощей.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

     Загадка: Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

                      И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Огород.)

         - Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? Ребята, а какие вы знаете овощи? (ответы детей.) Мы с вами отравимся к этим овощах в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу, и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.

2.Чтение стихотворений.

В огороде.

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом –красным помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля—черным-черна, а земля для всех одна.

О. Бундур

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется  народ.

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.                           Л.Некрасов

     - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях.

3.Отгадывание загадок:

 1.Его зубчики  едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов. (чеснок.)

2.Наши поросятки выросли на грядке,

 К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют снами в прятки. (огурцы.)

3. Как на нашей    грядке выросли загадки—

    Сочные да крупные, вот такие круглые.

    Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры.)

4. Физминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок, сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем. Тише, тише. Высоко прыгай на носках легко.

5. Аппликация.

  Педагог предлагает рассмотреть овощи, спрашивает о форме овощей, уточняет приемы вырезания: из квадрата –помидоры, из прямоугольника огурцы. Дети рассказывать о порядке выполнения аппликации и приступают к работе.

6. Итог занятия.

  - О чем мы  сегодня говорили.

   - Что вы изобразили на аппликации.

Конспект проектной деятельности в старшей группе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация  «Заготовки на зиму»

Задачи: Развивать у детей  умение вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников. Развивать мелкую моторику рук, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.                                                                                                    Материал: квадраты 7*7 см красного цвета 3 шт, прямоугольники 2*6 см зеленого цвета 3 шт; баночки, вырезанные из картона, клей, кисти, салфетки.

Ход НОД:

1. Вступительная беседа.

Воспитатель предлагает послушать загадки:

Он круглый и красный,

Как глаз светофора!

Среди овощей нет вкусней (помидора) .

Летом в огороде

Свежие, зеленые!

А зимою в банке,

Крепкие, соленые! (огурцы) .

-Где растут огурцы и помидоры?

-А люди могут собирать овощи на огороде в любое время года?

- Чтобы иметь возможность кушать овощи круглый год, люди делают из них заготовки на зиму.

- А какие заготовки делают в вашей семье?

- Сегодня мы с вами тоже будем делать заготовки на зиму. Мы будем солить огурцы и помидоры. Но сначала, нам нужно вырезать их.

-Как вы думаете, из бумаги какого цвета мы будем вырезать помидоры? А огурцы?

2. Показ воспитателя.

- Какой формы помидор?

-Предметы круглой формы, удобнее вырезать из квадрата, для этого у него нужно срезать острые углы и все края загнуть.

-Огурец похож на вытянутый овал, нам удобнее будет вырезать его из прямоугольника. Мы закругляем острые углы и немного обрезаем край.

- Теперь разложим готовые огурцы и помидоры в банку, чтобы посмотреть, как нам их приклеить, чтобы все вместились.

-Теперь каждый овощ намазываем хорошо клеем и приклеиваем.

3. Итог занятия, анализ работ.


Конспект итоговой проектной деятельности в старшей  группе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

НОД «Золотое яблоко».



Задачи:
Познакомить  детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам, показать значение томатов для жизнедеятельности человека.

Предварительная работа:
Подбор и систематизация материала.
Подбор стихов, загадок.
Конкурс рисунка “Синьор Помидор”.
Выставка продуктов питания с использованием томатов (томатный сок, томатная паста, томаты консервированные, лечо, кетчуп, и др.)
Оформление карточек в форме помидора - рецептов блюд из помидор или полезные советы.
Обурудование:

Географическая карта мира.

Костюм Синьора Помидора.
Шапочки – репа, огурец, лук (или атрибуты костюмов для этих овощей).
Зеленая ткань, 2 корзинки, не менее 20 штук муляжей помидор.
Черные ящики со строительным материалом.


Ход НОД:

Ребят встречает Огородное Чучело:
- Добрый день, дорогие ребята, мы сегодня в сами встречаемся очередной раз в Огородной стране. За предыдущие встречи вы уже встречались с разными героями в этой стране. Кто вам больше всего запомнился и почему? (Ответы детей) Сегодня мы ждем нового героя, который раскроет нам свои овощные секреты. Кто же этот новый герой? Вы сможете узнать, если правильно отгадаете загадку:
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет красней ……

Чучело: Действительно, это помидор, и к нам придет…. Сеньор Помидор. Ребята, кто из вас знает, в какой сказке встречается Сеньор Помидор? “Чиполлино”. А вот откуда приехал к нам сеньор Помидор, он нам расскажет сам.

Входит Сеньор Помидор. Здоровается с детьми и обращает внимание на географическую карту, на которой уже имеются значки-символы знакомых уже овощей, обозначающих родину овощных культур.
- Ребята, что это за карта у вас? (Ответы детей) А вот здесь (показывает), в Южной Америке находится моя родина, откуда началось путешествие моих предков по Европе. (Закрепляет значок - символ помидора) А было это так

Помидор - это индийское растение. На родине, в Южной Америке, его называли “томат”. Мореходы, которые привезли томат в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали томаты у себя на клумбах, в саду – для красоты.
У томатов, привезенных из Южной Америки, плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. “Поми д'оро!” - восхитились итальянцы. “Помо” – по-итальянски яблоко, “д'оро” – золотое. Так индейский томат стал называться помидором. Первыми решили попробовать “золотое яблоко” португальцы. Им понравилось. И началось переселение помидоров в огород.
Прошло около четырехсот лет с тех пор, как томаты были привезены из Америки в Европу, и овощ инков отправился в обратный рейс. В Европе томаты заполонили все рынки.
Получилось, что у одного и того же овоща – два названия. Какое из них правильное: помидор или томат? Во всех научных книгах овощ называется томатом. Это название он получил и у себя на родине, в стране инков – Перу. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты. Но, покупая свежие плоды, мы говорим про них - помидоры. И хотя сейчас желтые и оранжевые сорта помидоров встречаются реже, чем красные, своё “золотое” название помидоры сохранили до сих пор.
Овощ инков прекрасно растет в Средней Азии, на Кавказе, на Украине. В более северных краях России, где уже в сентябре начинаются заморозки, большинство плодов на кустах не успевают созревать. Растение зря тратило силы на мелкие зеленые плоды.
Чучело: Ребята, а у кого на даче растут и созревают помидоры? Где растут они у вас? Где быстрее появляются плоды томатов – в теплицах или при выращивании в открытом грунте?
- Ребята, а на что похожи помидоры? (На шарики, на маленькие мячики, на яблоки, на кольца пирамидок и т.д.) Давайте поиграем. Вот в этих 2 черных ящиках находится разный строительный материал - по 10 кубиков, кирпичиков, шариков. Разделившись на две команды, вы должны как можно быстрее, не заглядывая в ящики, вытаскивать по одному шарику–помидорке. Какая команда быстрее вытащит все 10 штук, та и победит.
Сеньор Помидор: (Ходит по комнате, поглаживает себя по животу) – хвалится: - Я самый вкусный, самый сочный, самый ароматный, самый, самый

Чучело, Репа, Огурец, Лук читают по ролям стихотворение   Я. Бисехва «Помидор»
В огороде помидор взгромоздился на забор,
Притворяется негодник, будто сам он огородник!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетка Репа: - Это глупо и нелепо.
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец: - безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук: - Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец, устыдился, наконец,
И скатился, чин по чину, к огороднику в корзину.

Игра- эстафета “Сбор помидор”
- С одной стороны площадки на зеленой ткани лежат муляжи помидор (папье-маше)- не менее 20 штук. На противоположной стороне друг от друга находятся две корзинки. Дети стоят в две шеренги. По сигналу, по одному они начинают переносить по одному овощу “с грядки” до корзинки. Побеждает та команда, у которой в корзинке будет больше “помидор”.
Сеньор Помидор приглашает всех подойти к овощной лавке, в которой расположены разные приправы, соки, заготовки из помидор. Идет беседа о каждом заготовленном продукте, его использовании в приготовлении пищи (кроме томатного сока).
Чучело: Ребята, обратите внимание. На подносе в стаканчиках разлит сок, проходите, угощайтесь. (Не говорить, что это за сок) Спросить у участников, какой сок они пили, какой он на вкус, чем он отличается по внешнему виду от других видов сока.
- Ребята, а какого цвета бывает помидор? Когда он бывает зеленым. Красным? Есть ли желтые помидоры? Послушайте, какая история произошла с Мишей.

 Ребёнок читает стихотворение  В. Сабирева  «Светофор на грядке»  
Раз пошел я за салатом, рос он рядышком с томатом.
И еще издалека вдруг заметил три глазка.
Под листвою запыленной – красный, желтый и зеленый –
Светят, словно на подбор, не томат. А светофор!
Только вот горит бессменно все глазки одновременно

И не могут дать ответ – путь свободен или нет.


Сеньор Помидор: Ребята, я очень хочу рассмотреть ваши рисунки с изображением моих родственников и соседей по Огородной квартире. (Все рассматривают рисунки детей, просматривают предыдущие работы) Идет обсуждение работ.
Чучело: (Подходит к сеньору Помидору, берет его за руку и произносит):
Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор очень любят …(хором)
Сегодня мы познакомились с витаминными секретами еще одного жителя Огородной страны. А чтобы вы не забыли, как в период приготовления варки сохранить витамины у помидора, мы вашим семьям подарим памятки. Запомнив полезные советы, вы будете получать больше витамин от Синьора Помидора.

Памятка для родителей

Помидоры ещё 100лет тому  назад выращивали  в горшках на подоконниках как комнатный цветок .Сейчас помидоры распространены по всему земному шару . В больших количествах выращивают и у нас в стране .

Помидоры очень  полезны  прежде всего высоким содержанием органических кислот. Полезны помидоры и вследствие  невысокого содержания в них пуринов. Вот почему этот овощ можно рекомендовать практически всем  — и взрослым , и детям , больным и здоровым.

В помидорах содержатся  витамины С . В1 ,В2 ,Р,К, каротин, сахар, фосфор, железо. Помидоры консервируют зрелости – зелёная, молочная , бурая, розовая, красная. Так вот ,в красных помидорах самое большое количество каротина.

В помидорах довольно много калия ,которому принадлежит важная роль в поддержании нормальной функции сердечно – сосудистой системы .

Помидоры в отличие  от многих овощей обладает нежной клетчаткой , которая благоприятно влияет на жизнедеятельность полезной кишечной микрофлоры, способствует снижению гнилостных процессов в кишечнике, выведению из организма избыточного количества холестерина и вместе с тем оказывает благоприятное  действие на процессы пищеварения.

Но и это ещё не всё. Помидоры усиливают специфический иммунитет к возбудителям воспаления лёгких – пневмококкам, кишечных инфекций – сальмонеллам, дизентерии. Фитонциды помидоров проявляют  противогрибковую активность. Задерживая развитие  опасных для человека микроскопических грибов.

Помидоры- служат нам и пищей и лекарством.

Приложение


В. Горак

Помидор я, иль томат,
Витаминами богат,
На вид я не ужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад.

Самуил Маршак  «Песня синьора помидора»


Я - синьор
Помидор.
Красен я и пышен.
А служу я с давних пор
У помещиц - Вишен.
С каждым часом я расту,
Наливаюсь соком,
Потому что на посту
Нахожусь высоком!

Я не репа, не морковь -
Мелочь огородная.
У меня под кожей кровь
Очень благородная.
Я - холеный помидор
С кожею атласной,
И вступать со мною в спор                                                                                                                       Овощам опасно!

Я. Бисехва

В огороде помидор взгромоздился на забор,
Притворяется негодник, будто сам он огородник!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетка Репа: - Это глупо и нелепо.
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец: - безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!

Огорчился старый Лук: - Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец, устыдился, наконец,
И скатился, чин по чину, к огороднику в корзину.

В. Н. Сабирев  «Светофор на грядке»


Раз пошел я за салатом, рос он рядышком с томатом.
И еще издалека вдруг заметил три глазка.
Под листвою запыленной – красный, желтый и зеленый –
Светят, словно на подбор, не томат. А светофор!
Только вот горит бессменно все глазки одновременно
И не могут дать ответ – путь свободен или нет.

Ирис Ревю

Что за яркие сеньоры?
Это — фрау помидоры,
Как прекрасны! Спору нет,
Пригласи их на обед!


Детские загадки про помидор

Красный вкусный, хоть не сладкий.                                  
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»!
(помидор)                                                                                                                                           
                                                                                                                                                                Этот овощ быстро очень
Разгадаем между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке.
Положи его на солнце.
Он дозреет у оконца,
Этот толстенький сеньор
Всем известный .....
(Помидор)

Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный ...!»
(помидор)

 Грядка наш родимый дом.
Мы на кустике растём.
Как в музее экспонаты,
На кусте красны
(томаты)

 Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый ...
(помидор)

Рос весною, рос я   летом.
Был зеленым, незаметным,
Твердым, мелким и невкусным
Потому - то был я грустным!
Но когда кончалось лето -
Стал я красного вдруг цвета,
Знают все, о чем тут спор.
Я – красавец …
(помидор).

 Мы в теплицу посадили.
Поливали и рыхлили.
На кустах плоды висят.
Красненьким бочком горят.
Осенью плодов тех сбор.
Это овощ - …(
помидор)

Загадки

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали –

Не одну нашли, а десять!

Как ее название, дети?

Непонятна, шишковата,

А придет на стол она –

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!»

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картошка)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли пол мешка.

Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одеженок

Сложили мы в бочонок.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Нарядилась Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила уборки густо,

Узнаешь ее?... (капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (морковь)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросла.

Над землей трава,

Под землей алая голова. (свекла)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок. (редис)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (тыква)

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке,

Крепкие, соленые.

Развалились в беспорядке

На своей перине-грядке

Сто зеленых медвежат,

С сосками во рту лежат,

Беспрерывно сок сосут

И растут,  растут, растут.

Лежит меж грядок –

Зелен и сладок.

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (огурец)

Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго. (чеснок)

Пословицы

Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен.

Вырос как помидор в степи.

Куда-куда? На кудыкины горы, воровать помидоры.

Что ты цветёшь, как помидор?

Мне потребуется время, чтобы перестать наливаться, как помидор.

Считалка.

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел –
И корзиночку нашел!
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи.
Ленты, кружева, ботинки –
Что угодно для души!

Помидор - это индийское растение. На родине, в Южной Америке, его называли “томат”. Мореходы, которые привезли томат в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали томаты у себя на клумбах, в саду – для красоты.

У томатов, привезенных из Южной Америки, плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. “Поми д'оро!” - восхитились итальянцы. “Помо” – по-итальянски яблоко, “д'оро” – золотое. Так индейский томат стал называться помидором. Первыми решили попробовать “золотое яблоко” португальцы. Им понравилось. И началось переселение помидоров в огород.

Прошло около четырехсот лет с тех пор, как томаты были привезены из Америки в Европу, и овощ инков отправился в обратный рейс. В Европе томаты заполонили все рынки.

Получилось, что у одного и того же овоща – два названия. Какое из них правильное: помидор или томат? Во всех научных книгах овощ называется томатом. Это название он получил и у себя на родине, в стране инков – Перу. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты. Но, покупая свежие плоды, мы говорим про них - помидоры. И хотя сейчас желтые и оранжевые сорта помидоров встречаются реже, чем красные, своё “золотое” название помидоры сохранили до сих пор.

Овощ инков прекрасно растет в Средней Азии, на Кавказе, на Украине. В более северных краях России, где уже в сентябре начинаются заморозки, большинство плодов на кустах не успевают созревать. Растение зря тратило силы на мелкие зеленые плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний проект "Что такое лето?"

Цель проекта: Развитие партнерских отношений между МБДОУ, родителями и детьми, повышение  у всех участников проекта здоровьеохранной компетентности...

летний проект "Мои насекомые"

паспорт проекта "Мои насекомые"...

Летний проект "Горница-узорница"

Мини-проект по ознакомлению детей с русским народным бытом, укладом, фольклором ...

летний проект

"Лето красное - прекрасное"...

Летний проект "Шестиногий народец" (насекомые нашего участка)

Лето! Это замечательное время года, когда красотой  природы можно любоваться  на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные   моменты, а показать их детям.Проект включает в...

Летний проект "Лето, лето - ярким солнышком согрето"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.   Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и я...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...