Цикл наблюдений за водой и снегом
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цикл наблюдений за водой и снегом расчитан на 11 наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nablyudeniy_za_vodoy_i_snegom.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №33 «Дельфин» комбинированного типа.

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОДОЙ И СНЕГОМ.

Выполнила воспитатель группы № 8

Синицына Татьяна Васильевна.

2012 год

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОДОЙ И СНЕГОМ 1.КАК ВОДА ЛЬЕТСЯ ИЗ КРАНА.

Цель: Показать детям, что в водопроводе, который имеется в поселке, вода бывает разная: холодная и горячая. Объяснить свойства воды.

Воспитатель:

•    Ребята, если нам сейчас потребуется вода, откуда мы сможем её взять? Из крана.

•    Давайте подойдем к крану. А почему у нас два крана? Давайте проверим, откроем кран. Подставьте руку, какая льется вода? А из этого крана, подставьте руку, какая льется вода?

•    Из какого крана льется холодная вода? Из какого льется горячая? Закройте глаза, что вы слышите? Вода льется из крана, она шумит.

•    Зачем, для чего нужна вода? Пить, мыть, поливать, обед готовить, умываться, мыть, стирать.

•   Давайте нальем воды в стакан. Саша, налей.

•    Посмотрите, какая вода в стакане? Чистая, прозрачная.

•    Посмотрите, вы видите меня через стакан? Почему? Стакан и вода прозрачная.

•    Ксюша, перелей воду в чашку. Что происходит с водой, когда мы ее переливаем? Она льется.

•    Посмотрите, видите ли вы меня через чашку? Почему? Чашка не прозрачная.

•    Можем мы воду перелить в банку? Серёжа, перелей.

•    Где вначале была вода? В стакане. Куда мы перелили её?5 чашку. Где сейчас вода? В банке.

•    Что же происходит с водой, когда мы переливаем её из одного сосуда в другой? Она принимает форму того сосуда, в который мы её переливаем.

•    Понюхайте воду, чем она пахнет?

•    Попробуйте её на вкус, какая она?

•    Вода водопроводная чистая. Она очень нужна людям. Её надо беречь, хорошо закрывать кран, чтобы не было утечки воды.

Задание: Посмотрите дома, нет ли утечки воды.

2. КАК ИЗ СНЕГА ПОЛУЧИТЬ ВОДУ.

Цель: Доказать детям, что снег - тоже вода, только замершая в виде кристаллов-снежинок. Показать способы превращения снега в воду.

Воспитатель:

Отгадайте загадку: Он зимы большой дружок,

Искристый беленький...(снежок)

•        Кто из вас знает, что такое снег? Если дети не ответят, то не говорить.

•        Когда, в какое время года бывает снег?

•        Возьмите в ладошку снег, что вы чувствуете? Холод.

•        Сожмите ладошку, откройте, а где же снег? Что с ним произошло? Что у вас в руке?

•        Возьмите снег и подышите на него теплым дыханием, что у вас на ладошке? Где же снег?

•        Вика, положи снег в кастрюлю. Давайте поставим её в тепло. Что происходит со снегом? Где он?

•    Посмотрите, что произошло с оставшимся снегом? Почему он растаял? В помещении тепло, он тает от тепла.

•    Что же такое снег? Это вода, замершая в виде кристаллов-снежинок.

•    В какое время бывает снег? Есть ли снег летом?

•    Когда же снег превращается в воду. Когда нагревается.

3. СНЕГ, КАКОЙ ОН.

Цель: Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Воспитатель:

•        Отгадайте загадку: На дворе горой, а в избе — водой. Снег.

•        Давайте поймаем снежинку и полюбуемся ею.

•        Посмотрите на неё и скажите, какая она?

•        Прочитайте стихотворение Бельмандо « Снежинка».

•        Откуда падает снег? Из снеговых туч.

•        Что делает снег, проходя через воздух? Очищает его от пыли.

•        Давайте посмотрим на снег, какой он? Белый, чистый.

•        Давайте теперь посмотрим, а какой снег на дороге? Грязный.

•        А на дорожках, по которым ходят люди? Тоже грязный.

•        А кто-нибудь видел из вас цветной снег? Это снег от дыма заводских труб, он ядовитый.

•        Зависят ли свойства снега от погоды? Давайте проверим.

•        Какой сегодня день? Морозная погода, солнечная.

•        Закройте глаза, откройте, и посмотрите на снег, какой он? Искрится на солнце, блестит,
        сверкает.

•        Давайте закроем глаза и послушаем, как снег падает и ложится на землю.

•        Походите по снежку и послушайте, что слышите? Скрипит под ногами снег.

•        Что же происходит со снежинками? Они ломаются. Показать на палочках, как ломаются
        снежинки.

•        А когда тепло, слышим ли мы скрип?

•        В теплую погоду, какой снег? Тяжелый, мокрый, снежинки слипаются. Что мы можем делать с
        мокрым снегом?
Лепить.

•        Легко ли ходить по мокрому снегу? А на лыжах?

4.МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель:У6едкть детей в том, что даже самый белый снег грязнее водопроводной воды. Чистый снег - это грязная талая вода, не пригодная для питья человека. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать пить животным.

Предварительная работа:Т1еред наблюдением проводят опыт: кладут в одну тарелку снег, а в другую тарелку наливают воду. Через 2 часа сравнивают. Отгадывают, где был снег.

Воспитатель:

•    Ребята, давайте проведем с вами опыт. В одно блюдце нальем водопроводной воды, а в другое положим снег. И посмотрим, что через некоторое время там будет.

•    Поглядите все в окно, там кругом белым-бело.

•    Что белое вы видите за окном? Снег.

•    Какой снег был сегодня?

•    Что такое снег? Замершая вода в виде кристаллов-снежинок.

•    А когда бывает снег?

•    Давайте посмотрим на снег, который мы положили на блюдце. Что с ним произошло? Почему он растаял?

•    Чем вода в блюдцах отличается друг от друга?

•    А отличается ли она по запаху? Понюхайте.

•    Давайте проверим. Илья, налей еще в одно блюдце воду из-под крана. Что можно сказать про водопроводную воду, какая она? Чистая.

•    Если на блюдце грязь, какая это вода? Из- под снега.

•    Когда тает снег? Когда тепло.

•   Вода из -под снега называется- талой.

•    А почему же в тарелке грязь? Снег, падая, очищает воздух от пыли. Можно ли сказать, что чистый снег - чистый?

•    Можно ли пить талую воду? Нет, она грязная. Можно ли есть чистый снег? Почему?

•    Как можно использовать талую воду? Поливать растения, давать пить животным. Максим, полей талой водой наши растения.

Задание: Предложить детям дома набрать снега для полива своих растений.

5. ЕСЛИ ВОДУ ЗАМОРОЗИТЬ.

Цель: Закрепить знания детей, что воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике, в морозильной камере она превратится в лед: он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда в котором находилась вода, он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски, можно сделать цветные льдинки.

В начале прогулки воспитатель выносит блюдце с водой, ставит в снег, положив туда ниточку.

*

Воспитатель:

•    Ребята, давайте посмотрим, что стало с водой в блюдце? Она замерзла. Что образовалось вместо воды? Лед.

•    Потрогайте лед, какой он? Холодный, твердый, прозрачный.

•    Давайте попробуем за веревочку вытащить лед. На что он похож? На блюдце.

•    Лед приобретает форму того сосуда, в который наливают воду.

•    Если мы стукнем по льду, что с ним произойдет? Разобьется.

•    Давайте проверим. Коля, стукни. Что произошло? Лед разбился.

•    Так лед твердый или хрупкий?

•    Да, когда лед тонкий, он хрупкий, легко ломается, колется, но когда лед толстый, он очень крепкий.

•    Где у нас можно увидеть крепкий лед? На пруду.

•    А где у нас дома живет мороз? В холодильнике.

•        А можно ли в холодильнике заморозить воду? Где? В морозильной камере.

•        Кто знает, как можно сделать цветные льдинки?

•        Сейчас придем в группу и сделаем, а потом ими украсим участок.

Задание:3аморозитъ дома воду в холодильнике в морозильной камере.

6. ЧТО ТАКОЕ ПАР И КОГДА ЕГО МОЖНО УВИДЕТЬ.

Цель: Доказать детям, что пар — это тоже вода, очень-очень маленькая капелька. Она легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. Вода в тепле превращается в пар и испаряется. Когда воду нагревают сильно, она испаряется быстро.

Воспитатель: Предварительно поставил на плитку чайник.

•    Что происходит с чайником? Он кипит.

•    Что вы видите, что выходит из носика чайника? Идет пар.

•    Кто знает: пар горячий или холодный?

•    Да, он очень горячий, поэтому нельзя подносить руку под пар, иначе можно обжечься.

•    Ребята, а давайте над паром подержим тарелку. Что теперь вы видите на дне тарелки? Капельки воды.

•    Откуда взялись капельки? Это пар.

•    Пар — это тоже вода: очень-очень маленькие капельки. Они легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх.

•    Что происходит с водой в чайнике? Она кипит.

•    Как вы думаете, там очень жарко? Покажите как жарко.

•    Да, там очень-очень жарко. Когда воду нагревают, она начинает кипеть, а затем превращается в пар и быстро испаряется. Значит пар - это тоже вода.

•    Пар можно получить, когда мы воду нагреваем или когда охлаждаем?

•    А когда холодно, что происходит с водой? Она замерзает.

Задание: Дома понаблюдать, в каких случаях они видят пар.

7. ПАР НЕ ВСЕГДА МОЖНО УВИДЕТЬ.

Цель: Показать детям, что пар становится заметным, когда его очень много или когда рядом находятся холодные предметы. Обратить внимание, что человек выдыхает пар, который всегда теплый, так как тело человека теплое. Пар в помещении не виден, так как тепло, но хорошо виден на холоде.

Предварительная работа: Налить воду в банку, отметить полоской её уровень. Посмотреть, что произойдет через несколько дней.

Воспитатель:

•    Ребята, посмотрите на банку с водой, что там изменилось? Воды стало меньше.

•    Куда делась вода? Может быть, мы её пролили? Потрогайте стол. Что же происходит в тепле с водой?'Испаряется.

•    Подышите, каждый на свою ладошку. Что вы ощущаете? Теплое дыхание.

•    Как думаете, а почему вы ощущаете тепло? Тело наше теплое.

•        А теперь еще раз подышите, что вы видите? Ничего.

•        Вспомните, а когда в холодную погоду вы гуляете на улице и дышите, вы что-нибудь видите или
        нет?

•        Почему вы видите пар на улице? Там холодно.

•        Подышите ещё раз, видим ли мы пар? Почему нет?

•        Подышите на холодное стекло. Что вы видите?

•        Когда же мы видим пар? Когда его много и когда рядом холодные предметы.

Задание: Предложить ребятам понаблюдать, что происходит с капельками, которые висят на стекле аквариума.

8. ЧТО БЫВАЕТ С ПАРОМ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ.

Цель: Показать детям, что пар в помещении, охлаждаясь, становится капельками воды. На улице, на морозе, он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Воспитатель:

•        Ребята, потрогайте окно, какое оно? Холодное.

•        А какое у нас дыхание? Теплое. Подышите на ладошку. Предложить трем детям подышать( не
        дуть) в одну точку на окне.

•        Что произошло с окном? Оно запотело.

•        Что образовалось на этом месте? Капельки воды.

•        Какой вывод можно сделать? Пар от дыхания на холодное стекло превращается в воду.

•        Давайте возьмем с собой на улицу в морозную погоду вскипевший чайник. Поставим его под
        ветки дерева. Откроем крышку. Что вы видите? Почему вы видите пар?

•        Подышите сами. Есть ли пар, видно ли его?

•        Что происходит с ветками? Изменились ли они? Они обрастают инеем.

•        Что происходит с паром на холоде? Превращается в иней.

•        Полюбуйтесь ветками, обросшими инеем.

•        А если все деревья будут такими, на что это будет похоже? На сказку.

•        Вспомните, в этом году были ли такие дни, когда деревья стояли покрытые инеем?

•        Отгадайте загадку: И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. Иней.

Задание: Вместе с детьми сделать ветки в инее.

9. КРАСОТА СНЕЖИНОК.

Цель: Объяснить детям, что снегопад бывает в пасмурные дни; образование инея, строение снежинки. Учить любоваться инеем и морозными узорами.

Воспитатель:

•        Ребята, какая сейчас погода? Пасмурная.

•        Что можно сказать про небо, какое оно?

•        Откуда идет снег? Из снеговых туч.

•        Как называется явление, когда идет снег?

•        Закройте глаза, откройте и полюбуйтесь снегопадом.

•        А теперь закройте глаза и послушайте снегопад. Что слышите?

•    Как падают снежинки? Легко, летят, кружатся, порхают. Покружитесь как снежинки.

•    Поймайте на варежку снежинку и рассмотрите её. Какая она? Маленькая, белая, узорчатая, шесть лучиков, красивая, холодная...

•    Поймайте снежинку ладошкой, закройте ладошку. Откройте. Что в руке?

•    Где снежинка?

•    Что же такое снежинка? Маленькие кристаллики льда. Эти кристаллы создают узоры, поэтому снежинки такие красивые. Кристаллы льды образуются из пара в облаках.

•    А есть ли снег летом? Что летом идет из туч? Дождь.

•    Да, зимой холодно. И пар, который образуется в облаках, замерзает и превращается в кристаллы льда - снежинки. Все кристаллы создают узоры. Поймайте еще снежинку, похожа она на предыдущую? Поймайте еще, сравните их. Что у них общее? Есть 6 лучиков.

•    Что можно сказать про снежинки, какие они? Они все разные, хотя и имеют 6 лучиков, они красивые.

•   Отгадай те загадку: И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает? Иней.

•    А что такое иней? Это тоже вода, замершая, это тоже узорные кристаллы.

•   А красивы ли деревья в инее?

В группе дети рисуют снежинки. Воспитатель дает им шестигранные трафареты, а боковые выросты они рисуют сами.

Задание: Вместе с родителями дома понаблюдать за снежинками и вместе их зарисовать.

10.СЛЕДЫНА СНЕГУ.

Цель: Показать детям, что свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы, по которым можно узнать, кто ходил, кто ездил.

Воспитатель:

•        Ребята, посмотрите как красиво вокруг. Полюбуйтесь этой красотой.

•        Что можно сказать про снег, какой он?

•        Прочитайте стихотворение « Белый снег пушистый» И .Сурикова.

•        Посмотрите, где же лежит снег?

•        Давайте посмотрим, на снег, который лежит на земле. Что ты видишь, а ты?

•        Что вы увидели, дети? Это следы. Кто оставил эти следы?

•        А почему мы их увидели? Снег только выпал, а на нем хорошо видны следы.

•        А давайте посмотрим, что делали птицы на нашем участке? Дети рассматривают и рассказывают.

•        Осторожно пройдем и внимательно посмотрим, может быть, ещё какие-то гости были у нас на
        участке? Чьи это следы?

•        Посмотрите, мы сами ходим по свежему снегу и что оставляем? Следы.

•        А там, где уже утоптали снег, можно что-либо увидеть?

•        На каком же снегу хорошо видны следы?

•        Вот у меня палочки - рисовалочки. Что можно ими сделать? Рисовать.

•        А в каком месте на снегу вы будите рисовать? Там, где снег не утоптан.

•        Что еще можно делать палочками на снегу? Писать.

•        Кто может, напишите свое имя.

•    Свежевыпавший снег, как белая книга, по которой можно много прочитать. А кому в лесу эта книга помогает? Охотникам.

•    Походите и ещё внимательно посмотрите на следы, может быть, что-то и увидите.

•    Когда придем в группу, вы нарисуете интересные следы, которые увидели в нашей белой книг<

П.ЗИМНИЕ УЗОРЫ НА ОКНЕ.

Цель: Учить детей рассматривать узоры на окне и объяснять, как они получились. Воспитатель перед наблюдением загадывает загадку:

Какой это мастер на стекле нанес

И листья, и травы, и заросли. Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его ...

Мороз

Вырос лес. Белый весь.

Пешком в него не войдешь,

На коне не въедешь.

Морозные узоры на окне. Воспитатель:

•        Полюбуйтесь узорами, которые видите на окне.

•        На что они похожи?

•        Откуда они появились? Что произошло?

•        Кто еще видел узоры и где?

Задание: Детям дома с родителями рассмотреть узоры на окнах зарисовать увиденное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы

Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...

Цикл наблюдении за снегом и водой.

Картотека наблюдений за снегом и водой....

Наблюдения за водой и снегом

Наблюдения на прогулке...

Наблюдения за водой и снегом

Наблюдения на прогулке...

Цикл занятий о воде "Вода и её Свойства"

Цикл занятий о воде "Вода и её свойства"...

Наблюдения за растениями и животными (цикл наблюдений за птицей, за мать-и-мачехой).

Материал включает в себя цикл занятий, состоящих из наблюдений (за птицей и мать-и-мачехой). Материал будет полезен при планировании наблюдений на прогулке....

Циклические наблюдения за объектами природы. Цикл наблюдений за деревьями

Темы наблюдений:«ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».«ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»«РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».«РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».«РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ...