Конспект посиделок "Русская горница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Танаева Нина Александровна

        Это конспект по познавательному  и речевому развитию. Занятие проводится в "Русской избе" с детьми подготовительной к школе группы.  Вместе с Домовым дети знакомятся с предметами русского быта, утварью, строением печи. В занятие использованы малые формы фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское  Нижегородской области        

Посиделки в русской горнице «Русская печка»

(Подготовительная к школе группа)

                                          Составила: Танаева  Нина Александровна,

                                                                          воспитатель

                                                       2015 год

Посиделки в русской горнице «Русская печка»

Цель:  Приобщать детей к русской национальной культуре.

Задачи:  

Образовательные: Расширять знания детей о быте русского народа.  Познакомить  в игровой форме с русской печкой, ее деталями, их предназначением, домовым.

Развивающие:  Развивать умение слушать и запоминать, отгадывать загадки;  желание  познакомиться с бытом родного народа;  расширять словарь детей за счет слов, обозначающих название деталей печи.  Развивать эмоциональные чувства детей.

Воспитательные:Прививать любовь к своему народу;  вызвать чувство гордости за свой народ.

Материал:фонограмма песни «Горница», печь, горшок каши, костюмы для Бабы Яги, Вани, Домового, игрушка домовой, лопата, кочерга, ухват.

Предварительная работа:Чтение р.н. сказок, знакомство с горницей, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы о Родине, народах, проживающих в России, условиях их жизни.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое  развитие».

        

Ведущий: Ребята, я сегодня приглашаю вас посетить нашу горницу. Там вас ожидает много интересного. Хотите узнать, что вас ждет?  Пойдемте в  горницу.  (Идут, рассаживаются полукругом).

Звучит фонограмма песни:

Как уютна наша горница,

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается-

Наша сказка начинается.

Ведущий: В каждой сказке, дети,

Заходят часто речи,

О доброй и уютной,

О нашей русской печи.

С озябшими ребятками,

Горшками да котятками,

Растопкою берестяной

Да домовым за трубой.

Домовой: Что я слышу? Ой-ой-ой!-

«С домовым за трубой…»

Нету дыму без огня,

Кто-то вспомнил про меня!

Скажу вам, дети, сразу-

Невидим я для глазу,

А если покажусь – беда!

Врассыпную, кто куда!

Хозяева мои бегут

И слова молвить не дадут.

               Иль скажут: Ой, мерещится!»-

И на иконы крестятся.

Чего боятся? Я простой

Обыкновенный домовой.

Живу я недалече,

Вот тут, на русской печи.

Я за варевом слежу,

Да порядок навожу,

А ленивую хозяйку,

Грязнулю, соню и зазнайку-

Накажу.

Раскидаю я стаканы,

Распугаю тараканов,

Брошу лапоть в чугунок –

Впрок пойдет такой урок.

Так уж, видно, я привык,

Вот такой я озорник!

Ведущий: Погоди, домовой, сегодня не твоя сказка. Мы хотим побольше узнать о русской печке.

Домовой: Домовому лучше печки

Не найти в избе местечка.

Нам с хозяйкой - без забот:

Есть у печки дымоход.

Раньше печка при трубе

Не всегда была в избе.

Коль по - черному топили –

В очаге огонь палили:

Копоть, сажа, всё черно,

Дым выходит в дверь, в окно!

Так топили все село –

Неуютно, но тепло.

Вот прошло немало лет…

Мне рассказывал мой дед:

Стали мастера, прикинув,

Кирпичи лепить из глины.

Кирпичи они калили,

В крыше дырку прорубили.

Долго думали и вот –

В очаге сложили стены

И подняли дымоход.

Кто сумел за дело взяться,

Печником стал называться.

Всяк печник свою науку

Передал с годами внуку.

Сохраняясь в каждом роде,

Мастерство живёт в народе. (Исчезает)

Ведущий: - Ребята, вы поняли, кто сейчас к нам в гости приходил?

А кто такой домовой, как вы думаете?

Дети отвечают.

Ведущий: В старину на Руси считалось, что в каждом доме, в каждой семье живёт невидимый добрый дух-домовой. Он не делает людям зла, а только шутит и даже оказывает услуги, если любит хозяина и хозяйку. Домовой не любит ленивых и любит тепло. Поэтому он так много знает про печку, о том, какая она была раньше. А вы внимательно слушали? Тогда скажите: что значит топить по-черному? Как вы это поняли?

Дети отвечают.

Ведущий: Верно. Топить по черному – это значит, горит очаг, а трубы нет, и весь дым выходит прямо в помещение, где живут люди. Так было очень и очень давно, пока люди еще не придумали печку, а греть жилище и варить обед было нужно. Представьте себе, ребята, как тяжело было жить в таком доме! Всё кругом было грязным, чёрным, закопченным, пахло дымом. Как хорошо, что нашлись в народе мастера, которые стали класть в избах печи!Как называются такие мастера? Из чего они кладут печи?

Дети: Печники.  Они клали печи из кирпича и глины.

Ведущий:  А сейчас – давайте подойдём к печке, погреем ручки и послушаем её песенку.

Фонограмма песни:  

На дровах огонь – пламя шустрое

О тебе рассказ, печка русская!

Вьются из трубы дым уже чуть свет

Печи нет в избе – значит, жизни нет.

Терпит жар в себе терпеливица.

                          Кормит всю семью печь – кормилица.

                          Стужа зимняя не подступится –

Не допустит в дом печь – заступница.

И сверчок поет где-то рядышком

Как тепло с тобой, печка-матушка!

Ведущий: Вот-вот придёт в горницу сказка, а мы не успели расспросить домового, что у печки как называется. Вы не знаете, ребята? Что это? А это для чего? Тогда смотрите, слушайте внимательно и запоминайте.

( В горнице появляется Баба Яга, она тащит упирающегося Ваню)

Баба Яга: Замолчи и не брыкайся!

Не сбежишь, как ни старайся!

Да, я ведьма, ну и что же?

Все равно, как ни ругайся-

На лопату попадёшь.

Ваня:  Ни за что не замолчу –

На лопату не хочу!

Отпусти меня, Яга!

Костяная ты, нога!

Баба Яга: Вы видали удальца,

Молодого наглеца?!

Он меня, старуху, мучит!

И чему вас только учат!

Даже есть таких противно

Невоспитанных детей.

Надоело мне возиться -

Полезай-ка в печь скорей!

Ваня: Я не знаю, куда лезть.

Много тут отверстий есть!

Может, вверх, к железке-крышке?

Так высоковато слишком…

Баба Яга: Детский у тебя умишко!

Это ж, дурачок, задвижка!

Кто задвижку выдвигает, -

Дым из печки выпускает.

Если прогорят дрова –

Задвигать её пора!

Чтоб из печки не ушло

Драгоценное тепло.

Только надобно глядеть,

                 Чтобы, слышь,  не угореть.

                  Видишь, уголь не погас.

Знать,  идёт угарный газ.

От него нам мало толку.

Мы ему оставим щелку,

Чтобы синий огонёк

Натворить беды не смог.

Ваня: Лезть-то жариться куда?

Может быть, наверх, туда?

Дверца-крошка, как норушка.

Баба Яга:Дурень! Да ведь это вьюшка!

Служит так же, как задвижка,

                 Только с кругленькою крышкой.

Ваня:Маловата будет вьюшка…

Ну, а это что?

Баба Яга: Горнушка.

В ней обеда не сварить…

Но она нужна для дела –

Рукавицы посушить…

Ваня:Я вот тут нашёл местечко.

Баба Яга:Стой! Да это же подпечье.

И пролезешь ты едва:

Тут хранится сковородник

Да к тому ж ещё дрова!

Ты откуда экий неуч,

Напади на тебя немочь!

Вот досталося мне бремя.

Уж не тянешь ли ты время?

Ваня:Что ты, бабушка, ей – ей!

В печку я хочу скорей!

Так и быть уж, покорюсь я…

Баба Яга:Видишь, вот у печки устье.

Ты у нас теперь знаток,

Полезай-ка на шесток!

Ну а подойдёт черед –

Передвинешься на под.

Я же встану здесь, всторонке.

Подержу пока заслонку.

Ваня: Бабка, понял я едва

Эти новые слова.

Повтори-ка свой урок,

Я не знаю, где шесток.

Баба Яга:Странно…  Как тут не понять?

Что ж, придётся показать.

Вот шесток, а дальше – под.

Только дурень не поймёт!

Жар-то пышет через край…

Ваня: Вот сама и полезай! (Толкает Бабу Ягу в печь и убегает)

Баба Яга: Гуси-лебеди, летите!

Фулюгана возвратите! (Ковыляет к выходу)

Ведущий: Ребята, вот и Баба Яга ушла. Вы чего – то запомнили? Что у печи есть? Подойдите к печи поближе. Давайте вместе ее раз рассмотрим печку.

Ведущий: А где же наш домовой?

Домовой: Да тут я, на печке.

Ведущий: Домовой, а тебе не скучно одному сидеть? Может, с детьми поиграешь, повеселишь их и себя?

Домовой:  Дело говорите. Можно и поиграть.  Давайте поиграем  в игру «Холодно – горячо».  Я буду прятаться, а вы меня искать.  Согласны?

Дети: Согласны!

 Игра «Холодно – горячо!»

(Дети подходят поближе к печи вместе с ведущей.  Домовой прячется  в горнушку, подпечье и т.д.. ведущий вместе с детьми  повторяют новые слова, вспоминают назначение деталей печки: вьюшки и задвижки – не выпускать тепло, горнушки – сушить варежки, подпечье – хранение дров и сковородника. Отмечают, где находится под, шесток, регулируют положение задвижки, дабы выпустить угарный газ и поберечь тепло.)

Ведущий: Хорошо мы поиграли. Все детали повторяли. Все о печке мы узнали.

Домовой:  Вот гляжу я на вас и думаю, о самой- то печке вы кое-что узнали, а вот знаете ли вы, что около печки лежит да при печке служит?

Ведущий: Ты что имеешь ввиду?

Домовой: Отгадайте мои загадки. Тогда поймете, о чем я говорю.

  1. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

  1. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол уйдёт. (Ухват)

  1. Стоит гора, в горе нора,

В норе жук, в жуке синее море.  (Чугун с водой в печке)

  1. Черныш - загарыш?  Куда поехал?

Молчи, кручено - верчено-

Там же будешь.   (Чугун и горшок)

Домовой: - А сейчас я загадаю вам особую загадку. Отгадайте, чем вас печка накормить задумала?

Черна, мала крошка, соберут немножко,

В воде поварят, ребята съедят. (Каша)

Отгадка в горшке, что на шестке за заслонкой.

(Домовой исчезает.)

Ведущий: Что же там за заслонкой? Давайте посмотрим.

(Дети достают кашу). Ой, да это каша! Как вкусно пахнет! Так и хочется  попробовать! А вам? Тогда давайте попрощаемся с горницей и пойдем в группу, чтобы попробовать кашу.

Финальная песенка.

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Спать в тепле ребят уложит.

                               Словно бабушка моя,

Нам печка улыбается,

И сразу между кирпичей

Морщинки разбегаются.

Бегут от вьюшки до чела,

Повсюду перекрещены.

На них поближе посмотри,

                               А это просто трещины!

                                            Литература

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- Князева О. Л.,Маханева М. Д.- 2004 год
  2. Программа «Истоки»- Парамонова Л.А. и др.- 2011год
  3. Программа ООП ДОУ детский сад «Рябинушка» - 2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытия музея в детском саду "Русская горница"

продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;  формировать интерес к русскому фольклору; воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; Знакоми...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (п...

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект ООД "Русская горница"

В современном мире важно воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры....

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....