Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Фондикова Ирина Валерьевна

Занятие способствует развитию словаря, грамматических категорий и развитию связной речи при изучении лексической темы "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_leksiko.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ  

Тема: «Зима»

Цели и задачи:

1.Обогащение и активизация

- предметного словаря: зима, время года, снег, снеговик, мороз, вьюга, метель, снегокат, ветер, снегопад, гололед;

- словаря признаков: снежный, морозный, зимний, холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый; долгожданная, вьюжная, метельная; тусклое;

- глагольного словаря: падает, кружится, ложится, покрывает, блестит, серебрится, сверкает, тает, зимуют, покрываются, замерзают, катаются, лепят, играют;

- словаря наречий: холодно, морозно, жарко.

        2. Формирование грамматического строя:

- словообразование относительных прилагательных (снег - снежный, зима – зимний, метель – метельный и др.)

- словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных (зимушка, снежок, ледок);

- словообразование существительных суффиксальным, приставочно-суффиксальным способом (снежок, снежный, подснежник, снегурочка, снегирь, мороженое, морозильник и др.)

- словообразование существительных с помощью двух основ (снегокат, гололед, снегопад), прилагательного (долгожданная)

- употребление существительных в предложном падеж: о зиме, о снеге; в творительном падеже: зимой, весной, летом, осенью;

- согласование существительного с числительным: одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.

        3. Развитие связной речи: составление простого предложения, распространенного однородными членами, составление рассказа с помощью мнемотаблицы.

        4. Развитие психических функций: зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления.

Оборудование: набор картинок «Времена года», набор сюжетных картинок на зимнюю тему, дидактическая игра «Родственные слова», мнемотаблица «Зима», магнитная доска, мяч.

Ход занятия:

Коррекционная гимнастика по тренажеру Базарного «Мотыльки»

Организационный момент:

Логопед: Мотыльки летают когда? Летом, а сейчас какое время года? Послушай мою загадку:

Снег на полях,

лед на реках,

вьюга гуляет,

когда это бывает? (зимой)

Сообщение темы занятия.

Логопед: Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме.

1. Посмотрите на картинки и выберите картину зимы. Почему именно эту картинку вы выбрали?

Дети: Много снега на картине.

Логопед:

Правильно: признак зимы – много снега. Давайте поиграем в игру «Запомни, повтори»:

Холодный, легкий.

Холодный, легкий, пушистый.

Холодный, легкий, пушистый, белый.

Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий.

Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый.

О чем эти слова?

Дети: о снеге.

Логопед: представьте, что на ладошки упали снежинки, давайте их сдуем

Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинки»: «упала одна снежинка – сдули, упало две (что?)… снежинки – сдули, упали пять (чего?)… снежинок – сдули)

Логопед: какие слова мы научились запоминать? Повторите их: снег какой?

Дети повторяют слова «холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый»

Логопед: Что снег делает?

Дети: падает, идет, кружится, ложится, покрывает, блестит, серебрится, сверкает, тает.

Логопед: Составим предложение о снеге: какой он и что делает.

1 ребенок: Белый, легкий, пушистый снег падает, кружится.

2 ребенок: Легкий, холодный снег сверкает, искрится.

Логопед: о каком времени года мы говорим? Придумайте слова о зиме. Зима какая?

Дети: холодная, морозная, снежная, долгожданная, вьюжная, метельная.

Логопед: назовите ласково зиму, снег, лед.

Словесная игра «Назови ласково»

2. Рассматривание картинок на магнитной доске.

Подбор  картинок, относящихся к зиме, называние их:

- зимой солнце неяркое – тусклое

- дома, земля, деревья покрыты снегом

- тучи темные, из туч идет снег

- зимой праздник – Новый год, наряжают елку

- на деревьях можно увидеть зимующих птиц – синиц снегирей

- реки покрыты льдом, замерзли

- изменения в жизни животных – зайцы меняют шубки, медведи спят

- дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки.

Логопед: какие картинки лишние?

- бегут ручейки (весной)

- деревья покрыты листьями (летом)

- растут цветы и ягоды (летом) и др.

Физминутка:

Снежок падает, кружится – белая вся улица

Собрались мы все в кружок – завертелись, как волчек.

3. Игра с мячом: «Тик-так, это так?»

Логопед: тик-так, это так: зимой растут цветы?

Ребенок: тик-так, это не так, зимой цветы не растут.

Логопед: тик-так, это так: зимой все покрыто снегом.

Ребенок: тик-так, это  так, зимой все покрыто снегом.

Логопед: тик-так, это так: зимой  можно услышать  пение  соловья, жаворонка?

Ребенок: тик-так, это не так, зимой  не услышать  пение  соловья, жаворонка, они улетели в теплые страны, на ветках деревьев можно увидеть синицу, снегиря.

Логопед: тик-так, это так: зимой очень жарко.

Ребенок: тик-так, это не так, зимой холодно, морозно.

 

4. Словесная игра «Придумай слова-родственники»:

Рассматривание картинок, подбор слов-родственников к словам

- «снег»: свежинка, снегурочка, подснежник, снеговик, снежный, снегирь, снегокат;

- «мороз»: мороженое, морозный, морозильник, Дед Мороз.

Коррекционная гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»

5. Словесная игра «Объясни словечко»

Дети с помощью логопеда объясняют слова «снегопад», «гололед», «снегокат», «снегоход».

6. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.

Логопед: О каком времени года мы говорим? Давайте составим рассказ с помощью таблицы. Напоминание об условных обозначениях. Ребенок с помощью таблицы рассказывает о зиме.

7. Итог занятия. Какому времени года посвящено сегодняшнее занятие. Что нового узнали о зиме. Какие новые слова узнали? Какая игра на занятии вам запомнилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....