Проектирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством информационных технологий
проект (старшая, подготовительная группа)

Ковешникова Наталья Геннадьевна

Задачи:

  • познакомить детей с материальной культурой русского народа,
  • познакомить детей с духовной культурой русского народа,
  • научить детей применять на практике полученные знания и умения,
  • воспитывать любовь к культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt823 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ ВПО ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНПО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Выполнили: воспитатель Ковешникова Н.Г., воспитатель Тунёва И.В., Тольятти 2020

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Россия конца ХХ – начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизма.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В связи с этим у детей дошкольного возраста важно воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; обогащать словарь народными пословицами, поговорками; прививать любовь к русскому быту; закреплять знания о предметах русской избы; приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора; развивать творческие способности в различных видах деятельности; формировать представления о празднике как о возможности самостоятельно, весело, интересно провести с друзьями свободное время.

Слайд 4

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Цель: сформировать представления детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством информационных технологий. Задачи образовательной работы: познакомить детей старшего дошкольного возраста с материальной культурой русского народа; познакомить детей с духовной культурой русского народа; научить применять на практике полученные знания и умения; воспитывать любовь к культуре русского народа.

Слайд 5

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Основные понятия: Приобщить – дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, сделать участником чего-нибудь. Исток – начало, первоисточник чего-либо. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Народ – население государства, жители страны. Народный – свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли. Информационные технологии – процесс воспитания и обучения детей с помощью современных ТСО (модульное обучение, компьютерные классы, интерактивные доски и др.)

Слайд 6

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Принципы: гуманистический принцип; принцип культуросообразности; принцип творчества; социально-ценностный принцип; принцип наглядности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип доступности; принцип территориальной целесообразности.

Слайд 7

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Теоретико-методологические положения: Программа О.В.Дыбиной «Люби свой отчий край»; Программа О.Л.Князевой, Н.Д.Маханёвой «Приобщение детей к русской народной культуре»

Слайд 8

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре. Методы исследования: беседы; наблюдения за самостоятельной деятельностью детей; создание и анализ проблемных ситуаций; дидактические игры; анализ продуктов детской деятельности.

Слайд 9

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Критерии: Эмоциональный желание участвовать в досуговой деятельности с элементами русского народного творчества; интерес к изучению русской народной культуры; эмоциональная выразительность при исполнении русских народных песен, мелодий. Поведенческий умение играть на некоторых русских народных музыкальных инструментах; использование по назначению предметов русского народного быта и одежды; умение изготавливать из глины, соленого теста народные игрушки, поделки; умение играть в русские народные игры. Информационный представление о декоративно-прикладном искусстве русского народа; знание содержания произведений устного народного творчества (сказок, потешек, прибауток, закличек); представление о назначении предметов русского народного быта и элементов жилища.

Слайд 10

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ I этап эмоционально-мотивационный Цель: вызвать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. Задачи: Вызвать у детей желание участвовать в досуговой деятельности с элементами русского народного творчества. Развивать у детей эмоционально-положительное отношение к изучению русской народной культуры.

Слайд 11

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Способы и формы работы: Экскурсия в краеведческий музей «Путешествие в старину». Просмотр слайдов на темы: «Русский быт», «Народные обряды». Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи. Создание условий для уголка ряженья с элементами русского народного костюма.

Слайд 12

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Деятельность педагога: вызывает интерес к русской народной культуре; побуждает к знакомству с историей русского народа; формирует эмоционально-положительное отношение к духовной и материальной культуре русского народа; организует уголок ряженья с элементами русского народного костюма; приобретает слайды, аудиозаписи. Деятельность детей: слушают аудиозаписи русских народных сказок, песен; наблюдают за деятельностью педагога с предметами русского народного быта; рассматривают музейные экспонаты; просматривают слайды, иллюстрации.

Слайд 13

Результат-продукт: конспект экскурсии в краеведческий музей; картотека слайдов; библиография русских народных сказок; аудиотека; уголок ряженья с элементами русского народного костюма. Результат-эффект: интерес к предметам быта русского народа; желание участвовать в досуговой деятельности с русскими народными обрядами, традициями, обычаями. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Слайд 14

II этап когнитивный Цель: сформировать представления детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством использования информационных технологий. Задачи: Сформировать представления детей старшего дошкольного возраста о материальной культуре русского народа. Расширить знания детей старшего дошкольного возраста о духовной культуре русского народа. Дать представления о назначении предметов русского народного быта и элементов жилища. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Слайд 15

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Способы и формы работы: Беседа на тему «Что нового я узнал о жизни русского народа» с использованием фото и видеоматериалов. Цикл занятий «Русь Великая» (мультимедийное оборудование): «Преданья старины глубокой» (знакомство с былинами); «Русский сарафан»; «История предметов быта русского народа»; «В гостях у русской народной сказки»; «В русской избе»; «Праздники на Руси»; «К бабушке на блины»; «Русская матрёшка» (знакомство с народной игрушкой); «Заиграй-ка, балалайка» (знакомство с муз.инструментами); «Вейся, венок» (знакомство с русскими народными играми).

Слайд 16

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Способы и формы работы: Досуг «В гостях у бабушки Варварушки» с угощением, приготовленным по рецептам русской народной кухни. Разнообразие русских народных костюмов в уголке ряженья.

Слайд 17

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Деятельность педагога: уточняет знания детей о материальной и духовной культуре русского народа; использует информационные технологии при проведении бесед, занятий, досуговой деятельности; пополняет уголок ряженья русскими народными костюмами; создает программное обеспечение к интерактивным доскам; проводит цикл занятий «Русь Великая» Деятельность детей: делятся своими впечатлениями об экскурсии в краеведческий музей; наряжаются в русские народные костюмы; посильно участвуют в изготовлении элементов русского народного костюма; работают в компьютерном классе; выполняют задания, поручения взрослого; дегустируют блюда русской народной кухни.

Слайд 18

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Результат-продукт: план-конспект беседы; протокол беседы; картотека фото и видеоматериалов из краеведческого музея; конспекты занятий к циклу «Русь Великая»; программное обеспечение к интерактивным доскам; сценарий досуга «В гостях у бабушки Варварушки»; русские народные костюмы для уголка ряженья; атрибуты к русским народным играм. Результат-эффект: знания о духовной и материальной культуре; умение определять по внешнему виду названия и назначения предметов русского быта, музыкальных инструментов; знания о многообразии русских народных промыслов; умение исполнять некоторые элементы русского народного танца; умение использовать в досуговой деятельности знания о традициях, обычаях, обрядах русского народа.

Слайд 19

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ III этап деятельностный Цель: совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста полученные знания и представления о русской народной культуре посредством информационных технологий. Задачи: Закреплять умения применять полученные знания о русских народных традициях в театральной и игровой деятельности. Совершенствовать умение использовать по назначению предметы русского народного быта и одежды. Закреплять умения изготавливать из глины, соленого теста русские народные игрушки, поделки.

Слайд 20

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Способы и формы работы: Игры в уголке ряженья с элементами русского народного костюма. Инсценировки русских народных сказок «Вечер сказок» с использованием аудиозаписей. Фестиваль русской народной музыки «Во поле березка стояла…». Выставка поделок детей русского народного декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки». Конкурс «Не красна изба углами – красна пирогами» (с родителями).

Слайд 21

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Деятельность педагога: составляет картотеку русских народных игр; продолжает пополнять уголок ряженья с элементами русского народного костюма; создает библиографию русских народных сказок и сборник рецептов русской кухни; организует совместную и самостоятельную деятельность детей; анализирует деятельность детей; использует информационные технологии; организует детей и родителей для участия в конкурсе. Деятельность детей: играют в уголке ряженья с элементами русского народного костюма; инсценируют русские народные сказки; участвуют в фестивале: поют, танцуют, играют на русских народных музыкальных инструментах; изготавливают русские народные игрушки и поделки; организуют разнообразную самостоятельную деятельность; дегустируют блюда русской народной кухни.

Слайд 22

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Результат-продукт: экспонаты детских поделок с выставки «Умелые ручки»; костюмы в уголке ряженья; презентация инсценировок русских народных сказок; театральные костюмы; аудиотека с русскими народными сказками; сценарий фестиваля «Во поле березка стояла…»; аудиозаписи с русской народной музыкой; картотека русских народных игр; сборник рецептов русской народной кухни.

Слайд 23

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Результат-эффект: умение использовать по назначению русские народные костюмы и их элементы; умение самостоятельно изготавливать из глины, соленого теста народные игрушки, поделки; знание текстов некоторых произведений устного народного творчества; умение использовать русские народные муз.инструменты по назначению и самостоятельно исполнять русскую народную мелодию; умение играть в русские народные игры; Знания особенностей русской народной кухни.

Слайд 24

ЛИТЕРАТУРА Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1991. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1984. Ковалев В.М., Могильный Н.П. 500 рецептов славянской трапезы. – М., 1993. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986. О самоваре и не только./Сост. Н.П.Фролова. – Тольятти, 2006. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994. Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа. – М., 1996. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1995. Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. – М., 2003. Семенова М. Мы – славяне. – М., 1997. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

laquo;Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»К.Д.УшинскийПервое знакомство ребен...