Главные вкладки

    Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
    статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Мордик Инна Сергеевна

    Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие кооммуникативных способностей - одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5

                                                                    Доклад

    На тему: «Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей»

                                                                                                         Воспитатель: Мордик И.С.

                                                               г. Кашира 2012 г.

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.

       Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

    Развитие коммуникативных способностей – одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.

     Цель и задачи

     Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

     Данная цель достигается через решение следующих задач:

    – развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    – развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

    – практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Дети 6-7 лет

    Формирование словаря

    - продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

    - побуждать детей интересоваться смыслом слов.

    - совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

    - помогать детям осваивать выразительные средства языка.

    Звуковая культура речи

    - совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

    - отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

    - совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

    - отрабатывать интонационную выразительность речи.

    Грамматический строй речи

    - продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

    - совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

    - помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если, если бы и т.д.).

    Связная речь

    - продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    - формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.

    - развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

    - совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

    - помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

    - развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

    - продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

    Подготовка к обучению грамоте

    - дать представления о предложении .

    - упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

    - формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

    - учить составлять слова из слогов (устно).

    - учить выделять последовательность звуков в простых словах.

     Практическое овладение нормами речи

    Воспитывать культуру речевого общения.

    - напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

    - развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

    - использование в повседневной жизни формул речевого этикета

    . Формы организации детей.

     В процессе развития коммуникативных способностей ребенка  использую  следующие формы  организации детей:

    - беседы

    - игровая ситуация

    - дидактическая игра

    - игра-драматизация

    -ситуативный разговор с детьми

    - наблюдение на прогулке

    - разучивание стихов, потешек

    - сочинение загадок

    - разновозрастное общение

            -все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

     Развитие коммуникативных способностей детей осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском  саду. Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании воспитателя.          Формы организации образовательной области «Коммуникация».

    1.        Занятие по развитию речи (по подгруппам, фронтально, индивидуально);

    2.        Индивидуальная работа с ребенком;

    3.        Коллективные работы;

    4.        Совместные работы 2 – 3 детей;

    5.        Тематические занятия;

    6.        Пальчиковая гимнастика;

    7.        Дидактические игры;

    8.        Физминутки;

    9.        Интегрированная деятельность;

    10.        Сюрпризные моменты.

    11.        Досуги, праздники

    12.        Вечера поэзи

    Приемы организации образовательной области «Коммуникация».

    1.        Объяснение;

    2.        Напоминание,

    3.        Пояснение;

    4.        Беседа;

    5.        Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;

    6.        Рассматривание иллюстраций и картин;

    7.        Рассказ воспитателя;

    8.        Экскурсии;

    9.        Выставки;

    10.        Чтение произведений;

    11.        Дидактические игры;

    12.        Художественное слово;

    13.        Повторение;

    14.        Коммуникативные тренинги;

    15.        Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

    16.        Речевые задания и упражнения;

    17.        Артикуляционная гимнастика;

    18.        Игры-драматизации;

    19.        Показ театров;

    20.        Проектная деятельность;

    21.        Экспериментирование;

    22.        Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;

    Наглядно – образный материал

    1.        Иллюстрации и репродукции;

    2.        Наглядно - дидактический материал;

    3.        Игровые атрибуты;

    4.        «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

    5.        Стихи, загадки;

    6.        Открытки для рассматривания

    Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.  Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).     Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.  Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает.  

    Поэтому основная роль по развитию устной речи  лежит на  воспитателях, логопеде.  

    Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.  Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.  

    Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи),  я использую некоторые игры, развивающие устную речь ребёнка:

    * Испорченный телефон.

    * Съедобное - несъедобное.

    * Назвать любые слова на определённую букву

    * Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

    * Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

    * Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

    * Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

    * Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

    * Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.)

    * Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

    Таким образом развивая устную речь ребёнка я стараюсь:

    1 Создавать условия для развития устной речи детей в общении со взрослыми и сверстниками

    2 Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.

    3. Задавать детям образцы правильной литературной речи: речь должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаються разнообразные образцы речевого этикета.

    4. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    5. Наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправлять их.

    4. Обеспечивать детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей.

     5. Помочь ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.

      6. Обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); познакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.

    5.  Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

    6.  Развивать у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей ;поощрять детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организовывать диалоги между детьми и со взрослыми.

    7.  Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

    8.  Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.ёнок излагает свои мысли.

      Процесс обучения детей в школе во многом зависит  от уровня развития компонентов устной  речи.

          Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если   дети:        

    1.     Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

    2.     Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

    3.     Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

    4.     Умеют читать.

      Причины низкого уровня развития  

    1.    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи

    2.    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

    3.    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

    4.    Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

    5.    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

    6.    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

    7.    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.    

                                 

                     

                       Факторы успешного речевого развития

                                 (памятка для родителей)

    *Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

    *Создавать условия для общения с другими детьми.

    *Речь взрослого – пример для подражания.

    *Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

    *Совместные игры взрослого и ребёнка.

    *Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

    *Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

    *Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

    *Рассказывание стихов руками

                         

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

    Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

    laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

    Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг  с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются бл...

    Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

    Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...