Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Мордик Инна Сергеевна

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие кооммуникативных способностей - одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5

                                                                Доклад

На тему: «Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей»

                                                                                                     Воспитатель: Мордик И.С.

                                                           г. Кашира 2012 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.

   Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Развитие коммуникативных способностей – одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.

 Цель и задачи

 Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

 Данная цель достигается через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Дети 6-7 лет

Формирование словаря

- продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

- побуждать детей интересоваться смыслом слов.

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

- отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если, если бы и т.д.).

Связная речь

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.

- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

- совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

- помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

- дать представления о предложении .

- упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

- формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

- учить составлять слова из слогов (устно).

- учить выделять последовательность звуков в простых словах.

 Практическое овладение нормами речи

Воспитывать культуру речевого общения.

- напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

- развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

- использование в повседневной жизни формул речевого этикета

. Формы организации детей.

 В процессе развития коммуникативных способностей ребенка  использую  следующие формы  организации детей:

- беседы

- игровая ситуация

- дидактическая игра

- игра-драматизация

-ситуативный разговор с детьми

- наблюдение на прогулке

- разучивание стихов, потешек

- сочинение загадок

- разновозрастное общение

        -все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

 Развитие коммуникативных способностей детей осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском  саду. Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании воспитателя.          Формы организации образовательной области «Коммуникация».

1.        Занятие по развитию речи (по подгруппам, фронтально, индивидуально);

2.        Индивидуальная работа с ребенком;

3.        Коллективные работы;

4.        Совместные работы 2 – 3 детей;

5.        Тематические занятия;

6.        Пальчиковая гимнастика;

7.        Дидактические игры;

8.        Физминутки;

9.        Интегрированная деятельность;

10.        Сюрпризные моменты.

11.        Досуги, праздники

12.        Вечера поэзи

Приемы организации образовательной области «Коммуникация».

1.        Объяснение;

2.        Напоминание,

3.        Пояснение;

4.        Беседа;

5.        Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;

6.        Рассматривание иллюстраций и картин;

7.        Рассказ воспитателя;

8.        Экскурсии;

9.        Выставки;

10.        Чтение произведений;

11.        Дидактические игры;

12.        Художественное слово;

13.        Повторение;

14.        Коммуникативные тренинги;

15.        Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

16.        Речевые задания и упражнения;

17.        Артикуляционная гимнастика;

18.        Игры-драматизации;

19.        Показ театров;

20.        Проектная деятельность;

21.        Экспериментирование;

22.        Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;

Наглядно – образный материал

1.        Иллюстрации и репродукции;

2.        Наглядно - дидактический материал;

3.        Игровые атрибуты;

4.        «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

5.        Стихи, загадки;

6.        Открытки для рассматривания

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.  Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).     Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.  Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает.  

Поэтому основная роль по развитию устной речи  лежит на  воспитателях, логопеде.  

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.  Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.  

Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи),  я использую некоторые игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Съедобное - несъедобное.

* Назвать любые слова на определённую букву

* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Таким образом развивая устную речь ребёнка я стараюсь:

1 Создавать условия для развития устной речи детей в общении со взрослыми и сверстниками

2 Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.

3. Задавать детям образцы правильной литературной речи: речь должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаються разнообразные образцы речевого этикета.

4. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

5. Наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправлять их.

4. Обеспечивать детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей.

 5. Помочь ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.

  6. Обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); познакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5.  Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.  Развивать у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей ;поощрять детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организовывать диалоги между детьми и со взрослыми.

7.  Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8.  Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.ёнок излагает свои мысли.

  Процесс обучения детей в школе во многом зависит  от уровня развития компонентов устной  речи.

      Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если   дети:        

1.     Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

2.     Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3.     Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

4.     Умеют читать.

  Причины низкого уровня развития  

1.    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи

2.    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

3.    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4.    Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

5.    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6.    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7.    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.    

                             

                 

                   Факторы успешного речевого развития

                             (памятка для родителей)

*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

*Создавать условия для общения с другими детьми.

*Речь взрослого – пример для подражания.

*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

*Совместные игры взрослого и ребёнка.

*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

*Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

*Рассказывание стихов руками

                     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...

Выступление на педагогическом совете «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»...