Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
консультация (средняя группа) на тему

У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуре. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уважение к народной культуре, фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - научить детей постигать культуру своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proskurina_t.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

В наше неспокойное время полное противоречий и тревог, когда привычным стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуры. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уважение к народной культуре, фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу – научить детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

 К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор  помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. При отборе фольклорного материала учитываются возрастные особенности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большое место уделяется сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Старшие дошкольники знакомятся с более сложным фольклорным материалом – былины, обрядовые песни.

 Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строим в соответствии с программой «От рождения до школы». Основная задача, которую мы ставим при ознакомлении детей с фольклором – открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к устному народному творчеству, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей.

На занятиях «Развитие речи» знакомим малышей с произведениями устного народного творчества. Основная задача – формировать умение слушать рассказывание или чтение взрослого; запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном слушании; узнавать героев в иллюстрациях, игрушках; запоминать тексты фольклорных произведений.

Закрепление фольклорного материала происходит и на других занятиях, в культурно – досуговых мероприятиях. Здесь основная задача – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной, двигательной, музыкальной деятельностью с помощью фольклора; закреплять знание знакомых произведений устного народного творчества.

При организации физкультурных занятий широко используем содержание знакомых детям потешек, песенок, сказок. Такие сюжетные занятия очень интересны детям, двигательная активность детей увеличивается. Малыши очень любят пальчиковые, подвижные народные игры под песенное сопровождение. Их мы проводим во время прогулок, в вечернее и утреннее время. Дети не только двигаются, но и стараются проговаривать знакомые слова, которыми сопровождаются игры. Фольклор широко используется в играх – драматизациях. С детьми разыгрываются пластические этюды с использованием элементов ряжения.  Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD – диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В уголке ряжения есть костюмы и шапочки для драматизации сказок.

 Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества, мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста. Раннее и дошкольное детство – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...