Главные вкладки

    "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"
    консультация на тему

    Александрина Татьяна Александровна

    Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего детства.В консультации рассматривается система работы по ознакомлению детей с фольклором (методы и приёмы, формы образовательной работы с детьми), а также разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)

    Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Всё это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствию чувства патриотизма и человеколюбия; утрате интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям; забыты семейно – бытовые традиции, уважение и почитание старших, секреты  взаимного уважения и «лада» в семье. А роль культуры в развитии любого общества нельзя недооценивать. Именно это дало толчок тому, что 2014 год в России объявлен Годом культуры. В Указе, подписанным президентом Российской Федерации Владимиром Путиным,  говорится, что Год культуры в России проводится «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». А воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств необходимо начинать с подрастающего поколения, и осуществлять это необходимо через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. 

    Я работаю воспитателем в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные ценности. Дети очень доверчивы, открыты, их впечатления неизгладимы.  В этом возрасте  приобщение детей к культуре, общечеловеческим ценностям,  помогают заложить в них фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И в этом помочь детям должны мы воспитатели. Актуально это ещё в условиях того, что присутствующий во многих семьях низкий культурно – образовательный уровень родителей мешает культурному развитию ребёнка. Многие ли родители могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную или рассказать потешку? К сожалению, нет. Семья оказалась обездоленной духовно. А для нас, воспитателей, это ещё и возможность оказания помощи в формировании национального сознания  у родителей детей, возрождения у них утраченных ценностей.

    С этой целью я решила обратиться к народному фольклору, так как с ним начинают знакомить детей с самого раннего возраста.  Мы, воспитатели, призваны прививать детям любовь к прекрасному,  развивать в малышах такие качества, как доброта,  благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Русский фольклор близок детям по содержанию, он яркий, живой, образный, легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, заклички, пестушки, колыбельные песни, легенды, стихи, считалки, загадки. И всё это неоценимое богатство русского народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.

    Что же включает в себя работа по ознакомлению детей с фольклором?

    Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.

    Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.

    Использование в работе  словесных, наглядных, игровых методов.

    • заучивание потешек, прибауток, закличек («Водичка – водичка»; «Дождик, лей»; «Баю – бай»…);
    • использование пословиц, загадок, поговорок;
    • чтение художественной литературы (например, русских народных сказок: («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»…);
    • использование русских народных песен и танцев («Калинка»);
    • проведение подвижных  игр, пальчиковой гимнастики с использованием элементов фольклора («Пальчик – мальчик», «Сорока-сорока», «Жили у бабуси»…);
    • применение игрушек и изделий народных промыслов;
    • настольно – печатные игры (пазлы) (по сказкам и потешкам);
    • использование разных видов театров (настольный, пальчиковый и т.д.);
    • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
    • рассказ о народных обычаях и традициях;
    • рассматривание иллюстраций в детской литературе;
    • беседы, вопросы, разъяснения.

    Формы образовательной работы с детьми:

     

    • индивидуальная работа с детьми;
    • непосредственно – организованная образовательная деятельность;
    • совместную деятельность в режимных моментах (утренняя гимнастика, умывание, после сна);
    • праздники и развлечения;
    • экскурсии в музей и детскую библиотеку;
    • организация конкурсов рисунков и поделок;
    • посещение тематических выставок;
    • просмотр видеофильмов, слушание музыки.

    Особое внимание необходимо уделять укреплению связей с родителями, так как они оказывают неоценимую помощь в нашей работе. Тесное  сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому необходимо использовать разнообразные  формы взаимодействия с родителями  по данному вопросу.

    • размещение в уголках для родителей материала по ознакомлению с жанрами устного народного творчества, народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.
    • консультации для родителей «Приобщение малышей к фольклору»;
    • фотоколлажи «Народный фольклор для малышей» и т.д.;
    • изготовлению атрибутов для народных игр;
    • подготовка и проведение тематических вечеров «Как у наших у ворот» с элементами фольклора и т.д.;
    • подготовка и проведение фольклорных праздников «Осенины» и т.д.;  
    • украшение группы к русским народным праздникам.


    Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.

    Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение. Необходимо создать в группе атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору  можно будет убедиться, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становлении его как личности.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

    «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

    Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

    Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

    Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Статья  на тему«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»           Воспитатель ГБДОУ №114...

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой".

    Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают...