Статья "Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности".
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В данной статье содержится информация об особенностях организации эколого-краеведческих игр в старшем дошкольном возрасте, а также описан опыт своей работы по осуществлению экологического воспитания детей в игровой деятельности. В конце статьи приведён список используемой литературы и  дано описание различных экологических игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Эколого-краеведческие игры для дошкольников. Презентация игр»

      Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры ребёнка. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь природу.

Игра, как метод экологического образования и средство экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т. е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

/

  1.  имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  2.  в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
  3.  в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  4. игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом:
  5. воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

      Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть не только полезен и познавателен, но и интересен. Поэтому, лучше всего при проведении экологических игр для детей вовлекать их самих в активное участие в игре, так как - это лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, сформировать у них представления о живой и неживой природе. Игры могут принести немалую радость детям, если педагог позаботится об их разнообразии.

В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе, так как они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников:        умений        анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.


           В своей воспитательно-образовательной работе в подготовительной группе стараюсь регулярно использовать эколого-краеведческие игры в разные режимные моменты:

- утром до завтрака проводила такие экологические игры как: «Что растет в лесу?», «Вершки-корешки», «Кто где живёт?», «Какого животного (растения) не стало?», «Узнай животное (растение) по описанию», «Чудесный мешочек», «Земля, вода, огонь, воздух», «Птицы, звери, рыбы», «Я знаю» (с мячом), «Цепочка», «Времена года», «Узнай и назови», «Да - нет», «Звук, свет, вода» и т. д.;

  •  при организации НОД по экологии по теме «Природа и человек» организовывала игру «Что было бы, если из леса исчезли...», в ходе которой я предлагала убрать из леса насекомых и ответить детям на следующие вопросы: « Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?». В ходе этой игры дети делали вывод о том, что оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. А при изучении темы «Дикие и домашние животные» провела игру «Четвёртый лишний», в процессе которой по предметным картинкам дети определяли лишнюю, объясняя свой выбор, например волк, медведь, лошадь, лиса (лишнее лошадь, так как это 1 домашнее животное, а другие - дикие, живущие в лесу) или утки, курица, гуси, лебеди и т.д. По теме «Город, в котором я живу» была организована краеведческая игра «Знатоки родного края», в ходе которой дети называли и рассказывали о достопримечательностях города, обозначенных на карточках, затем по памяти они находили другой такой же объект и только после этого забирали обе карточки.

-  на прогулке проводила следующие экологические игры: «Летает, плавает, бегает», «1, 2, 3 к названному дереву беги», «Найди пару», «Летает - не летает», «Шишки, жёлуди, орехи», «Перелёт птиц», «Ястреб и утки», «Сокол и лиса», «Будет дождь» (см. приложение) и др..

- во второй половине дня после ужина предлагала детям поиграть в следующие игры: - в        сюжетно-ролевые        «Магазин»,        «Фруктовая        лавка»,  в

ходе которых закреплялись знания детей о фруктах и овощах и умение их дифференцировать;

- в настольно-печатные игры «Путешествие к роднику», «Лото осторожностей», «Звук, свет, вода; в конструктор «Зоопарк», в словесные игры «Что это такое?», «Найди дерево по описанию», «Эхо», «Хамелеон», «Игра в слова» (Я прочитаю вам слова, а вы подумайте,, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.))

В своей работе применяю и краеведческие игры, например, «Что растёт в родном краю?», «Угадай, кто живёт в Теллермановском лесу?», «Обитатели рек нашего края», «Знатоки родного края» (см. приложение).

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что игры обладают большими потенциальными возможностями для эколого-краеведческого образования дошкольников, а в руках педагога она может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

2


I

  1. Список используемой литературы:
  1.  Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учебное пособие для пед. Училищ. /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.., 1992.
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М., Изд. Центр «Академия», 2002.
  3. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М., 1996.

4. Приложение (описание различных игр).

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например,        лось, лиса,        волк, заяц, олень)        и возвращает        мяч        воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок        должен назвать        птицу, но        не        повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

« Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нег». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно. чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Назовите растение» 

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

  •  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
  •  На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.


Подвижные экологические игры

«Будет дождь». Правила:

  1.  Выходят только те дети, которых называет воспитатель.
  2.  Садиться на стульчики только после слов воспитателя «будет дождь».

Ход игры. Игра проводится на участке. Дети сидят на скамейках, расставленных в два ряда, спинками один к одному. Выбирается ведущий. Первый ведущий - воспитатель - подходит к детям и спрашивает, какие «овощи» или «фрукты» тут «лежат» (дети договариваются между собой). Потом начинает ходить вокруг детей и рассказывает: «Летом очень здорово встать рано и пойти на рынок. Чего там только нет! Сколько овощей, фруктов! Глаза разбегаются. Вот и я однажды встала рано и пошла на рынок купить овощей, чтобы сварить борщ. Сначала купила картофель, потом морковки, темнокрасной свеклы. А вот и головки капусты. Надо взять одну! Рядом лежат пучки зеленого лука. Возьму и его в свою сумочку. Ну а без помидоров разве будет вкусным борщ? Вот лежат круглые, красные, гладенькие помидорчики.»

Дети-«овощи», которых называет воспитатель, встают и идут за ней. Когда воспитатель приобрел все нужные овощи, говорит: «Вот вкусный борщ будет! Надо спешить домой, а то... дождь будет»! Услышав «кодовую фразу», дети разбегаются и садятся на скамейки. Кому не хватило места, тот становится ведущим.

«Найди себе пару»

Материал. Цветы - одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.

Правила:

  1.  После слов воспитателя: «Ручки протяните - цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
  2.  На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.

Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните - цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары. Аналогичную игру можно проводить с листьями деревьев.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЭКСПЕДИЦИЯ В АФРИКУ»...

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность

ДОКЛАД: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»...

Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности

Консультация для воспитателей по нравственному воспитанию дошкольников в игровой деятельности...

Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...

Обобщение опыта. Тема "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности."

Презентация "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности"...

«Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»

laquo;Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»...