Методическая разработка по теме "Домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мыскова Татьяна Николаевна

Конспект в игровой форме позволяет закрепить знания детей о домашних животных.

Видео о занятии можно найти здесь: https://yadi.sk/i/d_g5-m8bkCJTq

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota1.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КВ №27»Г.СЕВЕРСК

Областная конкурсная методическая разработка по теме «Педагогическое  мастерство в коррекционно-развивающей работе»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Домашние животные»                            (речевое заключение: ОНР)

Разработала воспитатель         IIкв. Категории                  Мыскова Татьяна Николаевна                             дом. телефон:98-14-74             раб. телефон:52-69-64 сот. телефон:8-903-952-34-74

                                                                      Томск-2012                                            


Программное содержание:

  • Обобщить конкретное представление о домашних животных и их детёнышей, сформировать понятие «домашние животные»
  • Учить устанавливать существенные признаки для обобщения (живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится...) при помощи схемы «взаимозависимость домашних животных и человека»
  • Закрепить и расширить знания детей о правилах общения с домашними животными (нельзя дразнить, нельзя трогать, когда животное ест, или у него есть детёныш, трогать незнакомое животное и т.д.).
  • Воспитывать бережное отношение к домашним животным, желание заботиться о них.
  • Инсценировать авторскую сказку «На ферме».
  • Развивать мышление, память, связную речь.

Речевая задача:

Ввести в активный словарь детей существительные: корова - телёнок, лошадь - жеребёнок, коза..., глаголы: питаться, кормить, поить, запасать.... Развивать умение дополнять ответы сверстников.

Словарь:

Копыта, рога, шерсть, коровник, сарай, хлев, конура, лапы, сено, солома,

названия детёнышей.

Материал:

Кукла - бабушка

Паровозик

Аудиозапись «Голоса домашних животных»

Игрушки домашних животных

Загадки

Опорные схемы: Животное-человек, Человек - животное Иллюстрации жилищ домашних животных Иллюстрации детёнышей домашних животных Шапочка пастушка Дудочка

Музыка для пастушка

Элементы частей домашних животных

Строитель «Ферма»

Ход занятия:

Вступление: Ребята, сегодня утром нам почтальон принёс письмо от бабушки Тани. Бабушка Таня живёт в деревне, и она приглашает нас к себе в гости. Вы согласны поехать к ней? (Да). А поедем мы к ней на поезде. Вставайте друг за другом - поехали! (чух-чух-чух). Вот и приехали мы в деревню.                                                                                                  - Здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть, но я живу не одна, со мной живут мои верные друзья. Хотите посмотреть, кто это? Они спрятались в этом домике, который называется хлев. Внимательно послушайте и угадайте, кто в нём живёт. Как только вы угадаете животное, оно сразу вам покажется.                                                                    Дидактическая игра «Кто так кричит?»

Звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»

- Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали?

-Я услышал, как собака лает.

-А я - как кошка мяукает.

-Как корова мычит.

-Как поросёнок хрюкает.

-А я услышал, как лошадь ржёт.

-Как овца блеет.

Бабушка достаёт из хлева животных, которых назвали дети (по очереди).

О тех животных голоса, которых дети не узнали, бабушка загадывает загадки

и тоже выставляет.

Загадки:

  1. Мягкие лапки, на лапках царапки (кошка).
  2. Хвост крючком. Рыло пятачком (свинья).
  3. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крыльцом, хвост кольцом (собака).
  4. Мычит: «му-у». Кто это? Не пойму (корова).
  5. Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (лошадь).
  6. По горам и по долам ходит шуба да кафтан (овечка).
  7. Идёт, идёт, бородой трясёт, травки просит. Ме-ме-ме-е-е, дай-ка вкусной мне-е-е (коза).

Б: Какие животные живут в хозяйстве у меня? (Перечисляют). - Как называются эти животные? (домашние)

Итак, сегодня мы поговорим о домашних животных. 2) Беседа по теме.

Б: Какие животные называются домашними? (Животные, которые живут с человеком или рядом с ним называются домашними) - Какую пользу человеку приносит лошадь? (Опорная схема - животное-человек)

Лошадь-В селе для того, чтобы перевозить тяжести. Летом её запрягают в телегу, зимой в сани.

-Как вы думаете, может ли человек чем-то заменить лошадь? (Автомобилем) Какую пользу приносит корова?

Корова даёт мясо и молоко. Б.: В любое время года коров доит доярка. Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты. Какие продукты производят из молока? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр)

-А что делают из мяса? (Колбасу, сосиски, котлеты)

-Как называются магазины, в которых мы покупаем эти продукты?

(Продовольственный магазин, продуктовый магазин, гастроном).

-А можно ли чем-то заменить корову? (Нет) Поэтому, чтобы накормить всех

этими продуктами, нужно очень большое количество коров. Давайте

представим, что мы доярки и разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Бурёнушка».

«Дай, молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают котяток).

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику на обеих руках).

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье (снова «доят)

Молоко коровье.

Для чего человек разводит овец и коз? (их стригут, и из шерсти делают тёплые ткани, шерстяные пряжи-нитки)

Шьют овечьи и козьи шубы, вяжут шерстяные носки, варежки, кофты.

Давайте поиграем вместе с козой.

Физкультурная минутка «Коза»:

Шла коза по лесу(3 раза)

Нашла себе принцессу (3 раза)

Давай, коза, попрыгаем (3 раза)

И ножками подрыгаем (3 раза)

И ручками похлопаем (3 раза)

И ножками потопаем. (3 раза)

И головой мотаем (3 раза)

И снова начинаем.

Какая польза от свиньи? ( Свиное мясо и сало очень вкусное и питательное. А из щетины делают щётки). Кошка - ловит в доме мышей.

Собака - охраняет дом и хозяина, пасёт скот, охотится вместе с хозяином. Для того чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как? (опорная схема человек-животное)

Надо кормить животных. Б.: Летом коров, лошадей, коз, овец пасут на лугу. Их пасёт пастух. А ему помогает собака.

Какое время года наступает после лета? (осень) А после осени? (зима) Травы нет. Поэтому летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено. Также люди готовят дома для домашних животных. Их ремонтируют и утепляют. Как называется помещение, где живут коровы (коровник), кони (конюшня), свиньи (свинарник), собака (будка, конура). (Картинки).

У некоторых животных зимой появляются детёныши. У коровы (телёнок), у лошади -.. .(жеребёнок), у свиньи -... (поросёнок), у овцы (ягненок), у козы -.. .(козлёнок), у собаки -.. .(щенок), у кошки -.. .(котёнок). Перед детьми - картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. Соедините детёнышей с их родителями.

Б.: А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Стадо и пастушок». (Музыка) Кто это на дудочке играет?    (Бабушка изображает игру на дудочке) Всех нас на весёлый лужок приглашает? (Пастушок) На носочках выходите,

Пастушка того найдите.       (Ходьба врассыпную на носочках, руки на поясе.)

Б.: А кого пасёт наш пастушок, мы сейчас увидим... Ай, ду-ду, ай ду-ду, Потерял пастух дуду, А я дудочку нашла Пастушку я отдала. Кто дудочку возьмёт, Тот скажет, кого он пасёт.

Пока звучит музыка. Дети гуляют по лужайке сначала на носочках, затем на пяточках. Ходят с высоким подниманием колен, двигаются галопом. На одного из детей надевается шапочка пастушка. Он играет на дудочке. Бабушка поочерёдно показывает картинки с элементами частей домашнего животного: грива коня, поросячий пятачок, вымя коровы. Б.: Догадайтесь и покажите, кто это? (Показ.) Скажи, пастушок, с кем ты вышел на лужок?

Ребёнок - пастушок: Это коровы с телятами, лошади с жеребятами, свиньи с поросятами.

Ребята, а как называют папу и маму у щенка (собака, пёс), котёнка (кошка, кот), телёнка (корова, бык), жеребёнка (лошадь, конь), козлёнка (коза, козёл), поросёнка (свинья, кабан), ягнёнка (овца, баран).

Б.: Ребята, запомните, когда животное ест или у него есть детёныш, нельзя его дразнить, трогать. Оно может укусить, лягнуть, ударить копытами, боднуть рогами.

   Мы многое вспомнили о домашних животных. Сейчас я вам предлагаю послушать сказку «На ферме» и проинсценировать её.

Авторская сказка «На ферме»

Материал:

Мягкие игрушки домашних животных: лошадь, свинья, овечка, курица, корова

Строитель «Ферма»

Жили-были на ферме лошадь Звёздочка, свинья Матрёна, овечка Пушинка, курочка Кристалина и корова Зорька. Каждый день приходила к ним хозяйка, чтобы накормить, напоить, убрать в хлеве, в конюшне, в свинарнике, в курятнике, в овчарне. Вот и заспорили они между собой: за кем больше всех ухаживает и присматривает хозяйка.

Первой вступила в спор лошадь: - Это за мной хозяйка больше всех ухаживает, ведь я её и в город свожу и дров из леса привезу и всё, что попросит, сделаю.

Не согласилась свинья Матрёна со Звёздочкой: - Много ты понимаешь! Это хозяйка за мной больше всех присматривает. Ведь я даю мясо и кожу. Мясо употребляют в пищу. А из кожи шьют одежду и обувь.

Тут курочка Кристалина возмутилась: - Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах. Я считаю, что хозяйка больше всего почитает меня. Ведь я приношу яйца, которые она любит очень сильно. И, между прочим, я её не доставляю больших хлопот по поводу еды. Мне нужно всего лишь несколько зёрнышек.

Овечка Пушинка тоже вмешалась: - Да если бы не было меня, наша хозяйка не связала бы тёплые вещи, не продала бы красивые и мягкие одеяла, не поела бы вкусного мяса.

Спорили они, спорили, да так раскричались, что корова Зорька решила вмешаться в их спор.

-Не спорите друзья. Я всю жизнь являлась кормилицей. Ведь я даю и мясо, и молоко. Из моего мяса делают колбасу, сосиски, котлеты. А из молока-сыр, масло, творог, мороженое, кефир, йогурт и другие молочные продукты.

Звери замолчали и пристыдились. Они поняли, что корова действительно права.

Хозяйка: успокойтесь мои хорошие. Вы мне все нужны. Каждый приносит свою пользу.

 Понравилась ли вам сказка «На ферме»? (ответы детей)

Почему домашние животные завели между собой спор? (Каждый считал, что он главный, важный, полезный, лучший.)

 Чему научила вас сказка «На ферме»? (Каждый хорош по - своему, каждый зверь нужен и важен.)

А сейчас распределим роли и попробуем запомнить слова. Инсценировка. Показ сказки другой группе.

Эту сказку можно изменить, заменив домашних животных на овощи, фрукты, плодовые деревья, явления природы и другое. А в конце убедиться, что каждый нужен, полезен и важен по-своему.

Ну что ж, ребята, пора вам возвращаться в город. Но прежде, чем вернуться домой, давайте вспомним, с какими верными друзьями я вас познакомила (Перечисляют.)

Как называются эти животные? (Домашние.)

Для чего их заводят люди? (Они приносят пользу в хозяйстве: дают молоко, мясо, шерсть. Используют в работе - лошадь.)

Молодцы, теперь вы всё знаете о домашних животных и я с вами прощаюсь, до свидания!

В.: А мы с вами садимся на поезд и возвращаемся в группу (чух-чух-чух). Вот мы и приехали. Понравилось ли вам наше путешествие в деревню? (Да).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект НОД Животные Африки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....

Методическая разработка. "Угощения для животных".

Развитие мелкой моторики у детей....

Методическая разработка Лепбук "Дикие животные"

Лепбук «Дикие животные» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Образовательные области: познавательное и речевое развитие.Цель изготовления и использования лепбука: вызвать  интере...

Методическая разработка по теме"Животные и их детеныши"

Презентация к НОД для детей раннего возраста "Д"икие животные и их детеныши"...

Методическая разработка по теме"Животные и их детеныши"

Презентация к НОД для детей раннего возраста "Дикие животные и их детеныши"...