Методическая разработка по теме "Осень. Признаки осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мыскова Татьяна Николаевна

Конспект для детей подготовительной группы проводится в виде игры с использованием разнообразного наглядного материала.

Видео о занятии можно найти здесь:https://yadi.sk/i/43tutLoTkCN7m

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list-osen.docx114.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад КВ №27» г. Северск

Областная конкурсная методическая разработка

 по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Осень. Признаки осени».

 (речевое заключение: ОНР)

Разработала воспитатель

 I кв. категории

Мыскова Т. Н.

дом. телефон: 98-14-74

раб. телефон: 52-69-64

сот. телефон: 8-903-952-34-74

Томск-2014

Непосредственная образовательная деятельность: Осень. Признаки осени.

Программное содержание:

Закрепить знания об осенних изменениях в природе; уточнить признаки осени (дни становятся короче, а ночи – длиннее; часто идёт  дождь; дует холодный ветер; животные готовятся к зиме;  птицы улетают в тёплые края; листья меняют свою окраску; люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов), дифференфицировать понятия «Овощи», «Фрукты», «Грибы».

Развивать у детей логическое мышление и познавательный интерес.

  Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Коррекционные - развивать связную речь, учить согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе, падеже; учить образовывать от существительных прилагательные; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Материалы:

Клен, нарисованный на листе ватмана, вырезанные желтые, оранжевые и зеленые листья клена (по количеству детей), игра «Времена года», муляжи овощей и фруктов,  грибов, 2 корзины, картины с изображением разных времен года (весны, зимы, лета, осени), музыка Антонио Вивальди «Времена года. Осень»,краски, губки, трафареты, брызгалка, зонтик, костюм «осени».

Ход занятий

Игровой момент: в группу воспитатель вносит красивую яркую коробку.

Воспитатель: Ребята, что это такое? (подарок). Давайте посмотрим, что это прислал нам почтальон Печкин. (Раскрываю) Ой, это какие-то карточки, посмотрите (показывает). Ребята, а что изображено на карточках? (Времена года). Назовите, что это за время года? (Осень, зима, весна, лето). Молодцы, ребята. А скажите мне, пожалуйста, сейчас у нас какое время года? (Осень). Правильно, сейчас у нас за окошком осень. А вы хотите оказаться в осеннем лесу? (да) Тогда давайте встанем в круг, закроем глазки и произнесём заклинание: Осень, осень приходи

                                                              В гости всех нас пригласи.

(В это время воспитатель переодевается в осень.)

Звучит музыка «Времена года. Осень» Антонио Вивальди, дети открывают глаза, перед ними появляется осень.

В:  Здравствуйте, ребята.  Я рада Вас видеть у себя в гостях, но у меня случилась беда. А вы знаете какая? (Нет). Злой Волшебник украл у меня краски. Посмотрите на мой любимый клён. (Воспитатель вносит изображение клёна на листе ватмана с белыми листьями). Вот что с ним сделал злой волшебник.  Чтобы вернуть деревьям их прекрасный разноцветный

наряд, я  должна выполнить 3 задания Злого Волшебника (в руках 3 разноцветных кленовых листочка с заданиями), а одной, к сожалению, мне не справиться. Поможете? (да)

В: Первое задание такое (Раскладываю картинки с изображением времен года, по одной картинке с изображением весны, зимы, лета, остальные осенние картинки). Ребята, посмотрите, сколько картинок с изображением времен года разбросал Злой Волшебник. Нам надо из всех картинок выбрать только те, на которых нарисована осень и назвать признаки осени. Кто поможет справиться с этим заданием? (Ребята берут по одной картинке, называют признаки осени, прикрепляют на мольберт).

1. Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.

2. Осенью листья меняют свою окраску: желтеют, краснеют, розовеют; опадают (это явление называют листопад).

3. Птицы улетают в тёплые края из-за голода и холода, поэтому людям необходимо делать кормушки.

4. Животные готовятся к зиме, запасаются грибами, ягодами, шишками.

5. Солнце светит, но уже не греет.

6. Часто идёт холодный дождь.

7. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее, по-осеннему.

8. В лесу появились грибы и ягоды.

9. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

10. Часто дует ветер.

11. На клумбах вянут цветы.

12. Дни становятся короче, а ночи- длиннее.

13. Дети пошли в школу (1 сентября).

В: Как вы думаете, все ли признаки осени мы перечислили, ничего не забыли? Молодцы, ребята. Вы правильно назвали все признаки и успешно справились с заданием Злого Волшебника.

Я Вам предлагаю поиграть в игру «Листопад». Представим, что мы с вами осенние листочки.

Физминутка. 

Листики осенние                                                                                                         Дети сидят на корточках.

На веточках сидели.

Ветер дунул - полетели.                                                                                            Руки в стороны, бег на носочках.

Направо летали, налево летали,                                                                           Наклоны в стороны.

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок,

Сели листики в кружок.                                                                                              Сделать круг, взявшись за руки,

                                                                                                                                         Присесть на корточки.

Ветер снова набежал                                                                                                 Руки в стороны, бег на носочках.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил,

И на землю опустил.                                                                                                  Присесть на корточки.

Вот такие   парашютисты живут у меня в осеннем лесу.

Как вы думаете, справимся ли мы со вторым заданием Злого Волшебника (Да). Давайте посмотрим.   (Обращаю внимание детей на огород  и сад). Как всё, что вы видите можно назвать одним словом? (Урожай). Правильно, ребята. Осенью мы собираем урожай. А где его собирают? (В саду и в огороде). А что собирают в огороде? (Овощи). А что собирают в саду? (Фрукты). Ой, здесь лежит какой-то мешочек. Нам надо попытаться на ощупь узнать, какие овощи и фрукты, лежат в мешочке. (Дети по одному достают фрукты и овощи, называют их, описывают и кладут на разнос.)   Игра, «Какой, какая, какое?».

1. Что это? (Лимон). Какой лимон? (Жёлтый, сочный, кислый, овальный).

2. Что это? (Апельсин). Какой апельсин? (Оранжевый, круглый, сладкий).

3. Что это? (Яблоко). Какое яблоко? (Красное, кислое, сладкое, круглое, ароматное).

4. Что это? (Груша). Какая груша? (Зелёная, твёрдая, мягкая, сочная, вкусная).

5. Что это? (Банан). Какой банан? (Жёлтый, длинный, продолговатый, мягкий).

Ребята, посмотрите (указываю на муляжи овощей и фруктов, которые лежат на разносе), Злой Волшебник смешал урожай из сада и огорода. А нам надо разложить его. Вот в эту корзину давайте сложим все овощи, а вот в эту все фрукты. Мальчики  будут собирать только овощи в свою корзинку, а девочки  только фрукты. Вы поняли задание? Готовы? Раз, два, три, начни… (Дети разбирают по корзинам муляжи овощей и фруктов). Справились с заданием? Давайте проверим. (Достаю по одному, задаю вопросы). Игра «Назови ласково».

Огурец-огурчик, картошка-картошечка, морковь-морковка, чеснок-чесночок, баклажан-баклажанчик, помидор-помидорчик.

В:   Что   можно приготовить из фруктов?. Игра «Что мы приготовим из фруктов».

(Сок, пирог, компот, варенье, повидло, пюре)

Игра «А что можно приготовить из овощей?». (Борщ, суп, рагу, салат, сок, пюре, бигус).

А сок из огурца, моркови, свёклы, помидора какой? (Огуречный, морковный, свекольный, томатный).

В: Молодцы, ребята, вы весь урожай разложили правильно. Помогите мне справится и с третьим заданием.   Что ещё кроме овощей и фруктов мы собираем осенью в лесу? (Грибы). Конечно же, осенью в лесу вырастает очень много грибов. Давайте попробуем их отыскать, а потом   вы мне расскажите, кто какой гриб нашёл. Договорились? Начали… (Воспитатель выслушивает ответы детей: подберёзовик, подосиновик, белый, лисичка, сыроежка, мухомор, поганка, если дети правильно назвали гриб, воспитатель кладёт его в корзинку). Молодцы, ребята, вы правильно назвали грибы. А все ли грибы, которые я положила в корзинку можно есть? (Нет). А почему не все грибы можно есть? (Потому что некоторые грибы несъедобные, ядовитые). А какие несъедобные грибы попали в нашу корзинку? (Поганка, мухомор). А если эти грибы не съедобные, давайте их потопчем ногами? (нет) А для кого нужны ядовитые грибы? (Для лечения некоторых лесных зверей). Давайте эти грибы выложим и оставим животным.

А сколько съедобных грибов мы заберём с собой домой?  Игра «Весёлый счёт» (дети считают грибы: один гриб,  два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов, шесть грибов). А что из этих грибов нам сможет приготовить мама? (Сварить суп, пожарить с картошкой, засолить.) Ну, ребята, вы настоящие молодцы. Вы так здорово справились с заданием Злого Волшебника, что он вернул мне волшебные краски, вот они. (Воспитатель раздаёт детям разноцветные кленовые листья, они приклеивают их к клёну). А чтобы наша картина была ещё краше, я предлагаю Вам  украсить разноцветным ковром  землю при помощи трафаретов и красок. (Дети сами выбирают любой цвет краски, губкой пропитывают её и промачивают  трафарет.)

В: Ребятки, вы мне помогли. Какая  получилась осень? Игра «Подбери признак». (Золотая, красивая,   солнечная, нарядная, яркая). (Звучит весёлая музыка).  А давайте споём песню про осень. (Дети поют песню  «Осень наступила».В конце песни осень брызгает детей водой, они убегают от «дождя» под зонтик.)

А сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза и произнесём заклинание:

Осень, осень помоги в детский сад нас унеси. (Дети оказываются в детском саду. Осень снимает наряд.)

Итог: Мы сегодня много играли? Что вам понравилось? (Ответы детей). Я предлагаю вам сегодня поиграть в новые игры на улице, собрать листья с разных деревьев и положить их сушить в книжки, а потом мы с вами будем из них делать очень удивительные вещи, хотите? Тогда не забудьте собрать листочки и высушить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

Методическая разработка НОД "Прогулка по осеннему лесу"

Методическая разработка НОД "Прогулка по осеннему лесу", для детей 4-5 лет (средняя группа)....

Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.

. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет  формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...

Собственная методическая разработка по лексической теме:"Осень"(старшая группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе "Осень"Цель:. Уточнить и расширить представления об осени и ее приметахЗадачи:1. Коррекционно-образовательные·...

Методическая разработка "Развитие речи детей. Осень" (продолжение)

Педагогом разработан материал по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка....

Методическая разработка музыкального руководителя к осеннему экологическому празднику "Чистая вода"

Ежегодно, осенью в нашем саду для старших дошкольников проходят экологические праздники.  В рамках проекта "Чистая вода" и был создан этот сценарий....