Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.
консультация по теме

Гамова Ирина Валентиновна

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг  с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа  для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития  всех сторон речи  детей дошкольного возраста является художественная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_chteniya_hudozhestvennoy_literatury_na_razvitie.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей».

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа  для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития  всех сторон речи  детей дошкольного возраста является художественная литература.

Не секрет, что обучающиеся начальной школы мало читают, не могут грамотно выражать  свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно на педагога  дошкольного учреждения ложится ответственность за развитие речи ребенка. Воспитателю необходимо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его речи:

-воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя речи;
-формирование лексического строя речи (словаря);
-развитие связной речи.

Звуковая культура речи. Большими помощниками в воспитании звуковой культуры речи являются малые литературные формы: скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. С их помощью можно работать  над  речевым дыханием, развивать силу и диапазон голоса, улучшить дикцию детей,  уточнить произношение различных звуков. Например, при разучивании скороговорки «У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани» закрепляется произношение звука «С». В своей работе воспитателю необходимо как можно чаще произносить скороговорки, потешки, маленькие стишки, чтобы дети услышали музыкальность, ритмичность, образность выражений. Малые литературные формы, наверное, и придуманы народом для того, чтобы мы с вами  правильно и отчетливо произносили все звуки родного языка.

Формирование грамматического строя речи включает в себя:

- морфологию (изменение слов по временам, числам, родам, лицам).

-словообразование.

-синтаксис (построение различных предложений).

Например, при чтении русской  народной сказки «Заяц – хваста» мы показываем все богатство грамматического строя речи:

-образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей (заяц- зайцы-зайцев);

-образование существительных при помощи суффикса -ищ-

не зубы, а зубищи,

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи;

-наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать, а он сидел  под корягой».

При анализе этой сказки воспитателю стоит показать все разнообразие грамматики. Вкладывая определенный смысл  в слова,  можно много рассказать о главных героях этой сказки. В детской  художественной литературе много таких сказок. Было бы желание использовать этот материал в работе с детьми.

Формирование лексического строя речи (словаря)

При чтении художественной  литературы, дети знакомятся с совершенно новыми словами, которые не используются в повседневной речи.

Педагогу необходимо объяснить смысл этих слов для того чтобы ввести их в разговорную речь детей. Необыкновенно богаты фразеологическими оборотами  и  образными выражениями русские народные сказки.  Например, «конь вороной», «солнце ясное», «молодец-удалец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Если ребёнок будет постоянно слышать эти выражения в сказках, делает их достоянием собственной речи. Конечно же, есть литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть в словах другое содержание, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки! Тоже находка для развития речи детей.Например, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте».  Помимо основного значения глагола идти  («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм часов.

Развитие связной речи

И родителям, и воспитателям очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Большой потенциал в развитии связной речи детей дошкольного возраста имеют сказки, рассказы, стихотворения.  При пересказе литературных текстов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки. Большое значение в развитии связной речи дошкольников имеет заучивание наизусть стихотворений.  Ритмичность и напевность стихотворений развивает  у детей способность замечать все богатство русского языка, его красоту.  Педагогам необходимо обращать внимание детей на содержание произведений, учить малышей выразительному чтению стихотворений. Примером  этому служит правильное чтение литературного произведения самим воспитателем. Необходимо обращать внимание детей на выбор правильной интонации, верно расставленные  логические ударения, соблюдение  пауз.  Декламируя стихотворения дети учатся управлять своим голосом (повышать или понижать его там, где это нужно). Можно уверенно говорить о том, что стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Ничто так не развивает устную речь, как театрализованная деятельность детей. Художественная литература дает богатый материал для художественно-речевой деятельности. Дети разыгрывают знакомые им произведения, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов. При работе над ролью, необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Педагог обращает внимание  то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.  

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются книгой. Однако не стоит забывать, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее запоминающимся.

Педагогу необходимо раскрыть замысел произведения, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Поэтому,  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Педсовет «Коммуникативно - личностные способности детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».

Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, пед...

Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...