Главные вкладки

    Картотека (подготовительная группа) по теме:
    Картотека игр по формированию нравственных ценностных ориентаций для работы со старшими дошкольниками.

    На современном этапе, как и ранее,  педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности . Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Картотека игр22.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр по формированию нравственных ценностных ориентаций для работы со старшими дошкольниками.

    В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

    В этой связи формирование нравственных ценностных ориентаций, у детей начиная с дошкольного детства – одна из основных задач педагогики.  

    Подобранные игры, упражнения направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия и т.д. мы использовали с детьми  в часы свободной деятельности.

    Упражнение «Благодарное сердце»

    Все садятся в круг. Воспитатель просит детей закрыть глаза, прислушаться каждого к своему сердцу и вспомнить тех, кто когда нибудь сделал для него хорошее. Через 30-60 секунд дети открывают глаза и поочередно высказываются, называя людей и то, за что они хотят их поблагодарить, например: спасибо моей маме за уютный дом.

    Упражнение «Круг вежливых слов»

    Дети встают в круг и, передавая друг другу игрушку, говорят вежливые слова.

    Игра «Школа вежливости»

    Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним свое и т. д. Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д. Затем воспитатель просит  детей представить, что их слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни. Далее дети делятся на группы выбирают какое-либо вежливое слово и рассказывают историю из своей жизни.

     Игра « Верные друзья»

    Воспитатель просит детей представить, что комната поделена на две части – «сушу» и «море». Дети встают в круг, берутся за руки и с началом звучания музыки начинают водить хоровод. С выключением музыки дети останавливаются.

    Упражнение «Верные помощники людей»

    Воспитатель показывает детям  картинки с изображениями животных  (конь, собака, кошка, верблюд, корова, коза, овца, осел) и просит их рассказать, как они помогают человеку. (Примерный ответ: конь возит человека на спине, перевозит тяжелые грузы и т.д.)

    Упражнение «Добрые люди»

    Дети встают в круг. Воспитатель поочередно бросает каждому из них мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет  какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. (Примерный ответ: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.). после того, как выскажутся все дети, воспитатель просит их попробовать перечислить всех добрых людей, о которых они рассказывали.

    Игра «Добрый дождик»

    Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

    Например: я увидела цветок, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д. После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей

    дождинки.

    Упражнение «Помощь друга»

    Дети встают в круг лицом к его центру и складывают руки за спиной. Воспитатель касается руки одного из детей «перышком мечты» (это может быть любое птичье перышко). Ребенок, которого коснулись, рассказывает о своей мечте. Воспитатель просит остальных участников подумать и рассказать, как можно помочь осуществить эту мечту.

    Игра «Школа дружбы»

    Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей – ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных (птиц, рыбок). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного животного, ученик и ведущий меняются местами.

    Упражнение «Палочка-выручалочка»

    Все встают в круг и по очереди описывают ситуацию, когда им была нужна помощь, например: было плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел и т.д. после высказывания учасника воспитатель, держа в руках «Волшебную палочку», говорит: «Палочка-выручалочка, помагай! Друга из беды выручай». Ребенок, который знает, как помочь другу, поднимает руку, и воспитатель передает ему палочку. Участник, получивший палочку, прикасается ею к ребенку и предлагает свой вариант помощи. В случае возникновения затруднения воспитатель сам прикасается палочкой к ребенку и рассказывает, как ему можно помочь.

    Игра «Гостеприимный теремок»

    Раздайте детям карточки с рисунками разных животных, птиц или насекомых. На двух карточках нарисован теремок. Получившие карточки с теремком, выходят и поднимают навстречу друг другу руки, чтобы получился волшебный теремок. Затем педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто ему достался на карточке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть. Например: «Здравствуйте, я – белочка. Дерево, в котором находилось мое дупло, сгорело от удара молнии, и мне негде жить». Дети, играющие роль теремка, должны также вежливо разрешить белочке войти в теремок и попросить ее помогать другим обитателям теремка. Например: «Входи, белочка. У нас очень уютный теремок. Ты можешь собирать орешки и угощать всех жителей теремка». Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети.

    Игра «Самое красивое»

    Попросите детей внимательно посмотреть вокруг себя и найти что-то красивое. Затем каждый должен описать этот красивый предмет, не называя его. По описаниям друг друга дети угадывают, о каких предметах идет речь. Предупредите детей, что в самых обычных предметах можно найти много красивого; и что их описание должно быть образным и ярким.

    Игра «Заботимся о родителях»

    Дети встают напротив воспитателя на росстоянии нескольких шагов. Воспитатель, поочередно брасая детям мяч, спрашивает, как можно проявить заботу в следующих ситуациях: мама заболела; мама пришла с работы усталая; у мамы плохое настроение; у мамы много дел по хозяйству; папа плохо себя чувствует;  у папы неприятности на работе и т.д. ребенок, придумавший как можно помочь родителям, делает шаг вперед. Выигрывает ребенок, который первым дойдет до воспитателя. По окончании игры воспитатель просит детей поступать в жизни так, как они говорили.

    Игра «Наши питомцы»

    Дети встают в круг, называют своих любимых животных или птиц и рассказывают, как они будут заботиться о них, если станут их хозяевами. Воспитатель обходит круг и вкладывает в руки кого-то одного игрушечного зверя, например, кошку. Этот ребенок выбегает на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как они будут заботиться о кошке. Каждый говорит что-то свое и повторяет все, что было сказано до него. Ребенок в центре круга дарит игрушку тому хозяину, который понравился ему больше всего, и объясняет свой выбор. Игра проигрывается несколько раз с разными игрушечными животными.

    Игра «Нежное слово»

    Дети встают в круг. Один из них – фея нежности. Фея по очереди прикасается к детям волшебной палочкой нежности (какая-либо красивая палочка), и они говорят какое-либо нежное слово. Например: милый, лучик, светик, зайчик, и т. д. Затем дети делятся на пары и составляют из своих нежных слов предложения. Например: слова «звездочка» и «зайчик». Зайчик нашел в лесу звездочку, и она рассказала ему сказку.

    Упражнение «Учимся уважать»

    Попросите детей подумать и рассказать, что в людях кажется им достойным уважения. Затем дети встают в круг. Педагог дает кому-либо из них красивый воздушный шарик или цветок и говорит: «Я уважаю Машу, потому что она никогда не отвлекается на занятиях». Маша передает шарик своему соседу и говорит ему, за что она его уважает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут, за что они уважают своих друзей. После этого обсудите с детьми, за что они уважают родителей, братьев, сестер и т. д.

    Игра «Добрый лесник»

    Дети встают в круг. Все они разные лесные обитатели. Один из детей – лесник. Каждый по очереди называет себя и просит лесника помочь ему в той или иной ситуации. Например: Утешь меня, лесник, мои веточки поломаны. Лесник подходит к деревцу и жестами изображает, как он ему поможет. Другие дети должны угадать, что лесник сделал для деревца. Затем лесник и тот, кого он утешил, меняются местами.

    Игра «Кто нам дарит счастье»

    Воспитатель раздает детям разные предметы: морскую раковину, красивый камушек, ветку дерева, цветок, книжку, игрушку. Каждый должен поговорить со своим предметом, а затем рассказать, как его предмет может сделать людей счастливыми. Например: ракушка может подарить людям сказку о море, цветок – обрадовать, книжка – рассказать добрую сказку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста»

    Педагогический совет напрвленный на формирование нравственных качеств дошкольника...

    Картотека игр по формированию здорового образа жизни для детей раннего возраста

    Здесь предоставлена картотека по формированию ЗОЖ для деток ясельной и младшей группы. Надеюсь вам пригодиться этот материал...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

    Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизнив доступных им формах нравственных переживаний....

    презентация "Картотека игр по формированию нравственной культуры старших дошкольников."

    Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

    Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников

    Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников 3-4 лет...