Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Кобзарева Ирина Николаевна
Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.  Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература.  Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.  Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_7_starshaya.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 317»

Утверждаю

Зав. МБДОУ № 317

_________И. Н. Баринова.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевой и коммуникативной деятельности

(На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Образовательная область «Речевое развитие»

Старшая логопедическая группа №7

В. В. Гербова

Автор-составитель:

Кобзарева И. Н.

Сизонова Ю. К.

2021-2022 учебный год 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:  

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"

(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014)

Комментарии к ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 08-249 от 28.02.14)

Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и среднего образования РО № 24\4.1.1-5025 от 14.08.15)

СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года

Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01, регистрационный № 5475,  № 0003124, выдана 12 августа 2015 года)

Устав МБДОУ №317 Основной образовательной программы МБДОУ № 317

Направленность: образовательная область «речевое развитие»   

Цель:  

Развитие речи.

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

Задачи:

Развивающая речевая среда.

  • Продолжать развивать речь как средство общения.
  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
  • Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
  • В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).  
  • Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному  

(белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,  с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.  

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.  

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.  

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Принципы: 

  1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
  2. индивидуализация дошкольного образования;
  3. сотрудничество детей и взрослых, ребенок - субъект образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) возрастная адекватность дошкольного образования.

Объем программы составляет: 1 раза в неделю, 4 занятий в месяц, 36 академических часа. 

Формы реализации.

Cистема работы включает: беседы, наблюдения, игровые занятия,  экскурсии, элементарные опыты, проблемно-игровые ситуации,  викторины, сочинение загадок и сказок, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно – прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  • Специальным образом, созданная предметно – пространственная среда в группе, организованная в виде разграниченных зон (центров), оснащенная следующими развивающими материалами:  

Речевой центр

 

Д/и на уточнение качеств предметов и явлений – н-р Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий. (Дидактическое лото «Что для чего»); на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).

Картинки перевертыши на многозначные слова (открывают дверь шариковой ручкой, на ежике – швейные иглы и пр); игры на уточнение понятий – «Кто что делает?» (котенок – лакает, петух – кукарекает)

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей

Карточки на произнесение согласных звуков

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

Разрезные контурные картинки (4-6 частей)

Набор карточек с изображением предмета и названием.

 

-организация образовательного процесса предполагает проведение фронтальных занятий - 1 раза в неделю не более 25 минут; 

-совместную деятельность педагога с детьми (НОД, беседа, игровые занятия, проблемно-игровые ситуации);

-самостоятельную деятельность детей;

-проведение занятий сопровождается использованием дидактически – наглядного материала  

-конструктивное взаимодействие с семьей (родительские собрания, анкетирование, беседы, консультации).

  • проведение контрольно–диагностических занятий – в конце учебного года.

Прогнозируемые результаты: 

Дети умеют:

Объяснять правила игры; аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника.  Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.  

Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.  

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.  

Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.  

Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.  

Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.  Вспомнить 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки. Назвать любимого детского писателя.

 Материальное обеспечение: методическая литература, дидактический – наглядный материал, рабочие тетради, прописи., аудио аппаратура.

 Используемая литература   Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Примерная образовательная программа «От рождения до школы»- М, «Мозаика-Синтез, 2012г.;. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. О.С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет;  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет.- Мозаика-Синтез,2016.  

Учебно-тематический план

Составлен в соответствии с расписанием НОД на 2021-2022 учебный год.        

ЗАНЯТИЯ

ТЕМА,

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

         ДАТА

 ПРОВЕДЕНИЯ

1

Пересказ рассказа

«В раздевалке»,

 составленного

по демонстрируемым

действиям.

О. С. Гомзяк, стр. 5

Закрепление умения согласовывать существительные

Притяжательными местоимениями

МОЙ, МОЯ. 

Развитие

слухового

внимания и восприятия

на неречевых звуках.

03.09.2021

2

Составление

рассказа «Как мы играли» по

демонстрируемым

действиям.

О. С. Гомзяк. стр. 5

Отработка падежных окончаний имен существительных

единственного числа.

Преобразование

существительных в

именительном падеже

единственного числа

во множественное.

Развитие слухового

внимания и восприятия

на речевых звуках.

10.09.2021

3

Мы – воспитанники старшей группы.

Гербова В.В., стр30

 Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Получить представление о знаниях, умениях, навыках в

соответствии с задачами программы.

17.09.2021

4

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «подскажи слово».

Гербова, В.В., стр. 82

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов – антонимов.

Звук и буква «З».

24.09.2021

5

Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Гербова, В.В., стр. 35

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Звук и буква А и У.

01.10.2021

6

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

О. С. Гомзяк, стр. 20

Согласование существительных

прилагательными

числе, падеже.

Звук и буква А.

08.10.2021

7

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

О. С. Гомзяк, стр. 25

Согласование

существительных

притяжательными

местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ.

Звуки У – А.

15.10.2021

8

Пересказ рассказа

«Богатый урожай»

с использованием серии сюжетных картин.

О. С. Гомзяк, стр.29

Согласование

Существительных с

Прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи

простых предлогов: на – с, – из.

Звук и буква П.

22.10.2021

9

Пересказ рассказа Я.

Тайца «По ягоды» с

использованием

предметных картинок

О. С. Гомзяк. стр.33

Преобразование

существительных в

именительном падеже

единственного числа во

множественное число;

«Звук и буква П»

29.10.2021

10

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

О. С. Гомзяк, стр.36

Упражнение в

употреблении формы

множественного числа

имен существительных в

родительном падеже.

«Звук и буква П»

12.11.2021

11

Составление

описательного

рассказа об одежде с

опорой на схему

О. С. Гомзяк, стр.39

Упражнять детей в образовании

существительных с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами –ик,- чик,-

ечк,- очк,- еньк,- оньк.

«Звук и буква О»

19.11.2021

12

Составление рассказа

«Как солнышко ботинок нашло» из серии сюжетных картин

О. С. Гомзяк, стр.43

Активизировать словарь

детей по теме, развивать

связную речь.

Упражнять детей вподборе слов,

противоположных по

значению.

«Звук и буква И»

26.11.2021

13

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок

 О. С. Гомзяк, стр.47

Образование прилагательных от существительных; закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными

«Звук и буква Т»

03.12.2021

14

Обучение рассказыванию по картине «Зимние забавы».

Гербова В.В., стр. 72

Закрепление употребления предлогов движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; образовывать глаголы прошедшего времени.

Звук и буква «Г».

10.12.2021

15

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации О. С. Гомзяк, стр.55

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным; закреплять навык употребления

существительных в род. падеже.

Звук и буква К

17.12.2021

16

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

Гербова В.В., стр. 91

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Звук и буква «Ф».

24.12.2021

17

Беседа по сказке

П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку..

Гербова В.В., стр. 68

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Звук и буква «Кь».

14.01.2022

18

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Гербова В.В., стр. 57

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Звук и буква «Т».

21.01.2022

19

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы 

О. С. Гомзяк стр.68

Образовывать глаголы и закреплять знания о голосах птиц;

образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшит.-ласкат. суффиксов; закреплять употребление существительных в им. и род. падежах мн. ч.

Звук и буква Б

28.01.2022

20

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам О. С. Гомзяк, стр.75

Согласование имён числительных два и пять с существительными; согласование существительных с глаголами ед. и мн. ч.

Звук и буква Э

04.02.2022

21

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик с использованием опорных предметных картинок» 

О. С. Гомзяк, стр.80

Образование приставочных глаголов движения; употребление им. существительных в форме косвенного падежа.

Звуки Гь – Г. Буква Г

11.02.2022

22

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» 

О. С. Гомзяк, стр.84

Употребление глаголов в прошедшем времени; подбор сходных и противоположных по значению слов; выделение из текста однокоренных слов

Звук Ль. Буква  Л

18.02.2022

23

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» 

О. С. Гомзяк, стр.88

Образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными

Звук и буква Ы

25.02.2022

24

Чтение стихотворения о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». Гербова В.В., стр. 99

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Звук и буква «С - Ш».

04.03.2022

25

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…».

Гербова В.В., стр. 93

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать

Звук и буква «В-Ф».

11.03.2022

26

Составление

описательных

рассказов о

профессиях

с использованием

схемы.

О. С. Гомзяк, стр.99

Закреплять у детей употребление имен существительных в

творительном падеже.

Упражнять в образовании имен

Существительных множественного числа родительного падежа.

«Звук и буква Э»

18.03.2022

27

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

О. С. Гомзяк, стр.104

Развивать фантазию,

воображение, импровизационные

навыки, вызывать у детей радостный эмоциональный настрой.

«Звук и буква И»

25.03.2022

28

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин

О. С. Гомзяк, стр.108

Формирование навыка

составления предложений

по двум опорным словам.

Упражнять детей в

назывании хлебобулочных изделий.

«Звук З. Буква З»

01.04.2022

29

Пересказ рассказа Е.

Пермяка

«Как Маша стала

большой»

О. С. Гомзяк, стр.112

Упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению к прилагательным и

глаголам.

Упражнение в образовании

относительных прилагательных

«Звук и буква Н»

08.04.2022

30

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни».

Гербова В.В., стр.110

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта

Звук и буква «Ль».

15.04.2022

31

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».

Гербова В.В., стр. 92

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

Звук и буква «Фь».

22.04.2022

32

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Гербова В.В., стр.102

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная..».

Звук и буква «Х».

29.04.2022

33

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа

О. С. Гомзяк, стр.115

Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в

множественное число.

«Звук и буква О»

06.05.2022

34

Составление описательного рассказа о насекомых

с использованием

схемы.

О. С. Гомзяк, стр.132

Развитие умения употреблять

существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Упражнять детей в отгадывании насекомых.

Звук и буква «Ль».

13.05.2022

35

Составление рассказа

«Лето красное

пришло» по

сюжетной

картине.

О. С. Гомзяк, стр.136

Закрепление умений

образовывать глаголы в

прошедшем времени.

Развитие словаря синонимов.

Развивать логическое мышление и связную речь.

«Звук и буква Н»

20.05.2022

36

Повторение пройденного материала.

Гербова В.В., стр.111

Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).

Звук и буква «Ль».

27.05.2022

Итого:

36 часов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

Уровень овладения программой определяется в ходе проведения диагностических занятий в сентябре и мае учебного года в соответствии с авторской методикой В.В. Гербовой по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».

В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической  частью, заключением,...

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг  с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются бл...