Методическая разработка конспект НОД Животные Африки
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Животные Африки26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие познавательной активности детей, расширение кругозора.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой; дать элементарные знания о природных зонах Африки: тропических лесах, саваннах, пустынях. Уточнить знания о некоторых животных (слон, жираф, крокодил, лев, верблюд, обезьяна): внешний вид, где живут, чем питаются.
  2. Обогащать словарь за счёт слов: оазис, джунгли, саванна и др.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных).
  4. Совершенствовать навыка образования сложных слов.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные процессы: внимание, память, логическое мышление.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Продолжать развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

Оздоровительные задачи:

  1.   Способствовать сохранению здоровья детей, используя элементы здоровьесберегающих технологий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: логоритмическое упражнение, гимнастику для глаз, элементы массажа, дыхательную гимнастику, релаксацию.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки доброжелательного отношения к ответам сверстников.

Предварительная работа.

Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций, чтение Р.Киплинг «Слонёнок», разучивание пальчиковой гимнастики «Если в жаркую страну...». Создание мультимедийной презентации.

Материал и оборудование.

Глобус, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, аудиозаписи: мелодия для релаксации; иллюстрации с изображением животных жарких стран, лабиринты; буквы, бумага, цветные карандаши.


Ход занятия.

Дети стоят в круге.

Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Глобус) А что такое глобус? Правильно, глобус – это модель нашей планеты Земля, на которой мы живём. Вы любите путешествовать? Когда мы путешествуем, мы узнаём что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.

На нашей планете много удивительных мест. Я предлагаю отправиться в жаркие страны. Как вы думаете, какие страны называют жаркими? (Где всегда тепло, никогда не бывает морозов, где даже не знают, что такое снег). А вы знаете, какой континент Земли называют самым жарким? Правильно Африку. Африка – это царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности. Кто может показать Африку на глобусе?

Как вы думаете, как мы можем с вами добраться до Африки? (На самолёте, на пароходе). Мы можем доплыть на пароходе, но быстрее всего мы можем долететь на самолёте – это один из самых быстрых видов транспорта.

Давайте представим, что мы заходим в самолёт, садимся в мягкие удобные кресла, выпрямляем спинки, ставим вместе ноги, пристёгиваем ремни, кладём руки. Стюардесса и члены экипажа желают нам «Приятного путешествия!».

Дети садятся на стульчики. Играет медленная мелодия.

Закройте глаза, вы откроете их тогда, когда я вам скажу.  Представьте себе: наш самолёт начинает двигаться сначала медленно, потом быстрее и быстрее, самолёт набирает скорость, наступает момент и самолёт отрывается от земли. В этот момент человек испытывает необычные ощущения, чтобы чувствовать себя спокойно надо глубоко подышать: глубоко вдохните через нос и выдохните через рот (2-3 раза). 

Мы живём в северных широтах, у нас сейчас зима, вокруг много снега, по небу ходят тёмные снеговые тучи, солнышко выходит из-за них очень редко. Наш самолёт всё выше и выше поднимается от земли. С высоты дома и деревья кажутся очень маленькими, люди становятся похожими на точки. Наш самолёт подлетел к облакам, они похожи на огромные рулоны ваты. Самолёт летит сквозь облака, вокруг ничего не видно. Вдруг самолёт взмывает ввысь, и облака остаются внизу, а вокруг ярко светит солнце. Наш путь не близок, мы продолжаем лететь и вдруг облака под нами расступились, самолёт опускается ниже. Откройте глаза. (Музыка выключается).

Слайд№ 2.

Что вы видите? (Пустыню. Верблюдов, идущих по пустыне. Они переносят грузы,)

Совершенно верно. Мы видим сплошные пески, нет почти никакой растительности, и словно корабль плывёт по песку караван верблюдов с грузами на спине – это пустыня.

Слайд №3

Но и среди пустыни можно встретить островки зелени. Кто знает, как они называются? Они называются оазисы и возникают только там, где есть вода (небольшое озеро или из земли бьёт источник).

 Летим дальше и видим под собой огромное зелёное море. Слайд №4

Кто знает, как называется эта природная зона? (Джунгли)

Правильно – это джунгли тропический лес. Благодаря частым дождям, влажному и тёплому климату, растительность в тропическом лесу богата и многообразна: деревья огромной высоты, трава, лианы, папоротники. Тропический лес – это царство обезьян (Слайд №5) здесь их водится великое множество.

А вот теперь посмотрите сюда.  (Слайд №6). Кто знает, как называется эта природная зона? Это саванна – африканская степь. Лето в саванне длинное, жаркое, засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Основная растительность саванны – различные травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев. Среди них встречаются настоящие великаны. Кто знает, как называется это дерево? (Слайд №7). Это самое толстое дерево на планете – баобаб.

Так как в саванне много трав, то здесь водится большое количество животных. Скажите, как называются животные, которые питаются травами? (Травоядные). Назовите, кого вы узнали Слайд № 8 (жирафов, зебр, слонов, носорогов, антилоп). Есть и хищники (Слайд№ 9), назовите, кого вы узнали (львы, леопарды, гепарды). А каких животных мы называем хищниками (тех, которые питаются мясом). В саванне много птиц, здесь живут самые большие, не умеющие летать птицы. Кто их узнал? Слайд № 10 (страусы). Страусы не умеют летать, а как они передвигаются. (Они ходят, бегают). Страусы во время бега развивают очень высокую скорость.

Наш самолёт идёт на посадку. Мы приземляемся в аэропорту и выходим из самолёта, на улице ярко светит солнце, невыносимо жарко.

 Дети подходят к доске.

В жарких странах носороги просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты. Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны, зебры – жители саванны.

И тропические птицы… Есть чему тут подивиться!

Ребята! Запомнили, какие животные живут на Африканском континенте? (Жирафы, слоны и т.д.) Как называется тропический лес? (Джунгли) Как называется африканская степь? (Саванна). Как называется зелёный островок в пустыне? (Оазис)

Мы сегодня поговорим подробно о наиболее ярких представителях животного мира Африки. А о каких, вы сейчас угадаете.

Дети загадывают загадки, находят картинку с отгадкой и прикрепляют её на доску.

Очень много силы в нём,                

Ростом он почти, что с дом

У него огромный нос,

Будто тысячу лет рос.

                        (Слон)

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он ………(Жираф).

По реке плывёт бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…. (Крокодил)

Уж очень вид у них чудной,

У папы - локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится на всех мамаша … (Львица)

Полосатые лошадки, африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки на лугу среди травы.

Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки от копыт до головы…(Зебра)

Скажите, пожалуйста, кто из животных травоядный? (Слон, жираф, носорог).  Кто хищник? (Лев, крокодил). Ваня расположи всех травоядных на доске слева. Софья расположи хищников на доске справа. Кого здесь больше травоядных или хищников? (Травоядных). На сколько? (На один)

Ребята, назовите животных, в названии которых есть звук «р» (жираф, носорог, крокодил).

Назовите животных, в названии которых есть звук «л» (слон, лев, крокодил). Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук «с» (слон, носорог). Молодцы.

Логоритмическое упражнение:

Если в жаркую страну         (сжимание – разжимание кулачков)

Я случайно попаду,                

То увижу носорога,                (соединить пальцы, образуя «бинокль»)

Обезьяну и слона,                (разгибать поочерёдно пальцы, начиная с указательных)

Крокодила, леопарда,

Зебру и, конечно, льва.

Хорошо живётся им –                 (большие пальцы направлены вверх)

Не бывает снежных зим.                 (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)

Садитесь, пожалуйста, на свои места. Вспомните, как нужно правильно сидеть. У вас на столах лежат листы бумаги, на которых нарисованы животные. Соедините точки, узнайте, что у вас за животное. Сделайте штриховку тем цветом, какого цвета животное. (Карточка с направлением штриховки).

Массаж пальцев, поглаживание и стряхивание рук.

Арсений, скажи, какое животное у тебя получилось? Каким цветом ты его заштриховал? Почему? (Вадим, Миша и т.д.)

А теперь расскажите немного о своём животном, придерживаясь модели.

(Составление по модели рассказа о животных.)

Игра «Назови семью»:

А теперь послушайте следующее задание. Вы сейчас назовёте полностью семью животного, которое вы нарисовали.

Лев – львица – львёнок.

Слон – слониха – слонёнок.

Крокодил – крокодилиха – крокодильчик.

Жираф – жирафа – жирафёнок.

Верблюд – верблюдица – верблюжонок.

 Подвижная игра «Зебра» : дети встают в круг.

По саванне зебра мчится,

Над землёй летит как птица.      (дети бегут по кругу с высоким подниманием колена)

Полосатая коняшка.

Словно папина тельняшка.          (дети меняют направление движения)

Лабиринты.

Садитесь на свои места, вспомните, как нужно правильно сидеть. Давайте вспомним ещё раз в каких климатических зонах живут некоторые животные. В этом нам помогут лабиринты. У вас на столах лежат листы с лабиринтами. Слева нарисованы животные. Ваня назови животных сверху вниз. Справа пустые прямоугольники. А также карточки с буквами. Какие буквы перед вами?  (п, с , д). Какой первый звук в слове пустыня? («П») и т.д. Сейчас вы внимательно проследите дорожки, по которым пройдут ваши животные, и положите в прямоугольники букву, обозначающую место проживания. Теперь поменяйтесь лабиринтами со своим соседом и проверьте, правильно ли выполнено задание. Миша назови буквы сверху вниз.

Гимнастика для глаз.

Глаза устали, чтобы не портилось зрение надо сделать гимнастику для глаз:

  1. Быстро поморгайте глазами. Закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5 (3-4раза).
  2. Зажмурьте глаза изо всех сил, откройте.
  3. Делаем круговые движения глазами: направо – вверх – налево - вниз, налево – вверх – направо – вниз.

Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»:

Хвост крокодила – крокодилий хвост; уши слона – слоновьи уши; грива льва – львиная грива; туловище слона – слоновье туловище; лапы льва – львиные лапы.

Игра «Сложные слова»: дети встают в круг. Ребята, я бросаю вам мяч и говорю, из каких слов вы должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «какой?».

Если у жирафа длинная шея, то он какой?  (Длинношеий)

Если у жирафа длинные ноги, то он какой? (Длинноногий)

У слона большие уши, он какой? (Большеухий)

У льва длинная грива, он какой?  (Длинногривый)

У крокодила острые зубы, он какой?  (Острозубый)

У носорога два рога?  (Двурогий)

У обезьяны длинный хвост?  (Длиннохвостая)

У верблюда два горба?  (Двугорбый)

Релаксационное упражнение. Я думаю, что вы устали и вам пора отдохнуть.  Ложитесь на ковёр на спину. Вытяните руки вверх. Закройте глаза.  Мы в Африке, здесь очень жарко. Представьте, что вы легли на тёплый песок. Вы чувствуете, как тепло медленно согревает всё ваше тело. Расслабьте всё тело от кончиков пальцев рук, до кончиков пальцев ног. Представьте, что оно стало лёгким как облако. Откройте глаза, потянитесь лёжа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь стоя. Опустите руки.

Где мы сегодня побывали? О каких животных мы говорили? Можем ли мы у нас встретить этих животных? Где? (В зоопарке, в цирке) Почему эти животные не могут жить у нас в природе? Кому понравилось сегодняшнее занятие? Кто испытал трудности при выполнении заданий? Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Учебно-методическая разработка.Конспект НОД по теме: К.Сен-Санс "Карнавал животных"

Конспект музыкально-ритмического занятия  по музыке Сен-Санса....

Методическая разработка тематической недели "Здравствуй Африка!" для подготовительной группы.

Подбор  темы беседы, ТСО, занятий по рисованию лепке и аппликации на каждый день недели....

Методическая разработка Конспект совместная деятельность с детьми Тематический досуг «Деревенский дворик» в рамках проекта «Домашние животные»

Закрепление знаний о домашних животных , акетивизировать словарь детей, развивать разговорную речь, учить подражать голосам животных. Воспитывать любовь к животным,заботливое отношение и желание ухажи...

Методическая разработка конспекта НОД "Животные соседи"

В материале представлен опыт по закреплению знаний детей о животных обитателях разных природных зон и о взаимосвязи живых организмов....