ПРОЕКТ «Собою можем мы гордиться, Так много знаем о вас – птицы!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панфилова Алла Геннадьевна

В настоящее время возникает большая необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения и актуально начинать данную работу с дошкольного возраста. Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОО, в которой пропагандируется осознанно бережное отношение к природе, в частности к птицам, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические разработки для педагогов ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 145 комбинированного вида"

Ново-Савиновского района г.Казани

Проект:  

«Собою можем мы гордиться,

Так много знаем о вас – птицы!»

Автор проекта:

Панфилова Алла Геннадьевна, воспитатель

Содержание

Паспорт проекта   …………………………………………………              3

Пояснительная записка      …….………………………………..             5

Этапы реализации проекта   ……………………………………..              7

Перспективный план проекта    …………………………………..            9

Список литературы   ……………………………………………….…       13

Приложения  …………………………………………см. в папке приложения

 

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

Птицы

Адресация

 проекта

воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Руководитель проекта

Биктова Алсу Ниязовна – старший воспитатель ДОО.

Автор – разработчик проекта

Панфилова Алла Геннадьевна – воспитатель  

Место проведения

МАДОУ «Детский сад №145 комбинированного вида»

Участники

проекта

  • воспитатели
  • воспитанники подготовительной к школе группы
  • родители воспитанников группы

Возраст

 воспитанников

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Особенности

проекта

По характеру  продукта: творческо-исследовательский

По количеству детей: групповой.

По продолжительности: долгосрочный - 9 месяцев

(с сентября 2013 г. по май 2014 г.)

По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)

По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МАДОУ

Цель проекта

Повышение основ экологической культуры дошкольников, посредством познавательной совместной деятельностью с воспитателем и включением родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников через систематизацию знаний о птицах.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Способствовать расширению знаний о птицах и их значимости в природе и жизни человека.
  2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к птицам.
  3. Формирование экологически целесообразного поведения в природе.

Развивающие:

  1. Развитие интереса к жизни птиц.
  2. Развитие практических навыков заботы о птицах зимой.
  3. Развивитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти и речи детей.

         Воспитательные:

  1. Воспитание экологической культуры через любовь к природе и познание окружающего мира.
  2. Воспитание бережного отношения к птицам, желание заботиться о них.

Ресурсы проекта

  • Любящие свою работу педагоги
  • Активные родители воспитанников
  • Заинтересованные воспитанники
  • Уголок природы, мини-лаборатория в групповой
  • Д/игры, плакаты, детская художественная литература, энциклопедии
  • Бросовый материал для изготовления поделок
  • Материалы для родительского уголка «Птицы – наши друзья», «Помогайте  нам зимой!»

Предполагаемые результаты и продукты проекта

1. Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по повышению экологической культуры, знаний детей о птицах.
2. Гуманизация связи семьи с сотрудниками МАДОУ.

3. Появление интереса у родителей к совместной работе с воспитателем по развитию детей.

4. Овладение детьми знаниями о многообразии птиц, средах обитания, пищевых предпочтениях.

5. Овладение детьми практическими умениями и способами ухаживания за птицами зимой.

6. Появление у дошкольников сформированного навыка самостоятельного ухаживание за объектами «Царства  Природы»;  решения экологических задач; бережного  и ответственного  отношения к миру природы. 

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей  в виде:  бесед, викторин наблюдений за птицами на прогулке, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, инсценировки экологической сказки, а также дома с родителями.

Этапы работы над проектом

I этап «Составление «Банка идей» (перспективное планирование)

II этап «Основной»

III этап «Заключительный»

Пояснительная записка.

В настоящее время возникает большая необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения и актуально начинать данную работу с дошкольного возраста. Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Новые ФГОС ДО требуют от нас реализации не учебной модели, как это было, а продуманной организации совместной деятельности педагога с детьми, прогулок, тематических мероприятий в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» и направленное на  развитие его мышления, способности чувствовать и понимать многообразие мира, замечать изменения окружающей жизни.  

Сегодня экологическое образование в ДОО рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания  и развития, направленный на формирование экологической культуры, которая выражается в восприятии дошкольником себя как неотъемлемой части окружающего мира, соблюдении правил и норм поведения, эмоционально-положительном отношении к природе. Экологоориентрованное направление в ДОО можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание,  формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности.

Основная проблема, которая подтолкнула меня на создание данного проекта это – низкий уровень экологической культуры дошкольников. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Обогащая знания и чувства ребенка, мы формируем у него правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать. Знания, полученные в входе реализации данного проекта стали базой для самостоятельного осмысления детьми происходящих в природе процессов и явлений.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанно бережное отношение к природе, в частности к птицам, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические разработки для педагогов ДОО.

Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

Ответственные

Результат

Подготовительный этап

  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
  • Укрепление материально-технической базы:

приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр, демонстрационного и раздаточного материала для дидактических игр. Оформление уголка природы для детей в группе и информационного стенда для родителей

Воспитатели

Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

Пополнение уголка природы в группе новыми игрушками и пособиями

Первый этап «Составление

«Банка идей»

«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения дошкольников экологии)

  • Анкетирование родителей «Как приучить наших детей любить птиц?».

Воспитатели группы, администрация ДОУ, родители

Технологии и методики, советы родителей, которые педагог учтёт  при составлении перспективного плана проекта

         Второй этап «Основной»

  • Реализация преспективного плана (см. стр.

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

У детей:

  • Сформированные знания о птицах и их значимости в природе и жизни человека.
  • Сформированный интерес к жизни птиц  и бережного отношения к ним.

Сформированный навык экологиически целесообразного поведения в природе, бережного отношения к птицам и заботы о них.

Третий этап «Заключительный»

Подведение итогов проекта

Инсценировка экологической сказки «Птицы на кормушке»

Участники проекта, музыкальный руководитель

Участники проекта,

педагоги

Закрепление знаний о птицах у детей.

Материалы по опыту работы по данному направлению

Перспективное планирование проекта

Образовательная область

Срок

С детьми

С родителями

1.Социально-коммуникативное развитие

Сентябрь-май

Дидактические  игры:

 «Угадай птиц по описанию» (внешний вид, повадки, пища); «Птичья столовая»; «Четвертый лишний»; «Кто из птиц дружит с водой»; «Где чей дом»;  «Кто с кем дружит?»;

Подвижные игры:

«Птицелов»; «Воробей»; «Совушка»;  «Журавль и лягушки»; «Голубь»; «Пчёлки и ласточка» (русская народная игра)

Изготовление кормушек

Заготовка корма для птиц (семян арбуза, дыни, тыквы)

2.Познавательное развитие

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Занятие 1  « Месяц птичьих стай»

Программные задачи: Подвести к пониманию того, почему и как  птицы готовятся к отлёту. Прививать  интерес к жизни птиц.

Занятие 2 «Водоплавающие птицы нашего края»

Программные задачи: Закреплять знания о водоплавающих  птицах, о зависимости их корма от среды обитания. Расширять кругозор детей.

Занятие 3 

«Зимующие птицы»,

с творческой коллективной  работой ( рисование с элементами лепки см.фото)

Программные задачи: Уточнить и пополнить знания о зимующих в наших краях птицах. Зависимость их

пищевого рациона от погодных условий. Какая помощь им необходима от людей.

Занятие 4 «Что мы знаем о птицах»

Программные задачи: Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц. Понимать, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению. Развивать интерес к жизни птиц - слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь детей. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Занятие 5 «Осёдлые и кочующие птицы»

Программные задачи: Понимать значения этих определений. Устанавливать зависимость среды обитания от сезонных изменений.

Экологический КВН «Наши друзья - птицы»

Программные задачи: Закрепление знаний о птицах. Воспитание экологической культуры дошкольников через любовь к природе и познание окружающего мира.

 Фольклорный весенний праздник «День птиц»

Программные задачи: Знакомить детей с народным творчеством, приметами, фольклором. Учить понимать почему люди издавна почитают птиц. Прививать интерес к народному творчеству.

Занятие 6 «Какие гости к нам летят?»

 Программные задачи: Закреплять знания о разнообразии видов перелетных птиц и местах их гнездования. Развивать желание больше узнать о жизни птиц.

Занятие 7 Почему май называют «месяцем плясок и песен»

Программные задачи: Подвести к пониманию радостных весенних изменений в природе и их влияние на всё живое, в данном случае на взаимоотношения в мире птиц. Воспитывать бережное к ним отношение.

Совместные наблюдения на прогулках  за птицами.

Поиск материалов (картинки птиц) для презентации на занятиях

3. Речевое развитие

Сентябрь-май

Составление описательных рассказов на тему: «Какие птицы прилетают на кормушку». Рассматривание картин «Перелётные птицы», «Водоплавающие птицы», «Зимующие птицы».

4.Художественно-эстетическое развитие

Сентябрь – май

Май

Чтение

В.Бианки «Про птиц»; «Синичкин календарь»; «Лесные домики»; «Кузя двухвостый»; «Кукушонок»; «Плавунчик».

С.Городецкий « Как птицы учились строить гнёзда»

Г.Снегирёв «Птицы нашего леса»

Н.Соколов «Любите и охраняйте птиц»

Заучивание стихов А. Яшин «Покормите птиц»;

В. Звягина «Воробышки»

А. Барто  «Синица»

А.Прокофьев «Снегири»

А.Плещеев «Ласточка»

Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками загадками о птицах.

Инсценировка авторской экологической сказки «Птицы на кормушке»

Список рекомендуемой литературы для домашнего детского чтения.

Совместное изготовление костюмов

Список литературы:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвящение, 1990
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвящение, 1974
  3. Венгер Л.А.  Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2006
  4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976
  5. Лучич М. В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989
  6. Мустаев, Н. А. Народные приметы: хотите верьте, хотите - проверьте / Н. А. Мустаев. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1987
  7. Радзиевская С.Б. Круглый год. - Казань Татар. кн. изд-во, 1985
  8. Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. - М.: Просвещение, 1974
  9. Шорыгина Т. А Птицы. Какие они? - М.: Гном, 2011



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 145 комбинированного вида"

Ново-Савиновского района г.Казани

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Что мы знаем о птицах?»

Выполнила:

Панфилова А.Г.,

воспитатель МАДОУ № 145

        

Образовательная область: познавательное развитие

Интегрируемые образовательные области: 

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Уточнение и систематизация знаний о птицах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц. Понимать, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.
  2. Развивать интерес к жизни птиц – слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь детей. Показать значимость птиц в природе.
  3. Учить делать коллективную работу по конструированию из бумаги, на основе обобщенных представлений и самостоятельного анализа формы птицы, её строения и пропорций.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
  2. Способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Материал: Аудиозапись птичьих голосов на CD диске. Мультимедийное  оборудование для показа презентации «Перелетные птицы».

Для детей: Цветная бумага, ножницы, клей. Незаконченная поделка на новогоднюю тематику.

Предварительная работа:

  1. Беседы о птицах
  2. Чтение произведений художественной литературы
  3. Рассматривание иллюстративного материала
  4. Наблюдение за птицами на прогулке
  5. Прослушивание аудиозаписей разных птичьих голосов
  6. Украшение части групповой комнаты «под лес»

Ход занятия

Воспитатель:

Мы сегодня рано встали

И в волшебный лес попали

Он как - будто погрустнел,

Потому, что опустел,

Улетели птичьи стаи

Листья с веточек упали.

Кое – где лежит снежок

В лужах заблестел ледок.

И деревья в тишине

Призадумались о сне.

Хоть вокруг пустынно стало

Где- то песня прозвучала.

Включается запись птичьего пения (синица).

Воспитатель:  Чей это голосок звучит ребята?

Дети: Синички

Воспитатель: Мы сегодня не случайно путешествуем с вами по осеннему лесу. Много птиц улетело в теплые края и лес опустел. Но те птицы, что в лесу остались не бросят его в это тяжелое время и останутся с ним  зимовать. Как можно назвать этих смелых птичек?

Дети: Зимующие птицы

Воспитатель: А как называются те птицы, которые не смогли остаться зимовать?

Дети: Перелетные птицы

Воспитатель: Одни птицы – зимующие, другие- перелетные, а какие у них признаки сходства?

Дети: У птиц есть голова, тело, которое покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, они летают.

Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?

Дети: По размерам, по окраске, по форме клюва, по местам обитания, по типу питания.

Воспитатель: А у птиц все перья одинаковые по размеру?

Дети: Нет, на крыльях и хвосте перья большие, чем на голове, спине и животе.

Воспитатель: Чем питаются птицы?

Дети: Насекомыми, личинками, зёрнами, хлебными крошками.

Воспитатель: Какая же нам от них польза?

Дети: Они истребляют насекомых, которые нас кусают, поедают гусениц и слизней и жуков, которые  губят леса и наш урожай.

Воспитатель: Как мы – люди, можем позаботиться о птицах?

Дети: Строим скворечники, кормушки. Бережём природу – среду их обитания, не приносим им вреда.

Воспитатель:

      Раз уж мы в лесу гуляем

Так давайте поиграем

Я буду мячик вам бросать

Вы – на вопросы отвечать.

Игра «Назови правильно»

(Дети бросают мяч обратно воспитателю и отвечают на вопросы)

  1. Назови самую большую птицу
  2. Назови водоплавающую птицу
  3. Назови перелётную птицу
  4. Назови птицу,  у которой длинные ноги
  5. Назови любую маленькую птицу
  6. Назови хищную птицу
  7. Назови птицу, которая не умеет летать
  8. Назови зимующую птицу
  9. Назови птицу, которая питается насекомыми
  10. Назови птицу, которая умеет плавать.

Звучит музыка, влетает Снегирь.

Снегирь:

Здравствуйте, мои друзья,

Первым прилетел к вам я

Птиц перелетных увидеть так хотел

Но, к сожалению, совсем я не успел.

Теперь они уже давно в пути

А мне ответов на вопросы не найти.

Воспитатель: А что же ты хотел узнать?

Снегирь: Зачем им надо улетать?

Воспитатель: (детям) Ребята, скажите, почему перелетные птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что наступают холода и зимой нет насекомых.

Воспитатель: А как они выдерживают такой длительный полёт?

Дети: Они хорошо едят перед отлётом и много тренируются.

Снегирь:

А я еще хочу узнать,

Как же этих птичек звать?

Воспитатель: Сейчас мы тебе их покажем и назовем (Презентация «Перелетные птицы»).

Снегирь:

Кто же  улетает первым,

Это знаете наверно?

Воспитатель: Первыми от нас улетают быстрокрылые птицы, назовите их?

Дети: Стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

Воспитатель: Это насекомоядные птицы и они улетают тогда, когда пропадают многие насекомые. В золотые осенние дни улетают другие птицы, какие?

Дети: Журавли

Воспитатель: Позднее, когда уже замерзают реки и озёра улетают водоплавающие птицы, какие?

Дети: Гуси, утки, чайки

Снегирь:

Вам спасибо за рассказ

Как я рад, что встретил Вас

А теперь, чтоб не скучать

Предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Птицелов»

Дети подражают крику выбранной птицы, а «птицелов» угадывает её название и имя игрока.

Воспитатель:  Мы не случайно пришли с вами в лес, это родной дом для наших друзей - птиц. Теперь, когда мы и поговорили и поиграли, предлагаю вернуться в детский сад и взять с собой Снегиря. Скоро наступит Новый Год мы будем украшать группу к этому празднику, и я хочу, чтобы мы вместе сделали интересную поделку, героями которой станут птички – снегири.

Под музыку и звуки птиц (сороки, воробья, голубя) дети обходят «поляну и лес», и садятся за столы поставленные кругом. Коллективная поделка состоит из Деда Мороза, зверей, «волшебного» зимнего дерева. На эти деревья и помещаются сделанные снегири.

Снегирь:

Вам хочу сказать – спасибо

Птичек сделали красиво

Обо всем мне рассказали

Птицам всем друзьями стали

Молодцы! И так держать!

А мне пора уж улетать.

Зимой вернусь еще не раз

До свиданья, в добрый час! (Улетает)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия в лес?

Дети: Да, очень!

Воспитатель: Вы порадовали и меня и Снегиря своими знаниями. Берегите птиц и их  родной дом - Природу (лес, луг, поле). В следующий раз мы опять совершим какое  - нибудь увлекательное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по пожарной безопасности "Мы много знаем и умеем"

Викторина для старшего дошкольного возраста....

Тема: « Мы много знаем и умеем»

Итоговое занятие в старшей группе....

Образовательный проект "Мы потешек много знаем"

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь. Дети учатся вслушиваться в тексты потешек, стараются договорить слова и фразы, учатся обыгрывать потешки в соотв...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».

Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней»....

Проект «Что мы знаем о перелетных птицах!»

Цель Проекта: формирование представлений о перелетных птицах.Задачи Проекта: закрепить знание о сезонных изменениях в природе, их взаимосвязь с живыми существами;расширить знания детей о пер...

Проект "Что мы знаем о перелетных птицах?"

Формирование представлений о перелетных птицах...