Экологический проект: «Зеленая аптека на службе человека» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сбитнева Ольга Николаевна

Я считаю, что данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников, коллектив ДОУ, работники библиотеки и аптеки. Сведения о лекарственных растениях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_kak_skazochnoe_tsarstvo.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой край как сказочное царство,

Здесь везде растут лекарства:

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну, а что и как лечить-

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить все те растения,

Что пригодны для лечения!»

Введение

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон наносится живой природе. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. Большая роль по формированию экологической культуры отводится  ДОУ. 

Наш детский сад работает по программе «Программы Воспитания и Обучения в детском саду», раздел «экологическое воспитание» мы реализуем с помощью парциальной программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой. Для реализации поставленных задач мы используем различные методы и приёмы. Одним из перспективных методов является метод экологических проектов.

Метод проектов всё активнее используется в практике детских садов и помогает развивать у детей:

-  активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;

-  осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-  творческие способности детей;

-  умение наблюдать;

-  умение слушать;

-  навыки обобщения и анализа;

-  мышление;

-  видение проблемы с разных сторон, комплексно;

-  воображение;

Проект  «Зелёная аптека на службе человека»  составлен  для  работы  с  детьми старшего дошкольного возраста с  целью  создания  условий по ознакомлению их с  миром  целебных  трав  родного  края, правилами  их  сбора,  применения  для оздоровления  организма.  Для  достижения  цели  проекта были изучены требования «Программы Воспитания и Обучения в детском саду» по области «Познавательное развитие» разделу « Ознакомление с миром природы» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, а так же парциальной программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

Содержание проекта предполагает создание модели взаимодействия взрослых и детей, то есть разработку определенной системы мероприятий для развития у детей интереса и гуманного отношения к растениям, в том числе лекарственных.

Реализация проекта проходит в три этапа. Каждый из этапов включает направление деятельности, задачи и пути их реализации.

Проект ориентирован на практическую деятельность детей.

В перспективном плане проекта разработаны мероприятия по взаимодействию с детьми, родителями с указанием конкретных действий, которые будут предприниматься для достижения цели проекта, указаны также сроки их реализации. Данный проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями по ознакомлению детей с лекарственными растениями родного края.

Актуальность темы: 

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. На территории детского сада в естественных условиях произрастает мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили познакомиться с разными лекарственными растениями, которые произрастают на территории Городецкого района, а так же создать на участке свою поляну лекарственных трав.

Проблема

Анализ  ООП показывает, что раздел  «Ознакомление с миром природы» ставит перед нами конкретные задачи по ознакомлению детей с миром природы,  в том числе и с лекарственными травами:  

  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,

          травянистых растениях;  растениях луга, сада, леса.

  • Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
  • Знакомить со способами их вегетативного размножения

           (черенками, листьями, усами).

  • Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
  • Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
  • Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов

          и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Задачи программой определенны, но отсутствует система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром целебных трав родного края. Растительность нашего окружения представлена многолетними и однолетними травянистыми и лекарственными растениями. Растут тысячелистник, подорожник, одуванчик, ромашка, полынь, зверобой, и т.д.

Проводя наблюдения, беседуя со своими воспитанниками, я пришла к выводу, что их знания  о лекарственных растениях скудны, многим  из них требуются помощь для развития познавательного интереса к лекарственным растениям, которые произрастают в Городецком районе.

Новаторской идеей проекта является

использовании метода проектирования, как новой формы работы; разработанная интеграции всех областей по данной теме, в использовании мультимедийных средств в образовательной деятельности, создании в развивающей предметно-пространственной среде мини-музея лекарственных трав.


Содержание проекта:

  1. Общее положение (введение, название проекта).
  2. Актуальность выбранной темы.
  3. Проблема.
  4. Концептуальные основы.
  5. Цели и задачи проекта
  6. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
  7. Работа над проектом.
  8. Выводы.
  9. Используемая литература.

Концептуальные основы проекта.

Оригинальность проекта и его и его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику работы с детьми  старшего  возраста следующих методов:

  • Введение в познавательно - игровую и изобразительно – творческую деятельность детей сказочного образа Учёного Кота и Бабушки - Здравушки;
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды: мини библиотеки с энциклопедической литературой о растениях, мультимедийным материалом,  мини-музея: «Царство лекарственных трав», а также  на экологической тропе  – поляны лекарственных трав.
  • Реализация проекта предусматривает интегрированный подход к развитию детей, взаимосвязь разных видов деятельности: познавательной, изобразительной, речевой, музыкальной, двигательной и игровой.
  • Использование таких интересных моментов, как:  ведение «Именной книги», «Жалобной книги» природы, «Дневника наблюдений», составление «Письма лекарственному растению» и т.д.
  • Обеспечение для успешной реализации проекта взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя, родителей.
  • Активизация родителей воспитанников при формировании у детей знаний о растительном мире родного края (экскурсий, оформление авторских альбомов, плакатов, стенгазет, буклетов.
  • Сотрудничество с детской библиотекой, сотрудниками аптеки.

Цель проекта 

Создать условия  для ознакомления детей с миром  лекарственных  растений произрастающих на территории Городецкого района , правилами их сбора, применение для оздоровления организма .

Задачи проекта:

Образовательные

  • Сформировать представления у старших дошкольников о разнообразии лекарственных растениях, произрастающих на территории Городецкого района, их значимостью в жизни человека, способах применения.
  • Формировать у детей  навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т.д.)

Развивающие:

  • Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» в  старшей  и подготовительной группе под руководством воспитателя первой квалификационной категории Сбитневой Ольги Николаевны.

Участники проекта:

Дети старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители, социум.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный, 1 год (апрель 2014-май 2015г.).

Принципы:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий:

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

 Принцип «спирали»

необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли по восходящей, углубляя и расширяя их.

Принцип интеграции

используется потому, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость, а данный принцип позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Прогнозируемый  результат:

У детей сформируются:

  • знания о лекарственных растениях;
  • осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека
  • представление о правилах поведения в природе, применение их в конкретных жизненных ситуациях;
  • умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности;
  • бережное отношение к природе;

У родителей:

  • появится интерес к окружающей природе родного края;
  • желание приобщить детей  к активному познанию растительного мира;
  • расширятся знания о том, как можно вылечиться и укрепить своё здоровье и здоровье детей   без лекарственных средств.

Продукт проектной деятельности: 

  • Создание гербария лекарственных трав;
  • Создание альбомов: Стихи, загадки о лекарственных травах;
  • Книга «Бабушкины рецепты»
  • Поляна лекарственных трав. 
  • Создание мини-музея лекарственных трав;
  • Коллекция ароматизированных мешочков-Саше.

Реализация проекта:

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

I. Подготовительный

II. Основной

III. Итоговый

I.Подготовительный этап:

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей  с целью выявления уровня сформированности знаний о лекарственных травах (названиях, внешнем виде, пользе, способах применения, правилах сбора)   Приложение №1.

Анализ полученных данных анкетирования родителей показал, что большинство родителей (80%) частично дают знания детям о лекарственных травах, их пользе. Это обусловлено тем, что родители сами не имеют достаточно знаний по данной теме.

  1. беседы  и наблюдения с детьми (с целью выявления  у них сформированности уровня знаний и представлений о лекарственных травах).  Приложение№2.
  2. Определение путей реализации проекта:
  • подбор и изучение программно-методического обеспечения по реализации данного проекта;
  • составление перспективного плана работы по формированию представлений о лекарственных травах у детей;     Приложение №3
  • составление перспективного плана  по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта; Приложение №4
  • разработка конспектов НОД, бесед, сценариев развлечений, викторин, физкультминуток;  Приложение№5.

II этап основной, включает в себя:

  1. НОД с детьми в соответствии с перспективным планом.
  2. Беседы
  3. Чтение художественной литературы. Разучивание загадок и стихов.
  4. Праздники, развлечения. Викторины.
  5. Экскурсии и наблюдения  
  6. Дидактические  игры.
  7. Пополнение развивающей среды.
  8. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  9. Выставки детских работ.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое выявление уровня сформированности знаний по данному вопросу у детей,
  2. повторное анкетирование родителей.
  3. проведение итогов мероприятий.
  4. оформление выстави ароматизированных подушечек «Ароматические Саше».
  5. оформление гербария лекарственных трав и растений.
  6. презентация  опыта работы внутри ДОУ.
  7. проведение открытого занятия на  РМО «Матушка природа-кладовая здоровья»;

Вывод:

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: в ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей сформировались знания о лекарственных растениях,  произрастающих на территории Городецкого района, правилах их сбора, применение для оздоровления организма. Если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу –10 и более.

У детей сформировались элементарные  навыки  бережного отношения к природе и безопасного поведения в природе. Собран  материал о лекарственных растениях нашего района. Совместно с родителями оформлена книга «Бабушкины рецепты», «Именная книга» (иллюстрирована детскими рисунками). У родителей расширились знания о том, как можно вылечиться и укрепить своё здоровье и здоровье детей   с помощью лекарственных растений.

     Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников, коллектив ДОУ, работники библиотеки и аптеки. Сведения о лекарственных растениях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Приложение № 1

Анкета для родителей

" Что Вы знаете о лекарственных растениях?»

  1. Имеете ли Вы  представление о лекарственных растениях?

Да                Нет           Частично

  1. Знаете ли Вы, почему растения получили такое название?                                                                                                                                                                                        
  2. Какие лекарственные растения Вы  знаете?                                                                                                                                                                                                                                         
  3. Знаете ли Вы, какие лекарственные растения растут в Городецком районе? Перечислите их.                                                                                                                                                                                                                                                                 
  4. Как Вы думаете, могут ли лекарственные растения быть опасными?                                                                                                                                                                                                        
  5. Какие ядовитые растения вы знаете?                                                                                                                                                
  6. Знаете ли Вы   простейшие способы использования некоторых растений для лечения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
  7. Где Вы приобретаете лекарственные растения: собираете сами или в аптеке?                                                                                        
  8. Знаете ли Вы правила сбора лекарственных растений? Если да, то какие?                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  9. Какие лекарственные растения используют в вашей семье?                                                                                                                                                                                                                
  10. Рассказываете ли Вы своим детям о пользе лекарственных трав?

Да                       Нет             Иногда

  1. Умеет ли Ваш ребёнок различать и называть лекарственные травы? Сколько? Какие?                                                                                                                                                                                                                                                                                

Приложение №2.

Вопросы для детей:

  1. Какие растения называют лекарственными?

  2. Какие лекарственные растения ты знаешь?

  3. Какие растения целители растут в нашем Городецком районе?

  4. Могут ли лекарственные растения быть опасными?

  5. Какие ядовитые растения ты знаешь?

  6. Как можно использовать лекарственные растения?

  7. Как приготовить «полезный» чай?

  8. Какие правила сбора и обработки лекарственных растений ты знаешь?

  9. Какие лекарственные растения используют в вашей семье?

  10. Знаешь ли ты кто такие - травники, знахари?

Уровни:

Высокий-3б 

У ребенка имеются знания  о лекарственных травах,  уверенно без подсказок воспитателя отвечает на поставленные вопросы.

Средний-2б

У ребёнка имеется определенный объем знаний о лекарственных и растениях, при ответах ребенок допускает ошибки, но при небольшой помощи взрослого замечает их и исправляет.

Низкий-1б

Имеет небольшие по объему, неточные знания о лекарственных и вредных растениях. Ребёнок отвечает неуверенно, подолгу задумывается, с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ или совсем не даёт ответа, ошибок своих не замечает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Зеленая аптека». в старшей компенсирующей группе

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследовани...

Экологический проект "Зеленая аптека"

Формировать  у дошкольников представления о разнообразии растительного мира родного края, его пользе для здоровья....

Зеленая аптека на службе человека.

Формировать  реалистические  представления  о  природе,  расширять  у  детей  знания,  представления  о  травах,  способствовать  разви...

Проект "зеленая аптека под ногами человека"

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста , где дети знакомяться с лекарственными травами и узнают их целебные свойства для нашего организма...

Экологический проект "Зеленая аптека"

Экологический познавательно- экспериментальный проектв группе раннего возраста  «Зеленая аптека» Сроки реализации проекта:  с 24.04.17 по 26.05.(краткосрочный)Разработчик проекта: Гудко...

Экологический проект "Зеленая аптека"

Познавательный, практикоориентированный, среднесрочный групповой проэкт для детей старшего дошкольного возраста...

Экологический проект « Зеленая аптека

laquo;Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны»...