Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Краткая аннотация: фронтальное логопедическое занятие на тему «Зима» составлено учителем – логопедом Кудайдатовой А.Г. для детей старшей группы с ОНР (общим недоразвитием речи). Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 539

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 г. Екатеринбурга

Конспект НОД

по формированию

лексико-грамматических средств языка

на тему «Зима»

                                                                                             

Конспект составила

Учитель-логопед

Кудайдатова Анна Григорьевна

                                                                               

Тема «Зима»

Цели:

Коррекционно-образовательные: 

- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;

- учить отвечать на вопросы логопеда полыми предложениями.

Коррекционно-развивающие: 

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, речевого дыхания;

- развитие умения согласовывать речь с движениями; выразительность речи и движений;

- совершенствование словаря  по теме «Зима» через умения подбирать родственные слова;

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже;

- согласование числительного с существительным;

- развитие навыка составления предложений с опорой на картинку.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Основные методические приемы: игровые, наглядно-действенный показ, словесные.

Оборудование: магнитная доска, демонстративный материал, картинки с изображением зимы, зимних месяцев.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Примечание

Действия логопеда

Действия детей

1.Организационный момент

Логопед организует приветствие и просит детей занять свои места за столами.

Дети здороваются с логопедом и садятся на стульчики.

2. Работа над дыханием «Вьюга»

«Вьюга»

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-Ш-Ш-Ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Дети смотрят на образец логопеда, затем выполняют движения сами.

3. Развитие моторики пальцев рук «Зима»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,           (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.                  (Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,         (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.         (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.                (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,          (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.              (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

Дети смотрят на образец логопеда, затем повторяют движения.

4. Развитие мимической моторики

Злится старуха зима – Сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря! Злость.

Но снегирю все нипочем! Удивление.

Повесим для него и других птичек кормушки! Улыбка.

А птички с радостью будут к ним прилетать. Радость.

Дети смотрят на образец логопеда, затем повторяют мимику.

5. Артикуляционная гимнастика

«Сосулька»

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки»

Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска»

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки»

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку»

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Дети смотрят на образец логопеда, затем повторяют, наблюдая за правильностью выполнений упражнений в зеркале.

Предметные картинки,

зеркала.

6. Введение в тему

Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о чем говорится в ней. 

Наступили холода, обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (зимой)    

Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

Назовите признаки зимы? (мороз, снегопад, холод, ветер, снег, лед).

Как зимуют звери в лесу? Как зимуют птицы?

Сегодня мы с вами побываем в царстве Снежной королевы, а поможет нам в этом мальчик Ваня.

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы.

Предметные картинки

7. Упражнение «Родственники»

В царстве Снежной королевы всегда много снега. Однажды загрустил снег и попросил Снежную королеву: «Найди мне родственников, похожих на меня, чтобы в их названиях можно было услышать слово «снег». Взмахнула Снежная королева волшебной палочкой – и появилась у нее на ладони белая, легкая снежинка. Вот тебе один родственник (снег - снежинка).

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный (ком), заснеженный, снегоход, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь, снеговик, белоснежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимник, зимовка, озимь, предзимье, зимующие, озимые.

Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, заморозки, морозище, морозостойкий, обморожение, замораживать, мороженное.

Лед – ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, гололед, ледовый, ледниковый.

Холод – холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить.

Дети внимательно слушают логопеда и выполняют задание.

8. Упражнение «Назови ласково»

Однажды Ване приснился сон, как будто он очутился в снежном царстве, в котором жила Снежная королева. Проходя по владениям Снежной королевы, Ваня услышал, что знакомые слова в царстве звучали совсем по другому, ласково. Давайте и мы с вами попробуем изменить слова – назвать их ласково.

Снег – снежок.

Мороз – морозец.

Ветер – ветерок.

Лед – ледок.

Зима – зимушка.

Метель – метелица.

Санки – саночки.

Холод – холодок.

Дети поднимают руку, отвечают индивидуально.

9. Упражнение «Один – много»

Снежная королева очень хорошо приняла Ваню в своих владениях, угостила мороженым. В ее владениях было столько всего много:

Снег – снегов, снега.

Лед – льдов, льда.

Узор – узоров.

Снежинка – снежинок.

Снеговик – снеговиков.

Санки – санок.

Буря – бурь.

Вьюга – вьюг.

Стужа – стуж.

Холод – холодов.

Забава – забав.

Дети поднимают руку, отвечают индивидуально.

10. «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Дети выполняют соответствующие движения, стараясь четко проговаривать каждую речевку.

11. Упражнение «Сосчитай»

Снежная королева предложила Ване сосчитать разные предметы, которые находятся в ее владениях. Помогите Ване посчитать и назвать предметы.

Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.

Один подарок, два подарка, три подарка, четыре подарка, пять подарков.

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.

Одна снегурочка, две снегурочки, три снегурочки, четыре снегурочки, пять снегурочек.

Одна горка, две горки, три горки, четыре горки, пять горок.

Дети поднимают руку, отвечают индивидуально.

12. «Расскажи о зиме»

За то, что Ваня справился с заданием Снежной королевы, она решила рассказать ему о зиме. Давайте поможем Снежной королеве рассказать о зимних приметах и забавах.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой повсюду лежит снег. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. У детей зимой много развлечений: катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Дети поднимают руку, отвечают индивидуально.

Мнемотаблица

13. Итог занятия

По просьбе логопеда дети вспоминают, чем они занимались сегодня, что узнали нового и интересного на занятии. В заключении он оценивает деятельность каждого ребенка. 

Дети поднимают руку, отвечают индивидуально.



Подписи к слайдам:

Тема: «Зима»
Автор: учитель-логопед МБДОУ №539 Кудайдатова А.Г.
Наступили холода, обернулась в лед вода.Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?
Назовите зимние месяцы
Январь
Декабрь
Февраль
Признаки зимы
ХолодноДует холодный ветер.На улице мороз.Выпал снег.На реке лёд.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Птиц в лесу осталось мало.
«Родственники»
«Назови ласково»
«Один - много»Одна снежинка, а много чего? … снежинок.
Снеговик один, а много? … снеговиков.
Физкультминутка «Я мороза не боюсь»Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.) С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, (Присели.) Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.) Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
«Сосчитай»Посчитай от 1 до 5 и назови предметы
«Расскажи о зиме»

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе Тема: «Дом. Мебель».

Представлен материал конспекта по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста. Перечисленные задачи и цель соответсвуют требованиям ФГОС....

План - конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе Тема: «Мебель».

Вашему вниманию представлен плна-конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.План - конспект не имеет существен...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Зима"

Занятие способствует развитию словаря, грамматических категорий и развитию связной речи при изучении лексической темы "Зима"...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...