Главные вкладки

    Педсовет «Коммуникативно - личностные способности детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».
    консультация на тему

    Хмурова Ольга Александровна

    Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet_kommunikatsiya.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №8 «Звёздочка» г. Мантурово

    Педсовет  №4

    «Коммуникативно - личностные способности   детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».

    Технологическая карта 

    заседания педагогического совета

    № п/п

    Этапы

    Содержание деятельности

    Сроки

    Ответственные

    1.

    Подготовительный

    Совещание  по подготовке к педсовету

    29.01.14

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    Отбор информации по теме педсовета (изучение  научно – методической литературы, использование интернет - ресурсов).

    Февраль 2014

    Педагоги

    2.

    Организационно - деятельностный

    Заседание творческой группы по организации проведения педсовета и выработке проекта решения.

    24.10.12 г.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    Взаимопосещение  воспитателями занятий по теме педсовета. (Тематическая проверка «Подходы к формированию коммуникативной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста» ).

    28.01 -30.01 2014 г.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    Семинар – практикум для педагогов: «Формирование навыков общения у дошкольников "Теория и практика».

    07.11.12 г.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    Консультация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

    Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

    Консультация «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе»

    Консультация   «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями»

    08.11.12 г.

    Батова Л.К

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    Головникова Г.Н.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    Подготовка презентации и Форума  «Творческая гостиная»                      

    к педсовету.

    18.02.14 г.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    3.

    Проведение педсовета.

    20.02.14 г.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    4.

    Рефлексия.

    20.02.14 г.

    Ст. воспитатель Хмурова О.А.

    5.

    Реализация решения педсовета.

    Февраль

    Администрация

    ЦЕЛЬ: Повысить уровень знаний педагогов по данному вопросу» 

    Повестка дня:

    1. Объявление темы педсовета. Постановка целей (председатель педсовета).
    2. Справка  по результатам тематической поверки: «Подходы к формированию коммуникативной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
    3. Форум  «Творческая гостиная»                          

                                                                                                 (старший воспитатель  Хмурова О.А.)

    Ход педагогического совета.

    1. Итоги тематической проверки.

    2. Вступительное слово. Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

    Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

    Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

    Таким образом, основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.  Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

    Показ   презентации  «Коммуникативно – личностное развитие дошкольника».

    Вторая часть нашего педсовета пройдет в форме «Творческой гостиной».

    1 . Работа в творческих группах:

    1.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

    2.Какие умения развиваются у детей в диалоге (выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы).

    3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

    4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

    5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем (первая младшая)

    Ведущий. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

    Педагоги разбиваются на три команды, каждая группа выбирает свой метод  ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.

    2. Назовите  методы и приемы ознакомления детей с литературой

    Методы и приемы ознакомления детей с литературой

    Метод

    Приемы

    Словесный

    Чтение произведений

    Вопросы к детям по содержанию произведений

    Пересказ произведения

    Заучивание наизусть

    Выразительное чтение

    Беседа по произведению

    Прослушивание аудиозаписи

    Практический

    Элементы инсценировки

    Игры- драматизации

    Дидактические игры

    Театрализованные игры

    Использование разных видов театров

    Игровая деятельность

    Наглядный

    Показ иллюстраций, картинок, игрушек

    Элементы инсценировки

    Движения пальцами, руками

    Схемы

    Алгоритмы

    Просмотр мультфильмов, видеокниг

    Оформление книжной выставки

    3. Конкурс «Центр книги»

    Ведущий. Центр книги – необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ. Его наличие необходимо в комнатах всех возрастных групп. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог достать любую понравившуюся книгу. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные и аккуратно подклеенные. Количество книг в уголке не регламентировано. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта можно выставить их. Меняя предмет разговора, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки можно выставить 5-7 книг сказок. Состав книжного уголка  может не меняться, если его содержание необходимо воспитателю и детям. В книжном уголке можно выставлять портреты писателей и художников – иллюстраторов детской книги.

    Примеры тематики книжных уголков:

    1. Творчество автора
    2. Произведения зарубежных авторов
    3. Произведения одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам
    4. Тематический книжный уголок «Птицы», «Животные» и другие
    5. Сказки
    6. Детские журналы
    7. Произведения, положенные в основу мультфильмов
    8. Азбуки

    Ведущий. Давайте теперь вместе сформулируем 4. требования к оформлению книжных уголков.

    1. Рациональность размещения в группе
    2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
    3. Соответствие интересам детей
    4. Сменяемость
    5. Эстетическое оформление
    6. Востребованность материала

    А теперь мы с вами попробуем создать книжный центр в разных возрастных группах.

    Педагоги разбиваются на команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний и старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе, и выбрать тематику.

    Ведущий. 

    5. Проанализируйте диалог двух знакомых:

    - Привет! Слушай, была счас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала.

    - Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан.

    -Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

    - Ананасный.

    - А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

    Ведущий. Педагог как участник воспитательно – образовательного процесса в детском саду должен владеть коммуникативно-речевыми умениями, он должен владеть умениями: анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое общение; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета проводить самоанализ речевой деятельности, уметь общаться с родителями.

    И сегодня мы с вами проведем

    6. Практические  упражнения на развитие коммуникативно-речевых умений.

    1 команда:

    Упражнение «Достижение цели».

    Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.д.)

    Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

    2 команда:

    Упражнение «Знакомство».

    Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом ребенок с игрушкой.

    Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей – «руководитель», «воспитатель», «родитель».

    3 команда:

    Упражнение «Алло, алло!...»

    Ситуация.  Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

    Как мы уже говорили, развитие связной речи является задача,  аккумулирующая в себе все остальные задачи развития речи детей. А использование в работе схем, сочинение сказочных историй является прекрасным приемом в этой работе. Один из таких приемов  называется «Мнемотехника»

    7. Игровое упражнение «Фантазии о родителях и педагогах как о партнерах по общению». 
    Цель: обмен опытом социального восприятия педагогов и родителей, возможность в игровом общении обменяться мнениями о том, что они знают и не знают о них. 
    1 команде – «родителя», 
    2 команде – «воспитателя». 

    Составить список того, что не устраивает в работе ДОУ по речевому развитию детей. 
    Пути их решения 
    Обмен мнениями. Обсуждение. 

    8.Домашнее задание

    Выступление воспитателей групп и специалистов д/с (презентации игр по коммуникации)

    Подведение итогов педсовета. Уважаемые коллеги, сегодня на нашем педсовете мы рассмотрели вопросы коммуникативного развития детей в дошкольном образовательном учреждении, на практике работали с методическими приемами  данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания. Обмен мнениями.. 
    - Уважаемые коллеги просим вас проголосовать за наше методическое мероприятие в целом. Если вы получили какую-то полезную информацию, и считаете что не зря потратили ваше время – проголосуйте «ЗА» - улыбающийся смайлик, если «НЕТ» - грустный смайлик. 

    Решение педагогического совета  от 20.02.2014 г.

    1. Принять рекомендации по итогам тематической  проверки.
    2. Использовать  эффективные  методы и приёмы,  способствующие   коммуникативному   развитию  дошкольников. Применять  театрализованную  деятельность как один из методов, способствующих  развитию  коммуникативной компетентности старших дошкольников.

     3.Способствовать формированию  личностных качеств у дошкольников  в  процессе  развития коммуникативных навыков.

     4.  Применять  в своей деятельности представленные педагогами методы и формы  по формированию и развитию коммуникативных способностей детей.  

    5.  По итогам  педагогического совета  оформить сборник  игр  и упражнений  по развитию коммуникативных способностей детей.

    Срок: постоянно                                                      Ответственный – ст. воспитатель, воспитатели 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».

    В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической  частью, заключением,...

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

    Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

    Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

    laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

    Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

    Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

    Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...