Главные вкладки

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
    статья (младшая группа) на тему

    Маклагина Валентина Викторовна

    Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.

    В данной статье обосновывается мнение о том, что такая работа должна начинаться еще в младшем дошкольном возрасте через привитие детям любви к русскому народному творчеству, фольклору.

    В основной части проводится анализ специально подобранной литературы и ресурсов сети Интернет по изучаемому вопросу. Дается описание видов фольклора, используемых в работе с дошкольниками. Выделяются приоритетные направления деятельности, раскрываются принципы, рассматриваются ключевые этапы работы. Основное внимание акцентируется на формах работы с детьми и их родителями. Затрагивается тема введения факультативного курса по основам православной культуры в ДОУ.

    В заключении анализируются достигнутые результаты по проделанной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_statya.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Маклагина Валентина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 58, г. Апатиты, Мурманская обл.

    Статья

    "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

    Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач, в наступивший непростой период времени для нашей страны, считается воспитание такого будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами и уважать культурное и историческое прошлое России. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны. В связи с этим требуются действенные пути решения поставленной проблемы.

    Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.

    В данной статье обосновывается мнение о том, что такая работа должна начинаться еще в младшем дошкольном возрасте через привитие детям любви к русскому народному творчеству, фольклору. Фольклор - это ведь не только способ выражения народного самосознания, но и самый лучший источник познавательного и нравственного развития ребенка. С его помощью передаются особенности русского характера и стиля жизни, наши мировоззрения и идеалы, представления о добре и зле, размышления о правде и лжи, понятия о храбрости и трусости и многое другое. Это наша историческая память и неисчерпаемый кладезь мудрости.

    В основной части проводится анализ специально подобранной литературы и ресурсов сети Интернет по изучаемому вопросу. Дается описание видов фольклора, используемых в работе с дошкольниками. Выделяются приоритетные направления деятельности, раскрываются принципы, рассматриваются ключевые этапы работы. Основное внимание акцентируется на формах работы с детьми и их родителями. Затрагивается тема введения факультативного курса по основам православной культуры в ДОУ.

    В заключении анализируются достигнутые результаты по проделанной работе.

    «Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения»

    Как правильно замечают исследователи в данном вопросе «В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение». И это является неоспоримым фактом.

    Мы считаем, что знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, просто необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, ведь детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь.

    Это будет способствовать как духовному и нравственному воспитанию детей, так и патриотическому. 

    Вот как пишут об этом наши коллеги «Детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры».

    Еще одно высказывание педагогов по данному актуальному вопросу «Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся».

    На ум приходят высказывания педагогов-классиков:

    «Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». К.Д. Ушинский.

    «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа…  Мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». В.В. Зеньковский.

    Подобные высказывания не только наших коллег, но и известных классиков, СМИ, а также собственные видения данной проблемы натолкнули нас, педагогов ДОУ на определенную воспитательно-образовательную деятельность, которая бы способствовала обогащению детей знаниями о национальной культуре.

    Воспитательно-образовательный процесс организуем в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативно-правовыми документами.

    Педагогическую деятельность строим в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада 58 (утверждена Приказом № 92- «О» от 12.01.2015) разработанной на основе программ с учетом приоритетного направления работы.

    Образовательную работу строим на основе:

    Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

    Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева;

    Пользуемся рекомендациями, изложенными в парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханевой М.Д., а также пособием «Народный календарь» (основа планирования работы с дошкольниками) и другими источниками.

    Целью нашей работы во второй младшей группе ДОУ является приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, формирование нравственного сознания и поведения.

    Важным моментом на пути решения к поставленной цели стало знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

    Устное народное творчество как ничто другое способно привить любовь к нашей истории и культуре страны. Оно веками впитывало в себя весь жизненный опыт и коллективную мудрость русского народа, а затем передавало их младшим поколениям. Фольклор всегда нес в себе высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. 

    Главными задачами перед собою ставим:

    1. Создать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
    2. Повысить свои профессиональные знания по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
    3. Увеличить эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использованию его для развития всех компонентов устной речи.
    4. Продолжать знакомить дошкольников с русским народным творчеством, но уже более углубленно.
    5. Развивать устойчивый интерес не только к художественным произведениям, но и к декоративно-прикладному искусству.
    6. Расширять представления родителей дошкольников о фольклоре и учить видеть в нем педагогическую ценность и значимость.

    Содержание всей работы базируется на таких приоритетных направлениях деятельности:

    1. Окружение предметами национального характера.
    2. Использование фольклора во всех его проявлениях.
    3. Приобщение к народным традициям и праздникам.

    Работа строится на основе следующих принципов:

    - учет возрастных особенностей дошкольников;

    - тематическое планирование с акцентом на народный календарь;

    - личностно-ориентированное общение и обучение;

    - занимательность подачи материала, последовательность и постепенное его усложнение;

    - включение детей и их родителей в творческую деятельность.

    Разновидность творческой деятельности, используемая в нашей работе: речевая, двигательная, игровая, музыкальная, художественная, театрализованная.

    Этапы нашей работы:

    Первый этап: организация предметно-развивающей среды (подбор библиотеки, наглядно-дидактических пособий, материалов для занятий; разработка всевозможных картотек) и соответствующего родительского уголка (разработка серии консультаций, рекомендаций и памяток для родителей).

    Второй этап: организация образовательного процесса (изучение и анализ литературы по освещаемому вопросу, знакомство с положительным опытом работы коллег по данной теме, определение стратегии и тактики деятельности, разработка плана работы и конспектов занятий).

    Третий этап: организация открытых мероприятий, выставок (подготовка творческих мастерских, открытых занятий и родительских собраний, проведение различных конкурсов, акций и фольклорных развлечений).

    Самой главной и неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД. Работа ведется как фронтально, так и индивидуально. Используются разные варианты организации (тематические, сюжетные, комплексные и другие).

    В процессе НОД предусматривается определенная работа по знакомству детей с устным народным творчеством. Наш педагогический опыт показывает, что для младшего дошкольного возраста наиболее доступны малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки, короткие сказки). Малыши хорошо приучаются к интонационному строю родной речи. Дети не только слушают, но и быстро запоминают и воспроизводят полюбившиеся формы фольклора.

    Нами используются разнообразные формы работы с детьми:

    1. Работа с книгой (чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, младшим детям, сверстникам, заботы о животных).

    2. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций (на усвоение опыта культурного поведения и доброжелательного отношения). 

    3. Инсценировки с игрушками, атрибутами, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.

    4. Общение и совместная деятельность с педагогом как средство установления доверия, обогащение социальных представлений и опыта взаимодействия.

    5. Наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями:
    - спортивные праздники и развлечения («С папой весело шагать!», «Веселые старты» и другие);
    - творческие мастерские («До свиданья, Осень!», «Ко Дню Матери» и другие)
    - выставки совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Дары природы», «Осенние фантазии», «Русский сувенир», «Мамина улыбка», «Как мы маме помогаем!», «Храмы России», «Книгоиздательство», «Зимушка хрустальная», «Волшебница Зима» и другие).

    6. Игры: игры-имитации, хороводные («Пузырь», «Карусель», «Грушка», «Каравай», «Арина», «Бабка Ежка», «Флажок», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом», «Колпачок и палочка», «Мыши в кладовой» и другие), подвижные («Собака и воробьи», «Птички в гнездышке», «Мы топаем ногами», «Лягушата», «Кошка», «Хромая лиса», «Ястреб», «Перелет птиц», «Ловишки» и другие), театрализованные, пальчиковые («Колпачок», «Гули-гули», «Стенка, стенка, потолок», «Водичка-водичка», «Улитка» и другие), коммуникативные («Разминка для общения», «Игры – приветствия «Здравствуй» (пожелания здоровья) и другие), речевые  – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

    7. Рассматривание картинок, иллюстраций (о днях творения; с изображениями храмов, икон; к сказкам и другие) , видео записей («Бог – Творец мира, в котором мы живем», «Свои плоды приносит осень», «Свет Вифлеемской звезды», «Птички Божии», «Светлый праздник Пасхи» и другие), мультимедийных презентаций («Мама дорогая», «Зимние забавы», «Рождество Христово», «Перед праздником», «Прощенное Воскресенье», «День Святой Троицы» и другие)

    8. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения не только ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, воспитатель), но и умением проявить добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.

    Большое внимание на занятиях (с учетом возрастных особенностей детей 3- 4 лет) уделяется театрализованной деятельности.

    В работе используем:
        - модели по сказкам;
        - речевой материал для проговаривания, обыгрывания (потешки, считалки, скороговорки,  диалоги, песенки);
       - психогимнастику, которая помогает войти детям в образ того или иного персонажа;
       - различные виды театров (театр мелкой игрушки, театр на фланелеграфе, театр с использованием различных масок, пальчиковый театр,театр ростовых кукол).

    Методическое обеспечение в нашей группе:

    - текстовой материал для проведения занятий, бесед, консультаций для родителей;

    - фото и видеоматериалы для показа;

    - технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, диски, кассеты;

    - детские музыкальные инструменты;

    - различные атрибуты к занятиям;

    - театральные костюмы;

    - наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

    Тесное сотрудничество с семьей является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы используем такие действенные формы работы с родителями воспитанников:

    - наглядная информация («Советы логопеда», «Наши занятия», «Учимся мастерить» и другие интересные рубрики в родительском уголке группы);

    - анкетирование («Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию», «О способах воспитания», «Анкета для родителей по выявлению традиций в семье» и другие);

    - консультации и рекомендации («Развитие речи ребенка 3-4 лет», «Игры для детей второй младшей группы», «Какие книги покупать детям?» и другие);

    - памятки («Дети учатся правильному социальному поведению», «Правила доброты», «Родительские заповеди» и другие);

    - открытые занятия («В гостях у Осени», «Снегурушка и лиса», «Масленица» и другие);

    - творческие мастерские («Восьмое марта», «До свиданья, елочка, колкая иголочка!», «Весна идет, Весне дорогу!» и другие);

    - родительские собрания («Воспитываем вместе», «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня», «А как речь-то говорит, словно реченька журчит» и другие);

    - встречи в семейном клубе «Малышок» («Авторитет родителей», «Секреты воспитания», «Понимаем ли мы друг друга?» и другие);

    - утренники и развлечения («В гостях у сказки», «Машенька и медведь», «Теремок» и другие);

    - акции («Акция по озеленению, облагораживанию и эстетическому оформлению территории вокруг детского сада», «Благотворительная акция помощи Апатитскому приюту для бездомных собак»);

    - конкурсы по оформлению (предметно-развивающей среды в групповом помещении, зимних участков, созданию снежных построек и ледяных горок, семейных газет и книжек);

    - выставки творческих работ («Куклы в народных костюмах», «Пасхальные яйца», «Дома я всегда играю. Много разных игр я знаю!»).

    С недавнего времени в ДОУ введен факультативный курс по основам православной культуры. Это дополнительная (бесплатная) образовательная услуга в рамках совместной с педагогом деятельности. ОPК имеет название «Мир – прекрасное творение». Педагогами ДОУ не только разработаны план – программы на свои возрастные группы, но и ведутся занятия в свободное от работы время (в первую смену работаем, во вторую факультатив и наоборот). Кроме того, в целях повышения своей компетенции в этом вопросе, педагоги (по своему желанию) были слушателями на Свято-Феодоритовский катехизаторских курсах в Мурманской и Мончегорской епархии.

    В нашей группе по ОРК занятия проводятся один раз в неделю, с продолжительностью по 15 минут. Фольклор является основным компонентом занятий.

    Цель, преследуемая православными педагогами ДОУ все та же: приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, формирование нравственного сознания и поведения.

    Результатом нашей педагогической деятельности по проблеме "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество" является:

    1. Обобщение и распространение опыта работы на разных уровнях (Педсоветы ДОУ, Межмуниципальный семинар "Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям народной культуры", Межмуниципальный семинар "Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников "Живая душа природы" и другие).

    2. Участие в профессиональных конкурсах на всех уровнях (Конкурс семейных газет в ДОУ "Мама, папа, я - читающая семья", Городская выставка-ярмарка методических идей "Народная педагогика в ДОУ", Межмуниципальный семинар "Включение дошкольников в систему социальных отношений через интеграцию игровой и коммуникативной деятельности", Всероссийский конкурс "Мое призвание", Всероссийский фестиваль "Шаги к успеху" и другие).

    3. Своевременное прохождение курсов повышения квалификации (Краткосрочное обучение в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры по проблме "Литературное образование детей дошкольного возраста" в объеме 72 часов, "Свято-Феодоритовские катехизаторские курсы в Мурманской и Мончегорской епархии" и другие).

    4. Работа в творческих группах по актуальным вопросам совершенствования образования (родительский клуб "Малышок", творческая группа по оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ, творческая группа по культурно-массовой работе в ДОУ и другие).

    5. Участие в экспериментальной деятельности (проект "Предметно-развивающая среда группы" и другие).

    Использование разнообразных форм работы с родителями, учет социального статуса каждой семьи, взаимодействие с педагогами ДОУ способствуют тому, что родители становятся надежными партнерами в воспитательно-образовательной работе с детьми и проведении различных совместных мероприятий.

    Результатом содержательной и системной работы с детьми 3-4 лет является:

    1. Доброжелательное отношение детей к близким людям - любовь к родителям, привязанность и доверие к педагогам.

    2. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.

    3. Умение выполнять элементарные правила культуры (поведения, речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду.

    4. Освоение детьми способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    В группе сложился хороший микроклимат, дети могут самостоятельно организовать игру, развить сюжет, проявить творчество, действовать в соответствии с ролью, контролировать правила игры и действия партнеров по играм.

    В процессе организации деятельности детей младшего возраста (двигательной, игровой, продуктивной, музыкально-художественной) мы добились активного участия ребят в творческих мероприятиях различного уровня (конкурсы, выставки, фестивали, проекты, акции).

    Нам очень интересна проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа, духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Считаем ее актуальной и интересной для дальнейшей углубленной работы.

    Перечень ресурсов:

    1) литература:

     1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.1992.-№5-6.

    2. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., Хомченко В.А., Калиновская Е.Г., Смотрова Н.А., Булгакова Т.К., Куровская И.В. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками. – Детство-Пресс, 2009.

    3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-Пресс, 2006.

    2)  ресурсы сети Интернета:

    1. Скотарь О.Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.  http://festival.1september.ru/articles/650342/       

    2. Саликова М.Т., Митина С.В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

    Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

    С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Статья  на тему«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»           Воспитатель ГБДОУ №114...

    ПРОЕКТ: « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

    Актуальность темы:Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствове...

    Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

    Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

    "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

    Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...