Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие способствует развитию словаря, грамматических категорий и развитию связной речи при изучении лексической темы "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_leksiko.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Тема: «Зима»
Цели и задачи:
1.Обогащение и активизация
- предметного словаря: зима, время года, снег, снеговик, мороз, вьюга, метель, снегокат, ветер, снегопад, гололед;
- словаря признаков: снежный, морозный, зимний, холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый; долгожданная, вьюжная, метельная; тусклое;
- глагольного словаря: падает, кружится, ложится, покрывает, блестит, серебрится, сверкает, тает, зимуют, покрываются, замерзают, катаются, лепят, играют;
- словаря наречий: холодно, морозно, жарко.
2. Формирование грамматического строя:
- словообразование относительных прилагательных (снег - снежный, зима – зимний, метель – метельный и др.)
- словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных (зимушка, снежок, ледок);
- словообразование существительных суффиксальным, приставочно-суффиксальным способом (снежок, снежный, подснежник, снегурочка, снегирь, мороженое, морозильник и др.)
- словообразование существительных с помощью двух основ (снегокат, гололед, снегопад), прилагательного (долгожданная)
- употребление существительных в предложном падеж: о зиме, о снеге; в творительном падеже: зимой, весной, летом, осенью;
- согласование существительного с числительным: одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.
3. Развитие связной речи: составление простого предложения, распространенного однородными членами, составление рассказа с помощью мнемотаблицы.
4. Развитие психических функций: зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления.
Оборудование: набор картинок «Времена года», набор сюжетных картинок на зимнюю тему, дидактическая игра «Родственные слова», мнемотаблица «Зима», магнитная доска, мяч.
Ход занятия:
Коррекционная гимнастика по тренажеру Базарного «Мотыльки»
Организационный момент:
Логопед: Мотыльки летают когда? Летом, а сейчас какое время года? Послушай мою загадку:
Снег на полях,
лед на реках,
вьюга гуляет,
когда это бывает? (зимой)
Сообщение темы занятия.
Логопед: Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме.
1. Посмотрите на картинки и выберите картину зимы. Почему именно эту картинку вы выбрали?
Дети: Много снега на картине.
Логопед:
Правильно: признак зимы – много снега. Давайте поиграем в игру «Запомни, повтори»:
Холодный, легкий.
Холодный, легкий, пушистый.
Холодный, легкий, пушистый, белый.
Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий.
Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый.
О чем эти слова?
Дети: о снеге.
Логопед: представьте, что на ладошки упали снежинки, давайте их сдуем
Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинки»: «упала одна снежинка – сдули, упало две (что?)… снежинки – сдули, упали пять (чего?)… снежинок – сдули)
Логопед: какие слова мы научились запоминать? Повторите их: снег какой?
Дети повторяют слова «холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый»
Логопед: Что снег делает?
Дети: падает, идет, кружится, ложится, покрывает, блестит, серебрится, сверкает, тает.
Логопед: Составим предложение о снеге: какой он и что делает.
1 ребенок: Белый, легкий, пушистый снег падает, кружится.
2 ребенок: Легкий, холодный снег сверкает, искрится.
Логопед: о каком времени года мы говорим? Придумайте слова о зиме. Зима какая?
Дети: холодная, морозная, снежная, долгожданная, вьюжная, метельная.
Логопед: назовите ласково зиму, снег, лед.
Словесная игра «Назови ласково»
2. Рассматривание картинок на магнитной доске.
Подбор картинок, относящихся к зиме, называние их:
- зимой солнце неяркое – тусклое
- дома, земля, деревья покрыты снегом
- тучи темные, из туч идет снег
- зимой праздник – Новый год, наряжают елку
- на деревьях можно увидеть зимующих птиц – синиц снегирей
- реки покрыты льдом, замерзли
- изменения в жизни животных – зайцы меняют шубки, медведи спят
- дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки.
Логопед: какие картинки лишние?
- бегут ручейки (весной)
- деревья покрыты листьями (летом)
- растут цветы и ягоды (летом) и др.
Физминутка:
Снежок падает, кружится – белая вся улица
Собрались мы все в кружок – завертелись, как волчек.
3. Игра с мячом: «Тик-так, это так?»
Логопед: тик-так, это так: зимой растут цветы?
Ребенок: тик-так, это не так, зимой цветы не растут.
Логопед: тик-так, это так: зимой все покрыто снегом.
Ребенок: тик-так, это так, зимой все покрыто снегом.
Логопед: тик-так, это так: зимой можно услышать пение соловья, жаворонка?
Ребенок: тик-так, это не так, зимой не услышать пение соловья, жаворонка, они улетели в теплые страны, на ветках деревьев можно увидеть синицу, снегиря.
Логопед: тик-так, это так: зимой очень жарко.
Ребенок: тик-так, это не так, зимой холодно, морозно.
4. Словесная игра «Придумай слова-родственники»:
Рассматривание картинок, подбор слов-родственников к словам
- «снег»: свежинка, снегурочка, подснежник, снеговик, снежный, снегирь, снегокат;
- «мороз»: мороженое, морозный, морозильник, Дед Мороз.
Коррекционная гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»
5. Словесная игра «Объясни словечко»
Дети с помощью логопеда объясняют слова «снегопад», «гололед», «снегокат», «снегоход».
6. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Логопед: О каком времени года мы говорим? Давайте составим рассказ с помощью таблицы. Напоминание об условных обозначениях. Ребенок с помощью таблицы рассказывает о зиме.
7. Итог занятия. Какому времени года посвящено сегодняшнее занятие. Что нового узнали о зиме. Какие новые слова узнали? Какая игра на занятии вам запомнилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"
Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы
Цель занятия: -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".
Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые" в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....