«Хлеб всему голова» конспект комбинированного занятия для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Галина Ивановна Лавренко

Познакомить  детей с технологией изготовления хлеба (в старину и в наши дни)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golovana_sayt.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением информатики и английского языка №1307


Конспект комбинированного занятия

для детей старшей группы

 «Хлеб всему голова»

подготовила воспитатель

Лавренко Галина Ивановна

г. Москва

 2015

ЦЕЛЬ: Познакомить  детей с технологией изготовления хлеба (в старину и в наши дни)

-Ознакомить с наиболее простыми приёмами земледелия.

ЗАДАЧИ : Воспитывать бережное отношение к хлебу.

-Воспитывать бережное отношение к труду хлеборобов.

-Обогащать словарь путём выделения слов

(плуг ,серп ,снопы ,копна ,цеп ,жатва ,страда,……)

-Синхронизировать работу обеих рук

-Учить создавать объёмные поделки.

-Оборудование: иллюстрации, солёное тесто ,доски, форма(для каждого ребёнка) поднос

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о труде хлеборобов ,о бережном отношении к хлебу .Чтение сказок ,разучивание стихотворений ,пословиц.

-Рассматривание семян злаковых (рожь , пшеница)

-Посев на участке злаковых культур , наблюдение за ростом злаковых культур.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 1.Рассказ,беседа воспитателя

-Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Все мы с вами видели и конечно же ели хлеб за завтраком, обедом, ужином.

-И пшеница и рожь пришли к нам из глубокой древности (более десяти тысяч лет назад)

 И с тех пор они кормят нас ,не даром в народе хлеб называют

 «КОРМИЛЬЦЕМ»

-Нелегко    давался хлеб в старину (в те далёкие времена)

-Сейчас в нашей стране хлеба хватает на всех.

-Однако относиться к хлебу нужно бережно,  уважительно с почтением!

-Представьте сколько человеческого труда вложено в то, чтобы вырастить урожай и накормить им весь наш  народ.

 Нужно и семена отобрать, и поле  вспахать и засеять его.

-Нужно ухаживать за колосьями, защищать их от засухи, от ветров-суховеев.

-Когда зерно созреет, станет золотым и тяжёлым нужно успеть убрать урожай, не потеряв ни колоска.

-Труд хлебороба нелёгок, недаром уборку хлебов на Руси называют страдой

-Дорог во время страды каждый час, каждый погожий день.

-Не все знают, к сожалению,  цену хлеба!

-Многие не доедают кусочки хлеба, выбрасывают, и не задумываясь, что обижают этим и матушку-землю и хлеборобов.

Давайте прослушаем стихотворение о бережном отношении к хлебу.

Стихотворение(автор  Николай Тихонов)

Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Не мечтаем мы о чуде,-

 К нам полей живая речь,

Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь

2.Ребята я хочу пригласить вас в путешествие в те далёкие времена,  и рассказать вам как выращивали хлеб  наши предки

-В те далёкие времена всё делали в ручную,  сначала землю вспахивали плугом. затем засеивали

-А , когда  колосья наливались золотой спелостью, то  начиналась жатва  и в поля выходили и стар и млад .

 Колосья срезали острым серпом, затем связывали их в снопы, затем складывают колосьями друг к другу и…. обмолачивают их цепами,чтобы выбить из колосков зёрна Затем просеивают,

  и очищенное зерно складывают в мешки  и отвозят на мельницу

-А,  уж на мельнице зёрна превращали в муку

-Из муки выпекали хлеб в русских печах

-Вот как тяжело доставался хлеб людям в те далёкие времена.

-Давайте послушаем стихотворение .

«НИВА» (автор Шорыгина Татьяна)

Хороша ты ,нива ,

Нивушка  родная,

Ты блестишь красиво,

Нива золотая!

А в колосьях, знаем,

Летом зерна зреют,

Добрым урожаем,

Наши души греют.

ФИЗКУЛЬТ - МИНУТКА.

Дует в поле ветерок (машем руками в лицо)

И качает колосок (наклоны в право ,  влево, руки в верх)

Ветерок всё тише, тише (машем руками в лицо)

Колосок всё выше, выше (подпрыгиваем на носочках, руки в верх )

-Воспитатель: - немного отдохнули,   продолжим…. (Дети садятся)

Теперь на помощь хлеборобам пришли умные машины 

-ТРАКТОР-выполняет основную работу ,в процессе меняются приспособления.(стих про трактор)

-Послушайте стихотворение  о работе трактора.

ТРАКТОР

Трактора выходят в поле,

На весеннее раздолье,

Режут плугом день за днем

Влажный , жирный чернозём.

-Давайте посмотрим, как работает трактор в поле. Сначала он вспахивает землю

-затем культивирует

-затем засеивают (меняя культиватор на сеялку)

-РЕБЯТА. А кто знает как называется профессия  человека   который управляет трактором?

-ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:……(тракторист)

-После того как поле и колосья  налились золотой спелостью ,на поля выходят  комбайны.

-ВОСПИТАТЕЛЬ:- ребята вы  конечно же знаете как называется профессия человека который управляет комбайном?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:……..(комбайнёр)

-Собирая колосья, комбайны перерабатывают их. Зерна засыпаются в грузовую машину.

. Собранное зерно машины отвозят на  мельницу (современную )    и  там              превращают его в муку (при помощи электрического тока)

-Затем в современных пекарнях выпекают хлеб. Булочки , каравай и кренделя…..

-Послушайте  стихотворение  о хлебе.

СТИХОТВОРЕНИЕ: «ЛОМОТЬ ХЛЕБА»

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего ,пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нём необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки . нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днём трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен . золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

-Ребята прослушайте ещё одно стихотворение о хлебе.

СТИХОТВОРЕНИЕ: «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Каждому  знакомы

Мудрые слова:

ХЛЕБ-хозяин дома,

Всему он голова !

Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве - царь!

Как отец родимый,

Он питает нас,

Яровой ,озимой

Каждый день и час.

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.

Хлеб - живая сущность

Неба и земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли!

ВОСПИТАТЕЛЬ:-вот  мы с вами и узнали как хлеб попадает к нам на стол……

О нелёгком труде хлеборобов….

3.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Ребята, как вы думаете, из чего пекут хлеб? Ответы детей (…из теста)

-Вот какое стихотворение  есть  про тесто.

СТИХОТВОРЕНИЕ: « ТЕСТО»

Представь , что нам с тобою дан

Огромный-преогромный чан.

Что насыпаем мы  туда?

Нам  нужны  мука, вода,

Соль и сахар нам нужны,

Меж собой они дружны!

Дрожжи знают свое место,

Без дрожжей какое тесто?

Это надо всё смешать,

Кто нам станет помогать?

 «Руки» механические,

«Руки» электрические.

-ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята  давайте и мы с вами  попробуем  изготовить  кренделёк из теста, которое мы с вами замесили заранее.

Воспитатель: Ребята занимайте  свои  рабочие места , надевайте  форму.

-Теперь  мы с вами пекари.

-Перед вами  лежит тесто , которое  мы с вами превратим в чудо кренделёк.

-Сначала мы с вами  предадим тесту форму шара , и  скатаем  из него колбаску.

-Теперь превращаем  её в кренделёк.

-Молодцы ребята, здорово у вас получается.

- Выкладываем  на поднос чудо крендельки и отправляем их  в пекарню.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Вот и подошло к концу наше путешествие .

-Много  нового и интересного вы узнали о хлебе , и  теперь, я   знаю вы  с  уважением  будете относиться к людям которые  выращивают и выпекают хлеб, и конечно же  к хлебу . Познакомились с новыми словами(пополнили свой словарный запас)

-Закрепили умение работы с тестом.

-Вы хорошо поработали, молодцы.      

Список использованной литературы

  1. Шорыгина Т.А. - Беседы о хлебе

Источники иллюстраций:

  1. klimanova.ucoz.ru
  2. www.planetaskazok.ru
  3. libdocs.ru
  4. neoinfproekt.ru
  5. shop.machaon.net
  6. nashideto4ki.ru
  7. detskiychas.ru
  8. lori.ru
  9. agro2b.ru
  10. vk.com
  11. cehezuv.wink.ws
  12. devchonki.com.ua
  13. http://opentour.ru/country/LV/lv_latgale/dostoprimechatelnostilatgalii/meseum_hleba/
  14. http://www.fairyroom.ru/?p=31148
  15. http://prohleb.info/hlebopekarnoe-oborudovanie/7-vnimaniyu-buduschih-vladelcev-mini-pekaren.html
  16. http://vk.com/wall-59953965_106349
  17. lib.rin.ru

                Использованные дополнительные материалы

  1. http://www.youtube.com/watch?v=_XH6lziOrb4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...

«Хлеб - всему голова» - конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ГБДОУ

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе ГБДОУ по презентации "Хлеб - всему голова"...

Проект "Хлеб – всему голова!" социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один ...

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»

Рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния; утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки п...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Хлеб- всему голова!" с использованием ЭОР в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи на тему "Хлеб- всему голова!" с использованием ЭОР в подготовительной группе...

"Правила дорожные, знать их всем положено". Конспект НОД для детей старшей группы

ЦельУточнить знания детей о правилах дорожного движения (дорожных знаках и сигналах светофора)ЗадачиОбучающие Закреплять умение детей различать и называть дорожные знаки: сервиса, разрешающие, запреща...