Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.
статья по художественной литературе (младшая группа)

Соколова Татьяна Игоревна

«Воспитание, созданное самим народом,

 и основанное на народных началах,

 имеет ту воспитательную силу,

 которой нет в самых лучших системах»

К.Д.Ушинский

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, песенок, сказок. И хотя они состоят из нескольких незатейливых по содержанию и простых по форме строк, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по законам в соответствии с видением ребенком природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества.

Поэтому мы поставили перед собой цель: способствовать приобщению детей к русской народному фольклору. Поставленную цель решали через следующие задачи:

<>1)2)Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
  • Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

          Использование фольклора требует  от педагога профессиональных знаний и умений: владение художественными средствами (петь, играть на народных инструментах), тогда он сможет привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.                  Использовали прием действенного соучастия детей, привлечения детей к совместной деятельности. Ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя простую роль.

          Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто – то из детей плачет, другие стараются успокоить приговаривая: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…».

Для того чтобы дети в совместной и самостоятельной деятельности могли обратиться в материалу фольклора, у нас в  группе была создана развивающая предметно-пространственная среда. Гибкому зонированию группы способствуют ширмы, которые позволяют детям разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек, песенок на магнитной доске, ковролине (вертикальном, закрепленном на стене и маленьких индивидуальных переносных ковриках т.д.). Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра: пальчиковый театр и матрешки - сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»; куклы театра би-ба-бо; театр перчаток; вязаный театр; театр картинок; набор персонажей и декораций  на магнитах; куклы на конусе.

          В уголке ряжения  имеются элементы некоторых костюмов, шапочки- маски персонажей сказок. Подобрали  настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра.  В книжном уголке собраны  книжки-малышки, картинки, фигурки, иллюстрирующие персонажей потешек, кумулятивных сказок, песенок, прибауток.

Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. В родительский уголок помещена наглядная информация, через групповые, индивидуальные консультации, беседы знакомим их с различными видами русского народного творчества и формами знакомства малышей с фольклором. Вместе с родителями организовали выставку «Театр своими руками», создается совместная книга потешек.

          Таким образом, мы стараемся создавать в группе атмосферу доброжелательности, сочувствия, взаимопонимания.  Дети учатся понимать и чувствовать художественную форму, ритм родного языка, активизировались  в речи прилагательные, глаголы, обогащается словарь за счет сравнения, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Данная приобщаем воспитанников к истокам патриотического,  нравственного воспитания, прививаем любовь к истории и культуре нашей Родины.

 

Библиография:

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
  2. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52
  3. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
  4. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
  6. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
  7. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
  8. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002
  9. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_9.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

«Воспитание, созданное самим народом,

 и основанное на народных началах,

 имеет ту воспитательную силу,

 которой нет в самых лучших системах»

К.Д.Ушинский

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, песенок, сказок. И хотя они состоят из нескольких незатейливых по содержанию и простых по форме строк, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по законам в соответствии с видением ребенком природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества.

Поэтому мы поставили перед собой цель: способствовать приобщению детей к русской народному фольклору. Поставленную цель решали через следующие задачи:

  1. Обогащать, расширять, активизировать словарь детей, используя разные фольклорные жанры.
  2. Активизировать интерес к различным фольклорным формам, желание их обыгрывать.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
  4. Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

        Использование фольклора требует  от педагога профессиональных знаний и умений: владение художественными средствами (петь, играть на народных инструментах), тогда он сможет привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.                 Использовали прием действенного соучастия детей, привлечения детей к совместной деятельности. Ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя простую роль.

        Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто – то из детей плачет, другие стараются успокоить приговаривая: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…».

Для того чтобы дети в совместной и самостоятельной деятельности могли обратиться в материалу фольклора, у нас в  группе была создана развивающая предметно-пространственная среда. Гибкому зонированию группы способствуют ширмы, которые позволяют детям разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек, песенок на магнитной доске, ковролине (вертикальном, закрепленном на стене и маленьких индивидуальных переносных ковриках т.д.). Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра: пальчиковый театр и матрешки - сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»; куклы театра би-ба-бо; театр перчаток; вязаный театр; театр картинок; набор персонажей и декораций  на магнитах; куклы на конусе.

        В уголке ряжения  имеются элементы некоторых костюмов, шапочки- маски персонажей сказок. Подобрали  настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра.  В книжном уголке собраны  книжки-малышки, картинки, фигурки, иллюстрирующие персонажей потешек, кумулятивных сказок, песенок, прибауток.

Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. В родительский уголок помещена наглядная информация, через групповые, индивидуальные консультации, беседы знакомим их с различными видами русского народного творчества и формами знакомства малышей с фольклором. Вместе с родителями организовали выставку «Театр своими руками», создается совместная книга потешек.

        Таким образом, мы стараемся создавать в группе атмосферу доброжелательности, сочувствия, взаимопонимания.  Дети учатся понимать и чувствовать художественную форму, ритм родного языка, активизировались  в речи прилагательные, глаголы, обогащается словарь за счет сравнения, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Данная приобщаем воспитанников к истокам патриотического,  нравственного воспитания, прививаем любовь к истории и культуре нашей Родины.

Библиография:

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
  2. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52
  3. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
  4. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
  6. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.
  7. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
  8. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002
  9. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Статья  на тему«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»           Воспитатель ГБДОУ №114...

Статья на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возр...

Проектирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством информационных технологий

Задачи:познакомить детей с материальной культурой русского народа,познакомить детей с духовной культурой русского народа,научить детей применять на практике полученные знания и умения,воспитывать любо...