Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Поздеева Валентина Алексеевна

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo.odt11.66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Учитель-дефектолог

Поздеева Валентина Алексеевна

Тема: «Приобщение  детей к истокам русской народной культуры         через устное народное творчество».

Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения.

Большое количество сказок и песенок создано народом для детей. Народная сказка всегда была любима детьми: и тогда,  когда  не было книг, и в наши дни, когда имеется специальная детская

художественная литература. Русский народ создал увлекательные и в то же время простые и художественные по форме сказки. Действие начинается почти с первых слов, сразу заинтересовывает, привлекает внимание. Интересно начавшееся действие развивается быстро, динамично.

Труд как основа жизни человека нашел достаточное отражение в народной сказке для детей. Действие многих сказок проходит на фоне трудовой жизни: «Посадил дед репку...», «Жили-были дед и баба...». Сказка с малых лет воспитывает уважение к труду. Недаром труд всегда награждается, а лень наказывается.

Сказка рисует родную природу, все действия сказки развивается на фоне природы, она как бы сочувствует положительному герою; яблонька, речка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолевать препятствия. Сказка помогает воспитывать любовь к родному краю, к родной природе. Не только для забавы создавались народные сказки. Они приобщали ребенка к моральной культуре своего  народа. В течении многих веков сказка была мудрым воспитанием  ребенка. Сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.

Кроме сказок, народом создано для детей много песенок. Это первое художественное слово, которое слышит ребенок в детстве. Малыш прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напеваем ему  мать. В народных песенках имеется большое разнообразие ритмов: это или спокойная колыбельная песенка, или веселая  потешка, речитативная считалка. Потешки в большинстве случаев связаны с движением, с пляской. Они отличаются бодрым, жизнерадостным ритмом.

Ребенок испытывает удовольствие от ритмических хлопков в ладоши и в то же время упражняется в координировании  движений. Песенки, потешки,  считалочки, связанные с определенными движениями ребенка, являются как бы дидактическими народными играми для детей.

Народные песенки , так же как и сказка, уточняет представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение.

Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки. Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить нас с окружающим миром. О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа. Загадки бывают нескольких типов: загадки-иносказания - «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста.

Загадки-описания - «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит» в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета.

Загадки-вопросы - «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько гусей осталось?» ( Конечно же один — убитый) Самая распространенная форма загадок — описание. Загадки — великолепный материал, с ними мы начинаем знакомиться с раннего детства — в семье, в детском саду...

Произведения устного народного творчества всегда будут пользоваться любовью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуре. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...