Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»
материал

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 7 «Жар – птица»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Воспитатель Л.О.Сидорук

г. Нижневартовск

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Подготовила и провела воспитатель Л.О.Сидорук

Введение

        Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

        Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогами вам, родителям необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

 Цель семинара-практикума: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях. 

Задачи:   

  • Актуализировать знания родителей об устном народном творчестве.
  • Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
  • Раскрыть внутренний творческий потенциал.

Ход:  (Гости проходят в горницу).

Хозяюшка(воспитатель)

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Красному гостю - красное место!

5. Гостю – почет, хозяйке – честь!

6. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

7. Удобно ли вам гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

(Гости садятся на лавочки, с двух сторон от стола).

Хозяюшка:

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И,чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему:  «Устное народное творчество»     

        Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – всё это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

        Перед вами карточки с названием жанров фольклорных произведений и их обозначением. Родители по очереди зачитывают информацию на карточках.

        Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

        Потешки— короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову: “Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой). 

         Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

        Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например : Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

        Сказки.  Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

         Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

        Скороговорка. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 

         Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.  Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!

Теперь попробуем применить наши знания в занимательных играх. У нас образовалось две команды, с правой и левой стороны стола. Каждая из команд, правильно отвечая на мои вопросы, получит жетон – матрёшку. По окончании наших посиделок мы посчитаем жетоны и определим победителей

1.Викторина «Загадки из сундучка»:

- песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка

- короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста

-рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

- для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

-назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки,   прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

- Что такое загадка?

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица?  (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

2.Игра «Собери пословицу»

Для этого вам нужно подойти к столу и взять карточки. У каждой карточки есть пара, подобрав свою половинку, можно прочесть пословицу.

 

1)  ПОДЛЕЖАЧИЙ  КАМЕНЬ       ВОДА  НЕ  ТЕЧЁТ

2)  КОНЧИЛ  ДЕЛО                        ГУЛЯЙ СМЕЛО

3)  ЖАР  КОСТЕЙ                           НЕ ЛОМИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КОТУ                          МАСЛЕНИЦА

5)  ШИЛО  В  МЕШКЕ                    НЕ УТАИШЬ

6)  НЕТ   МИЛЕЕ ДРУЖКА            ЧЕМ РОДНАЯ  МАТУШКА

7) ДОБРОЕ СЛОВО                        И  КОШКЕ  ПРИЯТНО

Следующее задание для знатоков сказок. Проверим себя!

3. «Сказки». Команды отвечают на вопросы. 

- Кто носил пояс с надписью «Когда злой бываю, семерых убиваю»? Ответ: Храбрый портной.

- В какой сказке на земле идет снег, если на небе взбивают пуховую перину? Ответ: «Госпожа Метелица».

- Какое транспортное средство фея превратила тыкву с помощью волшебной палочки в сказке «Золушка»? Ответ: В карету.

- Что явилось перед Ослиной Шкурой, когда она ударила волшебной палочкой по земле? Ответ: Сундук с нарядами.

- Как звали героиню, которая получила свое прозвище благодаря головному убору? Ответ: Красная Шапочка.

4. «Угадай сказочный предмет»

- Какой головной убор помогает прятаться ?      ( шапка – невидимка)

- На дубе – ларец, в  ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце ?   ( игла – смерть Кощея Бессмертного).

- Меч, с помощью которого богатырь обезглавил Змея Горыныча  ( меч – кладенец).

- Скатерть, которая умеет готовить  ( скатерть – самобранка).

5 задание. Объясните значение устаревших слов

Молвил, очи, уста, светелка, веретено, терем, ватажиться, балакать.

6. задание. «Загадки».

Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

Что с земли не поднимешь? (Тень.)

Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

Подсчёт «матрёшек».

Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.

В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства.

Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Развлечение по приобщению детей к истокам русского народного творчества «Зимние посиделки у Арины»

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Картотека дидактических игр по приобщению детей к истокам русского народного творчества

Дидактические игры по приобщению детей средней,старшей и подготовительной групп, представлены в виде картотеки....