Инновационные подходы к приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры Нижегородского края
статья (старшая группа)

Кириллова Ольга Викторовна

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kirillova.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ

Кириллова Ольга Викторовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 467»

город Нижний Новгород

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Ключевые слова: музейная педагогика, нравственно-патриотическое воспитание, виртуальные экскурсии.

 В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом.   Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся в существенном изменении мотивационной сферы,  ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период дошкольного возраста является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика.

Для того, чтобы успешно приобщать детей к истокам народной культуры Нижегородского края работа ведется в несколько разделов, каждый из которых соответствует определенной возрастной группе и решает определенные задачи.

Средством приобщения детей к истокам народной культуры Нижегородского края я выбрала музейную педагогику.

Одним из условий успешного решения задач музейной педагогики является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой.  Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. В музее собраны предметы народных промыслов: чугунки, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм, различные виды росписи. А также мини-музеи ложек и старинных игрушек. 

Свое путешествие в мир прошлого и ознакомление с умелыми мастерами народных промыслов наши воспитанники начинают со знакомство с музеем детского сада и его Хозяйкой. Перед тем как посетить музей дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними.  Некоторые экспонаты используются для занятий, развлечений. 

Все экскурсии в музей детского сада проходят в игровой форме. Хозяйка музея встречает наших маленьких гостей с русским народным хороводом, рассказывает им про экспонаты музея и знакомит с народными промыслами Нижегородского края.

В  своей работе мы применяем наиболее подходящие по возрасту методы и приемы, среди них:

Рассказы детям о народных игрушках Нижегородского края;

Дидактические игры: «Собери матрешку», «Составь узор», «Найди промысел» и многие другие;

Хороводные игры;

Чтение сказок о народных промыслах;

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, хороводы).

Также мы используем такие формы работы, как:

  • рассматривание альбомов с изображениями и краткой историей народных промыслов Нижегородского края;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • прослушивание русских народных сказок, потешек и т.д.;

-       игровые обучающие ситуации;

-       эвристические беседы;

-       рассказ воспитателя и самих детей;

-       экспериментирование с различными художественными материалами;

  • просмотр презентаций;

-       просмотр «Виртуальных экскурсий»

-      Беседы

-      Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Вся работа по изучению народных промыслов Нижегородского края разделена на этапы. По принципу от простого к сложному.

1 этап: картотеки по различным видам народных промыслов.

Каждая картотека содержит в себе историю возникновения промысла, его особенности. А также дидактические игры направленные на закрепление материала.

2 этап: Видеоэкскурсии.

Ребята просматривали видеоэкскурсии «Синее кружево Гжели», «Стеклодувное мастерство», «Балахнинское кружево» и многие другие.

3 этап: Индивидуальная работа.

Далее проводится индивидуальная работа, направленная на улучшение знаний детей о народных промыслах Нижегородского края, с помощью разрезных картинок, лото, интерактивных игр и заданий.

4 этап: Следующим этапом является кружевоплетение.

Здесь ребята превращались в художников и создавали свои кружева.

Мы предложили детям побывать в роли кружевниц и сплести свой кружевной узор с помощью нитей. Детям нужно было создать свой кружевной узор. За работой ребята поняли, что работа кружевницы очень трудная, требует большого внимания, аккуратности. Каждый элемент должен быть похож на предыдущий.

В наше время этот промысел возрождается, всё больше и больше поклонниц появляется у этого вида рукоделия. Я очень рада, что  в нашей группе есть не только девочки, но и мальчики, которые делают первые шаги в кружевоплетении.

5 этап: Куклы-скрутки.

Посещая музей детского сада детям очень понравился мини-музей кукол, где представлены различные куклы-скрутки. Мы решили поощрить их заинтересованность и вместе изготовили таких необычных кукол.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. 

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. 

6 этап: «Я-экскурсовод»

Самым сложным этапом в данной работе стало творческое задание «Я-экскурсовод»

Дети пробовали себя в роли экскурсоводов по уже имеющимся мини-музеям и совместным выставкам.

Также, на данный момент у нас в Учреждении создана видеотека «Виртуальных экскурсий», где наши воспитанники являются экскурсоводами. Этот новый современный метод настолько захватил дошколят, что даже с родителями они снимают свои домашние видео-экскурсии по памятным местам.

В процессе работы происходит обогащение словарного запаса детей средствами языковой выразительности, преодоление внутренних комплексов и огромное желание рассказать о своих знаниях сверстникам и ребятам помладше. Далее ребята с удовольствием создают свои экскурсии в группе, и становились экскурсоводами в свободной и самостоятельной деятельности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.  Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.

Ребята совместно с педагогами проводили такие праздники, как: Святочные вечера, Масленница, Пасха, «Ярмарка» и др.

Это важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии национальной культуры, развитию интереса к русским народным традициям.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

В результате комплексной работы по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Итогом по завершению нашей работы стало создание «Виртуальных музеев».

Список литературы:

Князева О.Л, маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 1998

Куприянова Н.И., Шиян Л.И. Записки краеведа (Нижегородская область). Н.Новгород, 1991

Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность//Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М., 1994

Интернет-ресурсы:

http://www.detskiysad.ru/- для воспитателей и руководителей детского сада

http://detsad-journal.narod.ru/-сайт для воспитателей и руководителей детского сада

http://maaam.ru/"Мaаам.ру“- сайт для воспитателей детского сада.

http://dohcolonok.ru/ -"Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родин...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам традиционной культуры Архангельской области

В статье представлен опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с историей родного края, народными праздниками, обрядами и традициями в рамках проекта "Своя земля и в горстке мила..."....

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат с...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...