Главные вкладки

    Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
    консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

    Зименко Тамара Александровна

    Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО.

     

                                           

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Черлакский детский сад № 2 комбинированного вида»

    Консультация

    «Социально-коммуникативное развитие

    детей дошкольного возраста

    в условиях ФГОС»

                                           Подготовил: Зименко

                                              Тамара Александровна,

                                         воспитатель высшей

                                                          квалификационной категории

    Черлак 2015 г.

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

    Актуальность социально-коммуникативного развития  дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

    В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

    Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

    - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

    -  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    -   развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

    -  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

    -  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

    -  формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

    -  формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

    Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

    -  использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

    -  реализация общеобразовательной программы;

    -  обогащение предметно-пространственной среды.

               Введение ФГОС дошкольного образования  определяет  характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая  уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация  детей на общечеловеческие ценности.

            Развитие  собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

    Выделяются  основные принципы дошкольного образования,

    направленные  на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

    - содействие и сотрудничество  детей и взрослых, признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    - приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    - учёт этнокультурной ситуации развития детей;

     

            ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативное развитие»:

    Содержание  направлено:

    - на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

    - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

    - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

    - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

    - формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

    Выделяется ряд требований к  условиям  реализации образовательной  области

    «Социально-коммуникативное развитие»:

              1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

    - Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

    - Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

    - Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

    - Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

    - Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

    2. Рекомендуемые  инновационные  формы   работы

    с детьми  по  «Социально-коммуникативному  развитию»

    по ФГОС:

    Младший дошкольный возраст

    -  Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

    - Организация сюжетных игр;

    - Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

    - Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

    - Игры с моделированием;

    - Литература и игра (чтение);

    Средний  дошкольный возраст

    - Организация сюжетно-ролевых игр;

    - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

    - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

    - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

    Старший дошкольный возраст

    - Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

    - Использование метода проектов.

    - Использование метода коллекционирования.

    - Использование театрализованной деятельности.

    - Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

    - Самостоятельная деятельность детей.

     3. Инновационные  формы  работы  с  родителями:

    - Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

    - Вечера вопросов и ответов;

    - Родительские гостиные;

    - Тренинги по запросам родителей;

    - Клубы по интересам;

    - Родительские конференции;

    - Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

    - Творческие выставки и фотовыставки;

    - Тематические вечера и викторины;

    - Совместные досуги;

    - Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

    - Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

    - Совместное создание мини-музеев.

    4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

    - Создание   атмосферы  доброжелательности, взаимопонимания и любви;

    - Обучение   умению  слушать и слышать другого;

    - Развитие  умения  использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

    - Развитие  у детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях;

    - Обучение  умению  использовать  формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

    - Воспитание  доброжелательного  отношения  к сверстникам;

    - Формирование  чувства симпатии между участниками общения;

    - Объяснение  детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

    - Обучение  умению детей владеть собой;

    - Развитие  умения  анализировать ситуацию;

    - Целенаправленное  формирование  у детей коммуникативных  навыков.

             ФГОС  направлены  на повышение качества и статуса  дошкольного  образования  что  соответственно,  предусматривает профессиональное  развитие  педагогических работников,  повышение их профессиональных и личностных компетенций.  Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог  должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОГЛАСНО ФГОС)

    данная информация поможет создать условия организации различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Закрепить познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие дошкольников. У...

    Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ФГОС.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; стан...

    Конспект развлечения по ПДД для детей младшего дошкольного возраста по ФГОС

    Конспект развлечения по ПДД для детей младшего дошкольного возраста по ФГОС...

    Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

    Статья на тему: Патриотическом воспитание детей дошкольного возраста по ФГОС ДО

    Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерностин...

    Физическое развитие детей дошкольного возраста и ФГОС

    Курсы повышения квалификации "Психолого - педагогические основы развития и воспитания дошкольников в контексте перехода на ФГОС ДО" , январь - март 2015г.  Зачетная работа, презентация " Физическ...

    Консультация "Социально- коммуникативное развитие детей 3-4 лет"

    Консультация "Социально- коммуникативное развитие детей 3-4 лет"...