Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пермякова Алевтина Викторовна

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха воздух имеет место, воды, магнита, почвы, свойства бумаги.  Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование как специально  организованная деятельность

   Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями в реальности. Уже  в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде различные эксперименты с объектами, возможность  самому достичь желаемого результата.

    Создание условий для детского экспериментирования  позволяет педагогу естественно создавать атмосферу  творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство  свободы.   Поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане,  что ребенок самореализуется.

   Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении  отвечает следующим условиям: оформление экспериментальной лаборатории должно служить примером для безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологического грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше использовать только природные материалы, по возможности исключить искусственные и экологически неблагоприятные, строительные материалы. Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действий приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон  явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

   Критерием результативности  детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективировать интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

 

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов  в процессе активного педагогического общения по усвоению из опыта работы воспитателей по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  дошкольников.

Ход мастер-класса

 Воспитатель: Дети очень любят играть, поэтому я решила все опыты показать в виде игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игра.

 И сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

 Воспитатель: (Звучит музыка «Волшебники», воспитатели переодеваются в волшебников) Внимание! Внимание! Только сегодня к нам пришли самые настоящие волшебники.

 Опыт № 1: «Танцующая виноградинка»

 Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

 Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Сделайте, пожалуйста, выводы, почему это произошло.

 Опыт № 2 «Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь, поставь третий стакан сверху. Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

 Опыт № 3 Лепестки

 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 4 Мыльные пузыри

- как часть интегрированного занятия по экологии-опыты с водой рисование;

- как самостоятельное занятие по рисованию мультипликационных героев.

Цель: учить сравнивать на ощупь  мыльную воду с чистой, рассуждать делать выводы. Рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию.

Материалы для работы: жидкое мыло, миска, графин с водой, гуашь, трубочка, ложка, масляные карандаши, тонированный лист бумаги

Ход работы:

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.

Опустите трубочку в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски

Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка.

Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются.

Положите тонированный лист бумаги на миску сверху.

Оторвите лист от миски. У вас получится  изображение-отпечаток.

Дорисуйте способом «спиралька» глаза, нос, «ручки», «ножки», шапочку», прорисуйте ротик. По желанию можно нарисовать маленькие круги-спиральки - пузыри разными оттенками с различной силой нажима на карандаш.

Опыт № 5  Опыт с магнитом

«Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: стакан  с водой скрепки.

Скрепки опустить на дно стакана возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

 Воспитатель: У меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить. Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами? (экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).

Опыт  № 6 Соляные чудеса

 Вы уже выращивали кристаллы? Это совсем не сложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе. Особо увлеченным рекомендую сделать проволочные поделки, например елочку или паука, и также поместить их в раствор соли.

Воспитатель: Вы были хорошими учениками и, конечно, заслужили подарок. И подарю вам кристалл,  но будьте аккуратными и очень осторожно обращайтесь с ним он хрупкий.

 (Звучит “волшебная” музыка)

  • Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Желаем, Вам успехов в работе дерзайте, экспериментируйте, мы думаем, что наш опыт  поможет вам  в работе.

Спасибо вам большое за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом....

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми....

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами.

Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом....

Мастер-класс на тему "Экспериментирование с разными материалами"

Мастер-класс на тему "Экспериментирование с разными материалами"...