Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»
методическая разработка (старшая группа)

Титова Екатерина Михайловна

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

 

Программные

задачи

ОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор по теме деятельности. Продолжать работу по обогащению словаря детей  существительными, обозначающими название строительных профессий  (архитектор, маляр, плотник, столяр,  стекольщик, сварщик и т.п.), инструментов (мастерок, рубанок, топор, гвозди, молоток, шуруповерт, кисти, валик), материалов(кирпичи, цемент, клей, краска, дерево). Способствовать формированию умения образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными.

ОО «Познавательное развитие»: расширять представления детей о жилище человека, его характеристиках: высоте, материалах, надежности.

Расширять знания детей о строительных профессиях посредством загадывания загадок и нахождения правильного ответа с помощью картинок.

Обогащать представления детей о строительных профессиях, познакомить с профессиями плотника и столяра, формировать умение находить отличия в работе этих двух профессий.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: привлекать детей к совместной деятельности, воспитывать желание оказывать помощь. Показать значимость профессии строителя, посредством рассматривания картинок, беседы. Продолжать формировать умение работать в группе, по парам.  Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_na_stroyke1_1.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности

с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»

Возраст детей

Дети – 5-6 лет / старшая группа компенсирующей направленности

Форма

проведения ОД

Непосредственно образовательная деятельность

Приоритетные ОО

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Программные

задачи

ОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор по теме деятельности. Продолжать работу по обогащению словаря детей  существительными, обозначающими название строительных профессий  (архитектор, маляр, плотник, столяр,  стекольщик, сварщик и т.п.), инструментов (мастерок, рубанок, топор, гвозди, молоток, шуруповерт, кисти, валик), материалов(кирпичи, цемент, клей, краска, дерево). Способствовать формированию умения образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными.

ОО «Познавательное развитие»: расширять представления детей о жилище человека, его характеристиках: высоте, материалах, надежности.

Расширять знания детей о строительных профессиях посредством загадывания загадок и нахождения правильного ответа с помощью картинок.

Обогащать представления детей о строительных профессиях, познакомить с профессиями плотника и столяра, формировать умение находить отличия в работе этих двух профессий.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: привлекать детей к совместной деятельности, воспитывать желание оказывать помощь. Показать значимость профессии строителя, посредством рассматривания картинок, беседы. Продолжать формировать умение работать в группе, по парам.  Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Новые слова

Столяр, плотник, кровля, иглу, юрта, вигвам.

Виды детской

деятельности

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная (беседа, диалог);

- двигательная (передвижение по группе);

Формы

организации

детской

деятельности

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Ресурсы

Раздаточный и демонстрационный материал: картинки с изображением  избушки бабы Яги, других домов и строительных материалов, строительных профессий; с изображением красивых зданий и домов города. Картинки с изображением людей разных строительных профессий, картинки с инструментами строителей: мастерок, молоток, пила, стеклорез,  валик, кисточка, шпатель и т.д. Сюжетные картинки к новым словам: столяр, плотник.

Ожидаемые результаты

- имеют представления о стройке, строительных профессиях, инструментах, материалах необходимых для строительства, проявляют интерес к труду взрослых, стремятся оказывать посильную помощь.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

I.

Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Снова хмурый день (солнце светит всем) с утра, значит

Улыбнуться нам пора!

Другу руку протяни и улыбку подари! А еще попрошу вас подарить улыбку нашим гостям, чтобы и на их лицах заиграли улыбки! Здравствуйте, уважаемые гости!

Приятного вам дня!

Ребята! Посмотрите на свои руки. Какие они? Что умеют ваши руки?

Ваши руки еще многому научатся. И об одном умении мы сегодня с вами поговорим.

На столах расставлены игрушки – строительные инструменты.

О чем мы с вами будем разговаривать?  Верно! Сегодня мы продолжим разговор о профессиях людей, работающих на стройках.

Дети выстраиваются в круг, протягивают ладошки, приветствуют педагога и друг друга.

Выполняют  действия.

Высказывают предположения.

Настраиваются на работу;

концентрируется внимание;

формируется

положительный настрой на

совместную деятельность.

Подбирают определения, действия.

II. Мотивационно

ориентировочный

этап

III. Практический

этап

Ребята, скажите, как называется город, в котором находится наш детский сад? 

Правильно.

Наш город Строитель с каждым днем становится все краше: строится много прочных и красивых зданий, и я вам сейчас их покажу.

Давайте посмотрим картинки, которые я вам подготовила, итак … это..  

Это что такое, как здесь оказалась эта картинка? Что это? так..

а это что такое.  

Ребята, как вы думаете, зачем здесь эти картинки?

Давайте внимательно их рассмотрим и подумаем.

Это избушка. Чья она? Кто в ней живет? Какая она?

А это дом какой?

Как вы думаете, в ней хорошо жить?

Почему?

Что же баба яга хочет?

А почему она к нам обратилась?

Поможем?

Как  же мы можем помочь?

Ребята, а как вы думаете, где может жить человек?

 

А какой должен быть дом для человека, что бы человеку было уютно, комфортно жить в этом доме?

А из какого материала строят дома?

А еще из чего можно построить дома?

Д/и  с мячом «Какой?» 

Какие бывают дома?

Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.

из бетона – из соломы – из бумаги

из камня – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –.

А сколько этажей может быть в доме?

Дом из 2 этажей (какой?) – двухэтажный;

Из 3 этажей (какой?) – трехэтажный;

Из 4 этажей (какой?) – четырехэтажный;

Из 5 этажей (какой?) – пятиэтажный;

Из 6 этажей (какой?) – шестиэтажный.

Расскажите, один человек может построить дом?

Почему?

Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться.

Некоторых из - мы сейчас с вами вспомним.

Перед вами лежат картинки с людьми разных профессий. Я буду загадывать загадку, а вы поднимать картинку с правильным ответом.

Загадки

1. Этот мастер строит дом, Дом многоэтажный,

Строит дом карандашом На листе бумажном (архитектор)        

        

2.Он одет в комбинезон, Красит рамы, стены.

Он и пол и потолок В доме выкрасить помог. (Маляр.)

3. На работе день-деньской Он командует рукой.

Поднимает та рука  Сто пудов под облака. (Крановщик)

4. Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире Были комнаты в квартире. (Каменщики)

5.  Он швом металл скрепляет,

Режет, форму изменяет.

Электрической дугой

Сварит он металл любой. (Сварщик)

6. Этот человек стеклит окна. Как его называют? (Стекольщик)

 Как мы всех этих людей назовем одним словом? (строители)

Пальчиковая гимнастика

Мы строители, мы строим, Много мы домов построим,

Много крыш и потолков, Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей, Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье В новом доме новоселье!

Д/и «Кто что делает?» Составление коротких рассказов по парам при помощи сюжетных картинок.

Кто это? Что он делает? Что ему нужно для работы?(картинки инструментов и материалов)

Архитектор

Маляр

Каменщик

Плотник

Вы так дружно работали в парах, и у вас все получилось!!!

Ребята, а на стройке есть профессия плотник, а есть еще и столяр. Как вы думаете, они одинаковые или разные?

Чем они отличаются?

Плотник - эта специальность является вообще одной из самых древнейших в мире профессий. Основа деятельности плотника –  механическая обработка дерева, превращение его в нужные для последующего строительства и отделки материалы (балки, доски).

Столяр - работает с деревом, однако, его можно называть в какой-то степени творцом или художником. Столяр вытачивает и изготавливает из дерева различные предметы, это может быть арка, лестница, окна или двери – элементы, которые необходимы для помещения, но еще могут украсить дом.

Сможете различить эти профессии? Давайте проверим? Поделитесь на 2 команды.

 Вы команда плотников, а вы столяров. По команде вы выбираете картинки, которые относятся к этим профессиям.

Динамическая пауза «Строим дом» (при необходимости)

Кладу кирпич за кирпичом,

я строю, строю новый дом.

Стена все выше, выше, А это будет крыша.

Вот здесь окно, А тут крыльцо.

Ступеньки посчитай 1,2,3,4,5 –

и двери открывай!

Что необходимо строителям, чтобы построить дом?

Волшебная шкатулка «Что лишнее?» (картинки)

Топор – пила – ножницы - рубанок

Клещи – мастерок – грабли

Санки – ведро – лопата– шуруповерт

Кружка – гвоздь – молоток– расческа

Вот мы и рассказали Б.Я.  что и кто нужен чтобы построить дом.

Ребята, а ведь баба Яга сказочная героиня.

И я думаю, наши строители не смогут ей помочь. Как же быть?

 А какие сказочные герои-строители могут ей помочь?

Дети отвечают: в Строителе.

Ответы: Избушка бабы яги,

картинки домов одноэтажных, многоэтажных.

Деревянная, старая, ветхая.

Нет.

Ответы детей.

Дети высказывают предположение: сменить жилище

Чтобы мы ей помогли

Да

Рассказать какие бывают дома, кто их строит, что нужно для строительства).

О домах,

Предположительные ответы: дом, квартира, шалаш, пещера, замок, юрта, вигвам.

Теплым, крепким, надежным, удобным, красивым.

Отвечают.

Дети ловят мяч и, бросая обратно, дают ответ на вопрос «какой».

Предполагают.

ловят мяч и, бросая обратно, дают ответ на вопрос «какой».

Нет.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадки при помощи картинок.

Повторяют за воспитателем

Ребята делятся по парам. Пара выбирает себе картинку с профессией, называет ее и короткий рассказ.

Предположения детей.

Повторяют действия и движения за педагогом.

Ответы детей.

Рассматривают картинки , находят лишнее, обосновывают свой выбор.

Дети предполагают кто сможет построить бабе яге дом.

ответы Три поросенка, герои сказки Теремок

Знают название своего города.

Сформирована положительная мотивация.

________________

Знают названия жилищ для человека, их характеристики.

Умеют образовывать прилагательные от существительных.

Умеют строить предположения.

Умеют отгадывать

 загадки, на основе описания действий.

Закрепляют в памяти названия и особенности этих профессий.

Знакомятся с новыми профессиями, расширяется кругозор.

Развивается доказательная речь.

IV. Рефлексивно

– оценочный

этап.

Интерактивная технология «Интервью»

Ребята, сейчас я буду журналистом и задам Вам вопросы, все ответы запишу и передам Бабушке Яге.

- Как вы думаете, мы смогли сегодня помочь бабе Яге?

- как вы ей помогали?

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают дома?

- Кто нужен, чтобы построить дом?

- Какая профессия вам нравится больше всего? Почему?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Вы сегодня работали очень дружно и слажено, спасибо Вам большое, за активность и помощь.

Ребята, а хотите попробовать себя в роли архитектора? Ваши руки освоят  новую профессию. Давайте сегодня вечером каждый из вас нарисует дом для бабы Яги, она выберет тот, который ей понравится, и поросята строители быстрее построят ей новую избу! Согласны? Ну что ж тогда у вас есть время придумать какой будет дом.

Отвечают на вопросы полным предложением.

Активно участвуют в беседе.

Высказывают свои аргументы.

Сформированы представления о профессиях на стройке.

Сформировано положительное отношение к людям труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего возраста компенсирующей направленности на тему: «Комнатные растения"

Методическая разработка образовательной  деятельности  с детьми старшего возраста компенсирующей направленности  на тему: «Комнатные растения"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Журавушка» Тема: «Весёлая скакалочка»

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе.Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе двигательной активности «Веселая скакалочка»Задачи:- создать условия дл...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"...