Главные вкладки

    План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

    В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической стороны речи (знакомство с согласными звуками [т], [т']) у дошкольников 5-6- лет, описаны игры и упражнения, направленные на их реализацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_na_vikelanu_2016.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)

    Дата проведения: 26.01.2016г.

    Тема:

    Коррекционно-развивающие цели:

    Ход.

    Оборудование:

    См. картотеку по развитию общеречевых навыков, картинка «Зимние забавы».

    .

    Игрушки: мишки Тома и Тима.

    Схема характеристики звука, зеркала,

    символы, человечки в синем и зелёном комбинезонах, кружки синего и зелёного цвета, мяч.

    Картинки: лыжи, шайба, клюшка, коньки, санки, шуба, валенки.

    См. картотеку по

    развитию моторики,

    фонограмма игры.

    Мяч.

    Картинки: лыжник, хоккеист, саночник, фигурист, снеговик, панно.

    Раздаточные символы.

    Итог.

    «О зиме говорили – медвежат разбудили»

    1) чётко произносить звуки [т], [т’], учить определять их артикуляционную и акустическую характеристики; закреплять понятия «твёрдый, мягкий согласные звуки», их символы;

    2) учить выделять звук [т] ([т’]) из потока изолированных звуков, в слоговых рядах, начале слов;

    3) учить образовывать Дательный падеж существительных; изменять форму глаголов III лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа; активизировать словарь по теме «Зимние забавы»;

    4) продолжать учить детей воспроизводить словесное ударение; выполнять фонематический  синтез обратного слога;

    5) развивать диафрагмальное дыхание, речевой выдох, интонационную выразительность речи, фонематическое восприятие.

       1. Организационный момент. Развитие диафрагмального дыхания, речевого выдоха, интонационной выразительности речи.

    А) Прохлопывание приветствия со сменой высоты голоса (дети стоят полукругом лицом к логопеду):

    - Доброе зимнее утро! (Дети отвечают.)

    Б) Упражнение  «Мы гуляем».

    1. Детям предлагается произнести высказывания с повествовательной интонацией (сопряжённо со взрослым, затем - отражённо). При произнесении повествовательных предложений следует добиваться небольшого понижения голоса в конце высказывания. Нужно сопровождать эту интонацию движением руки вниз: Зима. Снег. Мы гуляем. Мы играем. Мы играем в снежки. И т.п.

    2. Детям предлагается произнести высказывания с вопросительной интонацией (сопряжённо со взрослым, затем - отражённо). При произнесении вопросительных предложений следует добиваться небольшого повышения голоса в конце высказывания. Нужно сопровождать эту интонацию движением руки вверх: Зима? Снег? Мы гуляем? Мы играем? Мы играем в снежки? И т.п.

         

        2. Воспроизведение словесного ударения.

    Упражнение «Зимние забавы».

            Детям предлагается произнести слова на тему «Зимние забавы» с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка слова. На ударный слог выполняется хлопок ладонями по бёдрам, на безударный – хлопок в ладони. Упражнение выполняется отражённо со взрослым, в случае затруднения ребёнка – сопряжено.

    Речевой материал:  зима, лёд, снег, снежок, сани, саночки, лыжи, коньки, горка, ледянка, шайба, клюшка, снеговик…

            3. Развитие фонематического восприятия на материале слов, близких по звуковому составу.

    Какое слово отличается от других?

    Лёд, мёд, лёд, лёд.

    Стужа, стужа, лужа, стужа.

    Дом, ком, ком, ком.

    Клюшка, плюшка, клюшка, клюшка.

    Шайба, шайба, шайба, шайка.

    Санки, банки, санки, санки.

    Каток, платок, каток, каток.

    Лыжи, лужи, лыжи, лыжи.

       Ребёнок, правильно назвавший «лишнее» слово, садится  за стол на своё место.

           

         4. Артикуляционная и акустическая характеристика [т],  его символ, понятие «твёрдый согласный звук». Выделение звука из потока изолированных звуков, в слоговых рядах, начале слов.

    А) – Ребята, вы так задорно отвечали, громко хлопали, что разбудили двух забавных медвежат! Они пришли в гости к нам. Приглашайте их, здоровайтесь. Может, кто-то хочет спросить, как зовут медвежат? (Индивидуальное проявление коммуникативных навыков детей.)

     Это медвежата Тома и Тима. С какого звука начинается имя Тома? Давайте посмотрим в волшебные зеркала и скажем, как работают наши губы, язык и губы, когда мы произносим звук [т]. Есть преграда на пути у воздуха?  Это звук гласный или согласный? Почему? Как он звучит: твёрдо или мягко? Кружком какого цвета будем его  сегодня обозначать?

    Б) Поднимите синий кружок, если Тома назовёт звук [т]: называются изолированные глухие мягкие звуки; слоги.

    В) Определить, в каком из двух имён слышится первый звук [т] (стоя, с мячом): Ваня-Таня, Тома-Рома, Коля-Толя, Тася-Вася, Римма-Тима, Тоня-Соня, Мося-Тося (индивидуально).

       5. Артикуляционная и акустическая характеристика [т’],  его символ, понятие «мягкий согласный звук». Выделение звука из потока изолированных звуков, в слоговых рядах, начале слов.

    А) С какого звука начинается имя Тима? Это звук гласный или согласный? Почему? (Дети самостоятельно или с небольшой помощью взрослого определяют преграду для речевого выдоха…) Как он звучит: твёрдо или мягко? Кружком какого цвета будем его обозначать?

    Б) Поднимите зелёный кружок, если Тима назовёт звук [т’]: называются изолированные глухие мягкие звуки; слоги.

    В) Определить, в каком из двух слов слышится первый звук [т’]:  тень-пень,  кубик-тюбик, телёнок-ягнёнок, телефон-магнитофон, олень-тюлень, лихо-тихо, тюльпан-капкан (индивидуально).

       

        6.  Образование Дательного падежа существительных.

    Логопед: -  Кому я даю картинку? – Вы дали лыжи Ане, шайбу - Коле… (Акцент на окончание слов.)

    - В какое время года нам нужны эти предметы? (Зимой.)

        7. Динамическая пауза (на ковре):

    - логоритмическое упражнение  «Зимой»

    Мы катаемся на санках                   /Имитация катания на санках.

    И играем все в снежки.                   /бросания снежков,

    Мы катаемся на лыжах         /катания на лыжах,

    И встаём мы на коньки.          / на коньках.

    - музыкальная игра и этюд на выразительность жестов «Игра в снежки» (под фонограмму)

     - Самомассаж «На зимнюю прогулку»

    Наденем на ножки тёплые сапожки,

    Это с правой ножки, это с левой ножки./ Плотно гладить  

                                                        /ноги от носка к колену.

    Подтянем штанишки.                /Гладить бёдра снизу вверх.

    Наденем пальтишки.

    Наденем пальтишки,                /Гладить руки от запястья к

    Пальтишки меховые                /плечу.

    И шапки пуховые.                   /Двумя руками обхватить

                                                      /голову, гладить от лба к

                                                      /затылку.

    И застегнёмся вот так!           /Обнять себя крепко.

    Пуговичка к пуговичке в ряд!/Ритмично по центру груди

                                                        /касаться тела пальцами.

    Что ж, готовы? Это дело!         /Погладить тело сверху вниз.

    И пойдём гулять мы смело!     /Шаги на месте.

     

        8. Образование Дательного падежа существительных (продолжение).

       А) Упражнение «Чему радуются дети зимой?»

    Зима – зиме         санки –             снежинки -

    снег - снегу          коньки -           снеговик –

    лыжи -                  клюшка -          снежки -

    горка -                   шайба –            забава –

        Б) Упражнение «Кому что нужно?»

    Картинки называются и выставляются на панно. Дети выбирают из представленных ответов подходящий.

    Кому нужны лыжи: лыжнику или хоккеисту?

    Клюшка: фигуристу или хоккеисту?

    Санки: лыжнику или саночнику?

    Морковка: снеговику или фигуристу?

    Шайба: хоккеисту или саночнику?

    Коньки: лыжнику или фигуристу?

           9. Изменение формы глаголов III лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа.

    Тома идёт – я иду, мы идём

    Тима прыгает –

    Тома бегает –

    Тима ходит на лыжах –

    Тома катается на коньках –

    Тима играет в снежки –

    Тома поёт –

    Тима строит горку –

    Тома скользит по льду –

    Тима лепит снеговика –

                        Дети изображают называемые действия.

    1.  Фонематический синтез закрытого слога.

    Упражнение «Звуки на ладошке» (за столами).

        Тома и Тима выкладывают символы детям на ладони (индивидуально). Дети соединяют отдельные звуки в слог (ать, ут, ит, ат, ить, уть).

           Пора нам прощаться с Томой и Тимой. С какими звуками они нас познакомили? Почему они называются согласные? Какой из них твёрдый согласный звук; мягкий согласный звук? Про какие зимние игры и забавы мы говорили? Что вам понравилось сегодня делать? Что вам было ещё выполнять трудно? Как вы попрощаетесь с нашими гостями?

    Оценка деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Емеля и Марья-царевна"

    Ход занятия:Ребята, нам пришло необычное письмо. Узнать от кого оно мы сможем, отгадав загадку.Он герой нам всем известный.И с волшебным словом вместе,Может целую неделю на печи сидеть …   ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

    Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей:  "Позн...

    План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

    Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»

    В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности....

    Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использование проблемных технологий и ИКТ

    Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.  Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...


     

    Комментарии

    Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

    Приношу извинения коллегам, т.к. при загрузке текста левая колонка таблицы "поехала", в правой части таблицы не отпечатались предложения, набранные курсивом.