экологический проект "Чистая вода"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект "Чистая вода" - формирование экологической культуры у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Чистая вода»
Воспитатель Хмелевских Н.А.
СП ГБОУ ООШ с.Муханово д/с «Чебурашка»
2015 г.
Экологический проект
«Чистая вода»
Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения проектным методом:
В нашем детском саду созданы условия для формирования экологической культуры у подрастающего поколения, фундамент, которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Одно из направлений нашей работы: природоохранная деятельность. Природоохранная деятельность ребенка в природном окружении, умело руководимая взрослыми оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка. Главная цель деятельности детского сада в этом направлении: нравственный аспект – вырастить и воспитать защитника природы, научить быть милосердным, любить и беречь землю, воду, воздух, по-хозяйски бережно распоряжаться богатствами природы – вот конечная цель.
Наш детский сад расположен в сельской местности, природа вокруг богатейшая. Недалеко от детского сада сосновые и лиственные леса, луга, два водоема. Мы с детьми часто ходим на экскурсии, в походы, посещая природные объекты, обратили внимание на то, что природа значительно изменилась. Лес постепенно захламляется, мельчают родники, мелкие речушки высыхают, пруды постепенно зарастают илом.
Для выполнения поставленной цели: охрана окружающей нас природы, мы объединились с родителями и местными жителями.
Работая по программам «Юный эколог» - С.Н.Николаевой, «Программа воспитания и обучения в детском саду» - под ред. М.А.Васильевой, в основе, которых лежат комплексные занятия, взаимосвязь различных видов деятельности, их цикличность подвели нас к интегрированному методу обучения, вариативность которого многообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Проект – это просто один из способов взаимодействия педагога и воспитанника, а также способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная, практическая деятельность , направленная на достижение поставленной цели. Проектный метод позволяет нам с помощью игры, созданию проблемных ситуаций и их решению, включать детей р различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами природной и социальной среды: экскурсии, встречи, игры, полезные дела.
Реализация мероприятий проекта позволяет включать сведения об изучаемом и охраняемом объекте во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Реализация мероприятий позволяет нам решить следующие задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, через взаимодействие с объектами природы, и их охрану.
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие творческого мышления.
- развитие коммуникативных навыков, задачи поисковой деятельности.
Мы даем ребенку возможность самому поставить задачу, проблему и решить ее.
Название проекта: «Чистая вода»
«Вода. Тебя невозможно описать
Тобой наслаждаться, неведая,
Что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери
Вид проекта: исследовательский, групповой
Участники проекта: дети старшей группы (5-6лет), педагоги, родители
Взаимодействие педагогов: дети, воспитатели, специалисты родители, социум (библиотека, школа, больница, завод, сельская администрация)
Проблема: «Охрана водных объектов села»
Цель: Формировать бережное отношение к природе: воде, как источнику жизни.
Задачи: 1. Воспитывать позитивно деятельное отношение к природе.
2. Воспитывать желание активно участвовать в мероприятиях, направленных на охрану объекта (водоема).
Продукт детской деятельности:
- Изготовление плакатов «Берегите природу»; «Этого не следует делать» (работа мастерской).
- Оформление фотоальбома «Любимые места отдыха сельчан».
- Создание экспозиции в комнате русского быта (История развития близлежащих водоемов).
- Выпуск стенгазеты: «Отравляешь жизни воде? Ну, смотри же быть беде!»
Сроки реализации проекта: сентябрь - август
Постановка новой проблемы: «Поможем роднику»
Распределение деятельности по этапам проекта
«Чистая вода»
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I | Формулирует проблему: «Сохранность водных объектов села» Цель: Знакомство детей с историей возникновения водоема, его значении для жизни села, района. | Входят в проблему. |
Вводит детей в игровую ситуацию: На берегу водоема проводится беседа Цель: Выявить отношение детей к сохранению водоема, его чистоте. Роль детей в природоохранной деятельности. | Вживаются в игровую ситуацию: детям хочется узнать больше о водоеме, любимом месте отдыха. | |
Формирует задачи:
| Принимают и уточняют задачи проекта | |
II | 1. Подводит к решению задач. 2.Планирует деятельность. Найти решение задач через проведение акций, цикла экскурсий, беседы, путешествия, чтение художественной литературы, встречи с интересными людьми. Педагоги помогают детям спланировать деятельность и воплотить результат в продуктивной деятельности. | Планируют деятельность. |
III |
(поэтапно, направляет на поиск решений, возникшей ситуации). 2. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует инициативу. 3. Реализует ситуацию на разных партнерских позициях. | 1. Решает задачи проекта с помощью взрослых. 2. Формирование умений и навыков. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов – ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Выбирать необходимый материал для продуктивной деятельности. 3.Делают вывод о завершении работы над проектом. |
IV | Принимают участие в защите проекта «Чистая вода» | 1.Договариваются о защите проекта. 2. Представляют проект. Представляют продукт детской деятельности. |
V | Выдвигают новую проблему: «Сохраним родник» | Определяют цели нового проекта «Живи родник, живи» |
Схема осуществления проекта:
«Чистая вода»
Система проектных мероприятий:
№ п/п | Действия | Сроки | Ответст-венные | Результат |
1. | Занятия: «Мы друзья природы» «Помоги озеру» «Почему нельзя пить воду из рек» «Путешествие в подводное царство» «Кому нужна вода?» «Вода – друг человека» | В течение года | Эколог, Воспитатели, Инструктор по физической культуре Воспитатель по развитию речи Музыкальный руководитель Родители | Расширить знания детей о значении воды в жизни человека, в жизни всего живого. Расширить знания детей об истории малой родины, объектах природы родного края. Воспитывать любовь к своему краю, желание узнавать о нем как можно больше нового и интересного. Сформировать навыки коллективной работы, научить оценивать труд каждого. Воспитывать уважение к труду людей. |
2. | Беседы: «Как человек использует воду?» «Где в природе есть вода» «Береги ручеек» «Родниковая вода – бесценный дар природы» | В течение года | ||
3. | Практические задания: 1. Изготовление плакатов «Сохраним природу» «Этого не следует делать?» 2. Составление карты водного объекта. 3. Аппликации «Мой любимый пруд» «Рыбки плавают в пруду» 4. Дома с родителями рисование, изготовление плакатов. 5. Экскурсии -- где берет начало речка Идомка - «в речном царстве, прибрежном государстве» - на пруд - в сосновый бор - к роднику 6. Природоохранные акции по благоустройству водоема - сохраним любимое место отдыха - помоги ручью - Мы друзья природы - Спасем мольков - Посадим деревья 7. Встречи с интересными людьми - с краеведом А.Д.Смольяниновым - с почетным гражданином Вачского района А.О.Чанновым, бывшим директором завода 8. Развлечения «День воды» «День Земли» «Международный день охраны природы» «День птиц» «Путешествие на машине времени» «Что? Где? Когда?» 9. Конкурсы: «На лучший плакат» «Сочиняем сказку вместе» | Май-сентябрь Июнь Август Сентябрь В течение года В течение года Май- ноябрь Ноябрь Март В течение года Июль Сентябрь |
Ресурсное обеспечение проекта:
«Чистая вода»
- Кадры и социальные партнеры:
- дети
- воспитатели и специалисты – эколог, воспитатель по развитию речи, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
- социум – библиотека, школа, больница, завод, администрация
- Необходимая материальная база:
- Материалы местного краеведа А.Д.Смольянинова
- Книга «Вачский район на рубеже веков»
- Альбом с фотографиями
- Набор открыток
- Дидактические игры
- Ориентировочный объем финансирования:
- Альбомы, краски, карандаши, ватманы, цветная бумага, цветной картон, клей, фотоальбом, изготовление фотографий
Контроль реализации проекта
«Чистая вода»
- Что будет оцениваться в ходе реализации проекта:
- Умение выявлять проблему
- Самостоятельно искать нужное решение
- Умение развивать поисковую деятельность
- Природоохранная деятельность
- Умение прогнозировать
- Умение систематизировать знания
- Способность к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию
- С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами проекта:
- Практические задания
- Действия дома с родителями, которые являются продуктом детской деятельности
- Природоохранная деятельность
- Развлечения
Практические задания:
Оформление фотоальбома:
« Любимые места отдыха сельчан»
Аппликации «Мой любимый пруд»
«Рыбки плавают по дну»
Действия дома с родителями:
Изготовление листовок, плакатов, рисунков
Конкурсы «Сочиняем сказку вместе»
«На лучший плакат»
Совместные мероприятия:
Экскурсии и походы
Развлечения «Путешествие на машине времени»
«Что? Где? Когда?»
Список литературы:
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.
- Белоусова Р.Ю. «Управления инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр 2007г.
- Бочарова Н.И. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста»: Пособие для родителей и воспитателей – М.: АРКТИ, 2002г. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Дыбина О.В. «Что было до…»: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002г., (Серия «Вместе с детьми».)
- Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г., Семикова Л.В «Мой родной дом». Программа
- Кондратьева М.М. «Звонок на урок здоровья», М. «Просвещение», 1991г.
- Материалы VII региональной научно-практической конференции «Подходы к решению проблем экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области», 2007г.
- Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятие с детьми старшего дошкольного возраста» – Волгоград: Учитель, 2006г.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения – М.: Просвещение, 2002г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада»: Кн. для воспитателей детского сада. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.
- Посылкина Р.Ю. «Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста», М., 2002 г.
- Рыженков Г.Д., Розова А.Н., Чиркова Т.М. «Народный месяцеслов»: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. – М.: Современник, 1992г.
- Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/
14. Звуковую презентацию «Живи родник, живи» можно посмотреть на сайте: http://ryo.vacha52.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887558-1485972643.jpg)
Экологический проект « Водичка, водичка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5Экологический проект « Водичка, водичка»( краткосрочный ноябрь – декабрь)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-500244-1509195755.jpg)
Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе
Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-330454-1404247095.jpg)
Экологический проект "Вода? Вода! Ты откуда и куда?"
Материал содержит описание экологического проекта округовороте воды в природе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-909337-1636318741.jpg)
Экологический проект "Водичка, водичка"
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-372110-1394988351.jpg)
Экологический проект "Водичка, водичка"
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-909337-1636318741.jpg)
Экологический проект "Водичка, водичка"
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-372110-1394988351.jpg)
Экологический проект "Водичка, водичка"
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...