Консультация "Социально- коммуникативное развитие детей 3-4 лет"
консультация

Анжелла Фанисовна Андреева

Консультация "Социально- коммуникативное развитие детей 3-4 лет"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Социально-коммуникативное развитие детей

3-4 года»

Цель: дать родителям представление о развитии детей.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач: 

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 

- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; 

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада; 

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. 

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества. 

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию. 

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах 

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей. 

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого. 

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности 

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. 

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.). 

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек. 

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития. 

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней. 

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта. 

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов. 

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания. 

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые. 

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления. 

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности 

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной. 

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков. 

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты. 

Организованная непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике. 

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением. 

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат. 

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи. 

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. 

В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. 

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 

- социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к всеобщему социальному и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры; 

- дошкольный возраст является сензитивным периодом (наиболее благоприятным) в социальном развитии человека; 

- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми; 

- компонентом социального развития дошкольника являются социальные навыки (социально - бытовые и коммуникативные), которые формируются в разнообразной деятельности дошкольников, в их общении со взрослыми и сверстниками. 

Советы родителям, заинтересованным в формировании социально-коммуникативного развития ребенка: 

«Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос. 

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребенке инициативу. Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!» 

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). 

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!» 

Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него коммуникативную активность:

«Имя» 

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас. 

«Жмурки» 

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д. 

«Зеркало» 

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. 

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать. 

Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте. 

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития ребенка. 

Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом. 

Любите своего ребенка!

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Введение

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

 Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В дошкольном возрасте зарождаются и активно развиваются основы социально – коммуникативного развития и опыт первых отношений с другими
людьми становится фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Поэтому особенная ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей, в первую очередь, возлагается на семью и дошкольное учреждение.

Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

 Возрастные особенности социально- коммуникативного развития детей  2-3 лет.

В возрасте 2-3 лет у детей постепенно уменьшается непроизвольное подражание. Увеличивается количество стимулов, вызывающих положительные эмоции (другие люди, игры, игрушки, деятельность, слова-оценки взрослых).

Особое место занимают социальные эмоции (появляется более устойчивое отношение к определенным лицам – симпатии, антипатии, страх и т. п.). Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием. Упал, ушибся – плачет, не выспался, голоден, давит тесная обувь, царапает шерстяной свитер – хнычет, капризничает, ноет. Как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается. Дети реагируют плохим настроением на изменение погоды, перепады давления, магнитные бури. В этом возрасте впервые появляются первые страхи – темноты, чудовищ, собак и др.

У ребенка формируется образ-Я, знания ребенка о себе: (девочка или мальчик, «Я – хороший», «Я – большой»); складывается отношение к себе («гордость за собственные достижения») появляются эмоции стыда: ребенок переживает, что потерял положительное мнение о себе; у него обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого; попытки преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи.

Приобретает интенсивное развитие ситуативно-деловая форма общения с взрослыми. Это приводит к изменению взаимоотношений со взрослыми, возникает деловое, практическое сотрудничество.

Продолжается развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками. Возникает предсотрудничество со сверстниками, характерна «игра рядом, но не вместе». Формируется и выборочное отношение к детям, складываются первые «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивые и немногочисленные).

Дети тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких,   попрежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.

К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения «ребенок – взрослый», перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направленных на расширение самостоятельности.

Детям свойственна импульсивность поведения, они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости контролировать свои и чужие поступки. Появляется стремление к самостоятельности: «Я-сам».

На данном этапе жизни главная роль взрослого в социально-коммуникативном развитии ребенка заключается в предупреждении кризиса 3-х лет, который появляется как реакция на ограничение детской самостоятельности.

Для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению воспитатель
обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе. Побуждая ребенка к
действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в
доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке взрослых. 
Очень важно в ходе взаимодействия выделять положительные черты. Говорить о чувствах, возникающих в подобных ситуациях. Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
Проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной
деятельности, игре, развлечении. С этой целью дети включаются в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и др.

Цели и задачи социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет.

Основной целью социально-коммуникативного развития является своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и  старшими, а так же

к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом. Конечная цель- социализация ребенка-может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам.

Задачи образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»:
Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду,
поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.
Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре
представления об окружающей действительности.
Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям
помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об
их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных
эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском
саде.
Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о
своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать
самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым
поведение.

Содержание образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях:

Развитие игровой деятельности.

Трудовое воспитание.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Нравственно- патриотическое  воспитание детей.

1) Развитие игровой деятельности

Игра – не развлечение, а ведущий вид детской деятельности дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО, игра становится особой формой социализации ребёнка. Именно в игре дети проходят «школу» социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребенка. Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Сюжетно-ролевые игры

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать  играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные

игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать

движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические игры

Обогащать в играх с дидактическим  материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.

2) Нравственно патриотическое воспитание детей

Нравственно патриотическое воспитание –  это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста происходит через знакомство с семьей. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.

Сформировать у детей представление о себе, о членах семьи и учить детей правильно называть членов семьи.

Развивать семейное творчество.

Вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание генеалогического древа, воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию  взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

3) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на
основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любозна-
тельность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с
детьми.

Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не  разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д.

Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!

Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.

С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения.

Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.

Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.

Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в авгобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим;  слушаться взрослых и т. д.).

Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».

Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с  разрешения взрослых.

Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.

 4) Трудовое воспитание

Трудовое воспитания  – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. 
Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Развивать умение совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

Показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

Достижения ребенка ( Что нас радует).

1. Имеет элементарные представления о себе (называет свое имя, выражает свои желания); стремится самостоятельно выполнять действия – «я сам»;

2. В разных жизненных ситуациях проявляет различные эмоции и чувства (нежность, любовь к ближнему, сострадание, жалость, обида, гнев, боязнь); способен понять эмоциональные состояния взрослых и детей (радость или печаль);

3. Отличает в социальном окружении значимых родных, близких от незнакомых людей; использует различные способы общения (речь, жесты, мимика) со взрослыми и сверстниками;

4. Имеет представление о своей семье, знает имена родных (мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки) относится ко всем членам семьи с уважением и любовью;

5. Проявляет готовность играть со сверстниками; доброжелательно относится к ним;

6. К незнакомым людям относится с интересом, изъявляет желание познакомиться с ними;

7. Отражает в игровой деятельности взаимоотношения между людьми; по предложению взрослого и в самостоятельной игре выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как продавец);

8. Осознает, что взрослый является организатором совместных действий, помощником, образцом;

9. Придерживается элементарных правил культурного поведения (благодарит за услугу, помощь, просит об услуге) ориентируется в понятиях «хорошо» и «плохо»;

  1. Оценивает поведение других людей, героев знакомых произведений

     («хороший», «плохой», исходя из конкретной ситуации (Маша угостила

     конфетой – она хорошая; Саша ударил котика – он плохой)

Поведение ребенка, которое вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  1.  Ребенок проявляет недоверие к окружающим, избегает общения, речь развита слабо;
  2. Игровые действия с игрушкой кратковременны, быстро теряет интерес к своей игре, отнимает игрушки у детей, общее эмоциональное состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам и взрослым;
  3.  Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично, игровые действия однообразны, выполняет некоторые действия самообслуживания, но только совместно или по предложению взрослого;
  4. Наблюдение за взрослыми сверстниками не вызывает у ребенка интереса.

Советы родителям по социально-коммуникативному развитию детей 2-3 лет

Для эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет родителям можно посоветовать следующее:

1. Верьте в своего ребенка, помогайте ему в преодолении трудностей, защищайте и уважайте его интересы;

2. Воспитывайте у ребенка уверенность в собственных силах; предоставляйте ему возможность удовлетворять потребности в движении, игре; уважайте право на проявление положительных и отрицательных эмоций;

3. Учите понимать настроение других людей и адекватно реагировать на него (расстроенный человек – нужно успокоить, пожалеть);

4. Расширяйте круг общения ребенка, поощряйте его к знакомству и совместным играм с другими детьми, взрослыми; играйте вместе на игровой площадке, посещайте детские центры развлечений;

5. Старайтесь придерживаться единых требований в воспитании ребенка (со стороны всех членов семьи); будьте последовательными, уравновешенными, не используйте в практике частые запреты. Если не позволяете что-то делать, обязательно объясняйте свое мнение доступным ребенку языком;

6. Помните, что Ваше поведение должно быть образцом для подражания ребенком. Он принимает как правильные, так и неправильные поступки взрослых и отражает их в играх с куклой, а в будущем – переносит на взаимоотношения с близкими и детьми. Примером для подражания является спокойный и ласковый тон взрослых, их вежливое обращение друг к другу, приветливое отношение к окружающим, справедливая оценка поступков и эмоциональное реагирования на них (что хорошо, а что плохо, интерес к детям, доброжелательность в отношениях с людьми;

7. Старайтесь обеспечить легкое прохождение адаптационного периода к новым условиям жизни ребенка в детском саду.

Заключение

На этапе 2-3 лет общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.

Общение с окружающими людьми формируется в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у ребенка в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.

Развитие коммуникативных умений и навыков ребенка формируется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками.

С развитием речи общение ребенка становится более совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но, в первую очередь, от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации.

Литература

Программы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.

Методические пособия:

Буре, Р.С  Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс./ Под. ред.  

О.Л. Зверевой.- М.: Айрис-Пресс, 2004.

Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. /Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.-М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

«Зайчонок в гостях у детей» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во II младшей группе

«Зайчонок  в гостях у детей» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во II младшей группе...

Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр».

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр»....

Материалы по социально - коммуникативному развитию детей. «Использование коммуникативных игр в работе с детьми с ОВЗ»

Игра помогает социализировать детей в среде сверстников. Она помогает в решении коррекционно-развивающих задач и с детьми с ОВЗ...