Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Васильевна Кононова

Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней». 

        -Методическая разработка содержит рекомендации по разработке конспекта образовательной деятельности по теме.

        -Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestniki_vesny.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования администрации города Красноярска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 комбинированного вида».

E-mail: dou12krk@mail.ru

Методическая разработка образовательной деятельности

с детьми старшей группы,

по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».

г. Красноярск

2017г.

Автор-составитель  Кононова Надежда Васильевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида».

Аннотация:

Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».  

        Методическая разработка содержит рекомендации по разработке конспекта образовательной деятельности по теме.

        Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Кононова Н. В, «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней»: методическая разработка / Кононова Н. В. – г. Красноярск: МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида», 2017. -  с.

Содержание

Введение. Аннотация……………..………………………………………..……..2

Основная часть.  …………………………………………………….…….………4

Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………….……..4

Раздел 2. Содержание методической разработки………………..……….……..5

2.1. Условия реализации Программы……………………………………………5

2.2. Формулирование цели и задач НОД…………………………….......………5

2.3. Этапы непосредственно образовательной деятельности…….……….……6

2.4. Методы и приёмы………………………………………………….......……..6

2.5. Список литературы………………………………………………………...…7

Раздел 3. Приложение. Конспект занятия по ознакомления с окружающим……………………………………………………………...….……8

3.1. Цель и задачи НОД…………………………………………….……………..8

3.2. Предметно-практическая среда……………………………….……………..8

3.3. План деятельности………………………………………………………....…8

3.4. Приложение к конспекту……………………………..…………………….11

Пояснительная записка:

Введён федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

На сегодняшний день повысился уровень требований, предъявляемых

к организации образовательного процесса, изменение стоящих перед нами целей и задач, расширение направлений его развития предполагает определённые изменения в содержержании, формах и методах деятельности.

Из-за этих педагогов возникают трудности при планировании конспекта.

Целью данной методической разработки является: раскрытие опыта по планированию непосредственно образовательной деятельности

в соответствии с современными требованиями.

Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольных организаций при подготовке к непосредственно образовательной деятельности.

Содержание методической разработки:

ФГОС предъявляет следующие требования:

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие).

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей

П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия: через непосредственное общение с каждым ребенком.

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:

- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей («За что я люблю весну»);

- через поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (собрать из отдельных частей картину, расставить сосульки

 от одного до десяти, выбор ребёнка, как он будет делать лучик).

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- развитие умения детей работать в группе сверстников (составить панно «Весна», расставить сосульки от 1 до 10).

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности

с взрослым и более опытными сверстниками:

- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей.

Тему нужно сформулировать так, чтобы она носила личностный, развивающий характер, например: Очень любим мы весну, много знаем мы

о ней.

Планирование непосредственной образовательной деятельности

в представленном НОД является итоговым.

В цели педагог должен описать к чему он стремится. Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер и преследует обучающую цель, например: уточнить и систематизировать знания детей

о характерных признаках весны.

Цель в представленном НОД обобщающая.

Задачи должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. В них педагог должен описать то, что будут уметь дети

в результате работы.

При этом самих задач может быть более трех.

Формулирование образовательных задач должно отвечать этапам

развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным

программным задачам, современным требованиям ФГОС по реализации

задач образовательных областей.

Например: закрепить основные признаки весны.

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций,

 (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи

(голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса

к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой

активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам, например, развитие умение правильно строить предложение.

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы: поддерживать детскую инициативу, факты проявления детьми взаимопомощи.

Все задачи в НОД реализуются через виды и формы работы, помогающие решить в занимательной форме программные задачи:

познавательно – исследовательская (дидактическая игра, рассматривание сюжетной картины), двигательная (игровое упражнение), коммуникативная (отгадывание загадок, беседа, составление предложений, чтение стихотворений), конструирование (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества), восприятие художественной литературы (рассматривание картины, драматизация сказки), музыкальная (слушание музыки).

Занятие состоит из трёх этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции.

Начало непосредственно образовательной деятельности предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (звучит весенняя музыка, разбросаны картинки, что нужно сделать). http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/09/pamyatka-organizatsiya-neposredstvenno-obrazovatelnoy

Обучение осуществляется различными методами. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми.

В представленном НОД представлены следующие методы:

  • практические: совместная деятельность воспитателя и детей: изготовление лучиков;
  • наглядные: рассматривание картины «Весна»; демонстрация наглядных пособий (сосульки);
  • словесные:

- рассказ педагога (приём: показ);

- рассказ детей о весне, за что я люблю весну;

- беседа: почему вы считаете, что здесь изображена весна; как будите делать лучики;

- чтение художественной литературы (чтение стихотворений о весне);

- драматизация сказки;

  • игровые: дидактическая игра «Большой – маленький», составление детьми панно «Весна».

На протяжении всего занятия важно у детей поддерживать мотивацию. Обеспечивать смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время непосредственно образовательной деятельности. Чаще обращаться к детям с просьбой -  уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.

В конце непосредственно образовательной деятельности с детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы суждения были плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности, игровых моментов и активными помощниками во время занятия.

Список литературы:

  1. Адаптированная программа ДОУ;
  2. Интернет ресурс;
  3. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
  4. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

по теме «Ранняя весна» -  64c, С. 19-21, 55-56;

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт – 29с, С.16-17.

Приложение:

Конспект занятия по ознакомления с окружающим

Тема: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».

Возрастная группа детей: старшая.

Цель:

  • уточнение и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закрепить основные признаки весны.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение правильно строить предложение;

Воспитательные задачи:

  • Поддерживать детскую инициативу, факты проявления детьми взаимопомощи.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Дополнительные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Среда взаимодействия: взрослый – ребёнок (ситуативный разговор, обсуждение, совместная деятельность), ребёнок – ребёнок (коллективное взаимодействие, взаимопомощь).

Предметно-практическая среда: предметные картинки (ручей, солнце, сосульки, дом, деревья, почки, косяк птиц), «Весенние месяца», бумажные сосульки, бумага жёлтого цвета по количеству детей, клей, маски (солнце, камень, ручей, сосулька, заяц, синица).

Планируемые результаты: уточнение знаний детей о характерных признаках весны.

Этап

Содержание

Комментарии

Вводно-мотивационный

 На модуле разбросаны картинки (ручей, солнце, сосульки, дом, деревья, почки, косяк птиц).

Ребята, что с этим делать?

Игра «Собери целое».

Рассуждения детей.

Собирают из отдельных частей картину «Весна».

Основной

- Ребята, что у нас получилось?

Какое время года между весной и осенью?

Какое время года перед весной?

Кто хочет прочесть стихотворение?

Назовите весенние месяцы.

Давайте расскажем стихотворение.

Март в народе называют «протальник», почему? (ставлю чёрный квадрат)

Апрель – «снегогон» почему? (синий квадрат)

Май – «травень» почему? (зелёный квадрат).

- Ребята у меня есть предложения о весне, но они не до конца составлены, помогите мне, пожалуйста.

«Подскажите словечко».

-  А теперь попробуйте сами составить предложение.

«Составь предложения».

Подойти взять один признак весны и сказать предложение. Свой ответ нужно начинать со слова «Весной…»

- Ребята, отгадайте, что это?

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

 Упражнение «Расставь по порядку и сосчитай». 

Ребята, зима всё перепутала: нужно по порядку расставить сосульки.

А теперь, давайте посчитаем….

Подвижная игра «Большой - маленький».

Эта сосулька большая, а эта маленькая, как её назвать? Ручей большой, а если маленький….

-  Только в сказке могут ожить и заговорить: ручеёк, сосулька, камень и солнце. Давайте расскажем сказку и узнаем, кто весну делает.

Сказка «Камень, ручей, сосулька и солнце»

- - Не успела Сосулька договорить – умолкла. Почему? А потому что, солнышко за облако закатилось, спряталось – тут и камень остыл, ручей заледенел, сосулька обмёрзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает. Кто, как вы думаете?

- Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные?

- Правильно солнце.

Воспитатель показывает солнышко.

- Чего не хватает у солнышка? Из чего можно сделать?

   Изготовление лучиков.      

Ответы детей.

Дети рассказывают стихотворение.

Рассуждения детей.

Подбирают слово

в рифму (по смыслу).

Дети берут один признак весны и составляют предложение.

Ответы детей.

Расставляют сосульки от одного до десяти.

Выполнение детьми движений

в соответствии

с текстом.

Показ детьми сказки.

Рассуждения детей.

Ответы детей.

Рассуждения детей Совместная деятельность детьми задания.

Рефлексивный

- Я приклею и скажу, за что я люблю весну.

- Посмотрите, какое у нас получилось солнышко. А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

- Ребята, что мы сегодня делали? Что вам больше всего понравилось?

Дети произносят по предложению, и приклеивает лучик.

Ответы детей.

Приложение к конспекту:

 Игра «Составь предложения».

Подойти взять один признак весны и сказать предложение. Свой ответ нужно начинать со слова «Весной…» Весной тает снег. Весной появляются лужи. Весной набухают почки у деревьев. Весной ярко светит солнце. Весной бегут ручьи. Весной прилетают птицы. Весной дикие животные меняют свои шубки. Весной появляется первая трава. Весной появляются первые цветы. Весной появляются сосульки.

Игра «Подскажите словечко».

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу.

Звонко капает… (капель)

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт,

Это значит…(ледоход)

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…(верба)

Сказка «Камень, ручей, сосулька и солнце».

- Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

 Благодать в лесу!

 - На опушке камень хвалится:

Камень: Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю.

- Неужели ты, дедушка? (Спрашивают звери и птицы).

Камень: Я! Вон у меня, какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, травка показалась, ко мне бабочки летят греться.

Кабы не я, и весны не было бы!

 – Ах ты, старый лежебока! (Кричит с поляны звонкий ручей) – Не хвались! Тебе повернуться лень, а я целый день, в работе, пускай меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

Ручей: Я! Поглядите-ка, я снег растапливаю, деревья и траву живой водой пою.

– Ай, болтун! (Кричит сосулька с еловой лапы). Не слушайте его! Мне кланяйтесь, меня благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

Сосулька: Одна только я! Как начну слезы горючие лить, вот вам и весна. Разве иначе весна начнётся? Кап.

- Не успела Сосулька договорить – умолкла. Почему? А потому что, солнышко за облако закатилось, спряталось – тут и камень остыл, ручей заледенел, сосулька обмёрзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.

Игра «За что я люблю весну?»

Дети произносят по предложению, например, «Я люблю весну за веселую,

звонкую капель» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Спасем весну»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне и весенних признаках, создать условия для заучивания стихотворения наизусть. Задачи:1. Образовательные: Уточнить представления детей о весенни...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. ПрограммныезадачиОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор...

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Чистая вода»

Цель занятия: формирование познавательных компетенций и активности воспитанников, в части многообразия воды в природе, её видов и форм, способов исследования воды и способов очистки воды (при помощи р...

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы "Весенний вальс птиц"

Программное содержание.Цель:Углубить и расширить знания детей о перелетных птицах.Образовательная: 1. Закреплять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц....