Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Зименко Тамара Александровна

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО.

 

                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Черлакский детский сад № 2 комбинированного вида»

Консультация

«Социально-коммуникативное развитие

детей дошкольного возраста

в условиях ФГОС»

                                       Подготовил: Зименко

                                          Тамара Александровна,

                                     воспитатель высшей

                                                      квалификационной категории

Черлак 2015 г.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Актуальность социально-коммуникативного развития  дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-   развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

-  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

-  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-  формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

-  формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

-  использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

-  реализация общеобразовательной программы;

-  обогащение предметно-пространственной среды.

           Введение ФГОС дошкольного образования  определяет  характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая  уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация  детей на общечеловеческие ценности.

        Развитие  собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются  основные принципы дошкольного образования,

направленные  на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

- содействие и сотрудничество  детей и взрослых, признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей;

 

        ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативное развитие»:

Содержание  направлено:

- на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Выделяется ряд требований к  условиям  реализации образовательной  области

«Социально-коммуникативное развитие»:

          1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые  инновационные  формы   работы

с детьми  по  «Социально-коммуникативному  развитию»

по ФГОС:

Младший дошкольный возраст

-  Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- Организация сюжетных игр;

- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- Игры с моделированием;

- Литература и игра (чтение);

Средний  дошкольный возраст

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Старший дошкольный возраст

- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

- Использование метода проектов.

- Использование метода коллекционирования.

- Использование театрализованной деятельности.

- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

- Самостоятельная деятельность детей.

 3. Инновационные  формы  работы  с  родителями:

- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

- Вечера вопросов и ответов;

- Родительские гостиные;

- Тренинги по запросам родителей;

- Клубы по интересам;

- Родительские конференции;

- Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

- Творческие выставки и фотовыставки;

- Тематические вечера и викторины;

- Совместные досуги;

- Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

- Совместное создание мини-музеев.

4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- Создание   атмосферы  доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- Обучение   умению  слушать и слышать другого;

- Развитие  умения  использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- Развитие  у детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях;

- Обучение  умению  использовать  формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- Воспитание  доброжелательного  отношения  к сверстникам;

- Формирование  чувства симпатии между участниками общения;

- Объяснение  детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

- Обучение  умению детей владеть собой;

- Развитие  умения  анализировать ситуацию;

- Целенаправленное  формирование  у детей коммуникативных  навыков.

         ФГОС  направлены  на повышение качества и статуса  дошкольного  образования  что  соответственно,  предусматривает профессиональное  развитие  педагогических работников,  повышение их профессиональных и личностных компетенций.  Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог  должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста условий для успешной адаптации к школьному обучению.

Игровое занятие «Сказочный мир», проводится в рамках развивающей образовательной программы «Дорога в школу!» по предшкольной подготовке воспитанников подготовительной группы....

КОНСПЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОГЛАСНО ФГОС)

данная информация поможет создать условия организации различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Закрепить познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие дошкольников. У...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; стан...

Конспект развлечения по ПДД для детей младшего дошкольного возраста по ФГОС

Конспект развлечения по ПДД для детей младшего дошкольного возраста по ФГОС...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Консультация "Социально- коммуникативное развитие детей 3-4 лет"

Консультация "Социально- коммуникативное развитие детей 3-4 лет"...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....