экологический проект "Чистая вода"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хмелевских Наталья Анатольевна

Проект "Чистая вода" - формирование экологической культуры у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Чистая вода»

Воспитатель Хмелевских Н.А.

СП ГБОУ ООШ с.Муханово д/с «Чебурашка»

2015 г.

 

Экологический проект

«Чистая вода»

Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения проектным методом:

              В нашем детском саду созданы условия для формирования экологической         культуры у подрастающего поколения, фундамент, которой составляют достоверные знания, практические умения,  направленные на охрану природы.

         Одно из направлений нашей работы: природоохранная деятельность. Природоохранная деятельность ребенка в природном окружении, умело руководимая взрослыми оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка. Главная цель деятельности детского сада в этом направлении: нравственный аспект – вырастить и воспитать защитника природы, научить быть милосердным, любить и беречь землю, воду, воздух, по-хозяйски бережно распоряжаться богатствами природы – вот конечная цель.

              Наш детский сад расположен в сельской местности, природа вокруг богатейшая. Недалеко от детского сада сосновые и лиственные леса, луга, два водоема. Мы с детьми часто ходим на экскурсии, в походы, посещая природные объекты, обратили внимание на то, что природа значительно изменилась. Лес постепенно захламляется, мельчают родники, мелкие речушки высыхают, пруды постепенно зарастают илом.

              Для выполнения поставленной цели: охрана окружающей нас природы, мы объединились с родителями и местными жителями.

              Работая по программам «Юный эколог» - С.Н.Николаевой, «Программа воспитания и обучения в детском саду» - под ред. М.А.Васильевой, в основе, которых лежат комплексные занятия, взаимосвязь различных видов деятельности, их цикличность подвели нас к интегрированному методу обучения, вариативность которого многообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

              Проект – это просто один из способов взаимодействия педагога и воспитанника, а также способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная, практическая деятельность , направленная на достижение поставленной цели. Проектный метод позволяет нам с помощью игры, созданию проблемных ситуаций и их решению, включать детей р различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами природной и социальной среды: экскурсии, встречи, игры, полезные дела.

              Реализация мероприятий проекта позволяет включать сведения об изучаемом и охраняемом объекте во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

              Реализация мероприятий позволяет нам решить следующие задачи развития:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, через взаимодействие с объектами природы, и их охрану.
  2. Развитие познавательных способностей.
  3. Развитие творческого воображения.
  4. Развитие творческого мышления.
  5. развитие коммуникативных навыков, задачи поисковой деятельности.

              Мы даем ребенку возможность самому поставить задачу, проблему и решить ее.

Название проекта:                                                      «Чистая вода»

«Вода. Тебя невозможно описать

Тобой наслаждаться, неведая,

Что ты необходима для жизни:

Ты сама жизнь».

Антуан де Сент-Экзюпери

Вид проекта:                исследовательский, групповой

Участники проекта:  дети старшей группы (5-6лет), педагоги, родители

Взаимодействие педагогов: дети, воспитатели, специалисты родители, социум   (библиотека, школа, больница, завод, сельская администрация)

Проблема:                      «Охрана водных объектов села»

Цель:                         Формировать бережное отношение к природе: воде, как источнику жизни.

Задачи:                        1. Воспитывать позитивно деятельное отношение к природе.

                                      2. Воспитывать желание активно участвовать в мероприятиях, направленных на охрану объекта (водоема).  

Продукт детской деятельности:  

  1. Изготовление плакатов «Берегите природу»; «Этого не следует делать» (работа мастерской).
  2. Оформление фотоальбома «Любимые места отдыха сельчан».
  3. Создание экспозиции в комнате русского быта (История развития близлежащих водоемов).
  4. Выпуск стенгазеты: «Отравляешь жизни воде? Ну, смотри же быть беде!»

Сроки реализации проекта:      сентябрь - август    

Постановка новой проблемы:  «Поможем роднику»

Распределение деятельности по этапам проекта

«Чистая вода»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Формулирует проблему:

«Сохранность водных объектов села»

Цель: Знакомство детей с историей возникновения водоема, его значении для жизни села, района.

Входят в проблему.

Вводит детей в игровую ситуацию:

На берегу водоема проводится беседа

Цель: Выявить отношение детей к сохранению водоема, его чистоте. Роль детей в природоохранной деятельности.

Вживаются в игровую ситуацию: детям хочется узнать больше о водоеме, любимом месте отдыха.

Формирует задачи:

  1. Знакомство с историей возникновения Арефинского пруда.
  2. Роль жителей в восстановлении и сохранении водного объекта.
  3. Пользуясь природными ресурсами помни правило «Не навреди».

Принимают и уточняют задачи проекта

II

1. Подводит к решению задач.

2.Планирует деятельность.

Найти решение задач через проведение акций, цикла экскурсий, беседы, путешествия, чтение художественной литературы, встречи с интересными людьми. Педагоги помогают детям спланировать деятельность и воплотить результат в продуктивной деятельности.

Планируют деятельность.

III

  1. Организует работу над проектом.

(поэтапно, направляет на поиск решений, возникшей ситуации).

2. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует инициативу.

3. Реализует ситуацию на разных партнерских позициях.

1. Решает задачи проекта с помощью взрослых.

2. Формирование умений и навыков. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов – ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Выбирать необходимый материал для продуктивной деятельности.

3.Делают вывод о завершении работы над проектом.

IV

Принимают участие в защите проекта

«Чистая вода»

1.Договариваются о защите проекта.

2. Представляют проект. Представляют продукт детской деятельности.

V

Выдвигают новую проблему:

«Сохраним родник»

Определяют цели нового проекта «Живи родник, живи»

Схема  осуществления проекта:

«Чистая вода»

Система проектных мероприятий:

№ п/п

Действия

Сроки

Ответст-венные

Результат

1.

Занятия:

«Мы друзья природы»

«Помоги озеру»

«Почему нельзя пить воду из рек»

«Путешествие в подводное царство»

«Кому нужна вода?»

«Вода – друг человека»

В течение года

Эколог, Воспитатели, Инструктор по физической культуре

Воспитатель по развитию речи

Музыкальный

руководитель

Родители  

Расширить знания детей о значении воды в жизни человека, в жизни всего живого.

Расширить знания детей об истории малой родины, объектах природы родного края. Воспитывать любовь к своему краю, желание узнавать о нем как можно больше нового и интересного.

Сформировать навыки коллективной работы, научить оценивать труд каждого. Воспитывать уважение к труду людей.

2.

Беседы:

«Как человек использует воду?»

«Где в природе есть вода»

«Береги ручеек»

«Родниковая вода – бесценный дар природы»

В течение года

3.

Практические задания:

1.  Изготовление плакатов

«Сохраним природу»

«Этого не следует делать?»

2. Составление карты водного объекта.

3. Аппликации

«Мой любимый пруд»

«Рыбки плавают в пруду»

4. Дома с родителями 

рисование, изготовление плакатов.

5. Экскурсии

-- где берет начало речка Идомка

- «в речном царстве, прибрежном государстве»

- на пруд

- в сосновый бор

- к роднику

6. Природоохранные акции по благоустройству водоема

- сохраним любимое место отдыха

- помоги ручью

- Мы друзья природы

- Спасем мольков

- Посадим деревья

7. Встречи с интересными людьми

- с краеведом  А.Д.Смольяниновым

- с почетным гражданином Вачского района А.О.Чанновым, бывшим директором завода

8. Развлечения

«День воды»

«День Земли»

«Международный день охраны природы»

«День птиц»

«Путешествие на машине времени»

«Что? Где? Когда?»

9. Конкурсы:

«На лучший плакат»

«Сочиняем сказку вместе»

    Май-сентябрь

Июнь

Август

Сентябрь

В течение года  

В течение года

Май- ноябрь

Ноябрь

Март

В течение года

Июль

Сентябрь

Ресурсное обеспечение проекта:

«Чистая вода»

  1. Кадры и социальные партнеры:

  • дети
  • воспитатели и специалисты – эколог, воспитатель по развитию речи, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
  • социум – библиотека, школа, больница, завод, администрация

  1. Необходимая материальная база:

  • Материалы местного краеведа А.Д.Смольянинова
  • Книга «Вачский район на рубеже веков»
  • Альбом с фотографиями
  • Набор открыток
  • Дидактические игры

  1. Ориентировочный объем финансирования:

  • Альбомы, краски, карандаши, ватманы, цветная бумага, цветной картон, клей, фотоальбом, изготовление фотографий

Контроль реализации проекта

«Чистая вода»

  1. Что будет оцениваться в ходе реализации проекта:
  •  Умение выявлять проблему
  • Самостоятельно искать нужное решение
  • Умение развивать поисковую деятельность
  • Природоохранная деятельность
  • Умение прогнозировать
  • Умение систематизировать знания
  • Способность к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию

  1. С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами проекта:
  • Практические задания
  • Действия дома с родителями, которые являются продуктом детской деятельности
  • Природоохранная деятельность
  • Развлечения

                                      Практические задания:

Оформление фотоальбома:

                        « Любимые места отдыха сельчан»

Аппликации «Мой любимый пруд»

                     «Рыбки плавают по дну»

Действия дома с родителями:

Изготовление листовок, плакатов, рисунков

Конкурсы        «Сочиняем сказку вместе»

                          «На лучший плакат»

Совместные мероприятия:

Экскурсии и походы

Развлечения   «Путешествие на машине времени»

                           «Что? Где? Когда?»

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.
  2. Белоусова Р.Ю. «Управления инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр 2007г.
  3. Бочарова Н.И. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста»: Пособие для родителей и воспитателей – М.: АРКТИ, 2002г. (Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Дыбина О.В. «Что было до…»: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002г., (Серия «Вместе с детьми».)
  5. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г., Семикова Л.В «Мой родной дом». Программа
  6. Кондратьева М.М. «Звонок на урок здоровья», М. «Просвещение», 1991г.
  7. Материалы VII региональной научно-практической конференции «Подходы к решению проблем экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области», 2007г.
  8. Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятие с детьми старшего дошкольного возраста» – Волгоград: Учитель, 2006г.
  9. Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного  образовательного учреждения – М.: Просвещение, 2002г.  
  10. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада»: Кн. для воспитателей детского сада. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.
  11. Посылкина Р.Ю. «Сказка в  экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста», М., 2002 г.
  12. Рыженков Г.Д., Розова А.Н., Чиркова Т.М. «Народный месяцеслов»: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. – М.: Современник, 1992г.
  13.  Интернет-ресурсы:     http://festival.1september.ru/

                                               http://www.kinder.ru/

                                                http://detsadd.narod.ru/

                                                http://doshkolniki.org/

14. Звуковую презентацию  «Живи родник, живи» можно посмотреть на сайте:              http://ryo.vacha52.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект « Водичка, водичка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 5Экологический проект « Водичка, водичка»( краткосрочный ноябрь – декабрь)...

Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе

Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....

Экологический проект "Вода? Вода! Ты откуда и куда?"

Материал содержит описание экологического проекта округовороте воды в природе....

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...