Главные вкладки

    Проект «Такой белый и коварный» в старшей группе.
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Проект  «Такой белый и коварный» в старшей группе.

     

     

    Проблема. Почему нельзя есть снег? Непонимание ребенком вредного воздействия снега, попавшего в организм человека.

    Объект исследования: снег.

    Обоснование выбора темы

    Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться  при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни. 

    Согласно статистике, в последнее время у детей дошкольноговозраста наблюдается рост числа всевозможных заболеваний, катализатором которых в некоторых случаях становятся неблагоприятная экологическая обстановка, незнание законов природы. Некоторые из заболеваний можно предупредить, направив экологическое воспитание не столько на накопление представлений об объектах природы и освоение отдельных ее взаимосвязей, сколько на формированиеэкологического сознания и поведения в природе.

    Одной из причин возникновения заболеваний является тот факт, что на прогулках в зимнее время дети иногда едят снег. Как объяснить ребенку, почему белый снег грязный и его есть нельзя, что вредно и опасно для здоровья? Выделенная проблема легла в основу проекта и определила необходимость организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.

     

    Цель проекта: создание условий для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.

    Задачи:

    ·        Формировать и развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравниванию, умозаключению;

    ·        формировать у ребёнка умение использовать полученные ранее знания в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности;

    ·        способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_sneg.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект  «Такой белый и коварный» в старшей группе.

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    По содержанию: открытый, внутри одной группы; краткосрочный ( 3 недели).

    Проблема. Почему нельзя есть снег? Непонимание ребенком вредного воздействия снега, попавшего в организм человека.

    Объект исследования: снег.

    Обоснование выбора темы

    Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться  при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни.  

    Согласно статистике, в последнее время у детей дошкольноговозраста наблюдается рост числа всевозможных заболеваний, катализатором которых в некоторых случаях становятся неблагоприятная экологическая обстановка, незнание законов природы. Некоторые из заболеваний можно предупредить, направив экологическое воспитание не столько на накопление представлений об объектах природы и освоение отдельных ее взаимосвязей, сколько на формированиеэкологического сознания и поведения в природе.

    Одной из причин возникновения заболеваний является тот факт, что на прогулках в зимнее время дети иногда едят снег. Как объяснить ребенку, почему белый снег грязный и его есть нельзя, что вредно и опасно для здоровья? Выделенная проблема легла в основу проекта и определила необходимость организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.

    Цель проекта: создание условий для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.

    Задачи:

    • Формировать и развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравниванию, умозаключению;
    • формировать у ребёнка умение использовать полученные ранее знания в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности;
    • способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта;

    Формы и методы реализации проекта:

    • экспериментальная деятельность:

    • продуктивная деятельность;

    • познавательное чтение;

    • наблюдения.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Подготовительный этап

    Работа педагога по подготовке проекта:

    - разработка проекта;

    - подготовка материалов и оборудования;

    - написание конспектов, памяток для родителей.

    Подготовительная работа с детьми:

    - чтение литературы;

    - беседы;

    - наблюдения.

    Исследовательский этап

    Наблюдение за снежным покровом.

    Серия опытов со снегом с территории детского сада.

    Серия опытов со снегом, собранным за территории детского сада (у дорог) .

    Обобщающий этап.


    Совместная деятельность педагога с детьми

    1 неделя

    1. Чтение сказки «Петька – микроб: про Петькиного друга Ангинку» Г. Остера.

    2. Беседа «Может ли снег нанести вред здоровью? ».

    3. Наблюдение за снегом на участке детского сада во время прогулки.

    2 неделя

    1. Занятие «Изучаем снег».

    2. Опыт 1. Рассматривание снега на улице через лупу (во время прогулки) .

    3. Опыт 2. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.

    3 неделя

    1. Опыт 3. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.

    2. Опыт 5. Очищение воды через фильтр. Рассматривание внешнего вида фильтра после проведения очищения через него снеговой воды.

    Формы работы с родителями

    Памятка для родителей «Наблюдение за снегом в разных местах города». Сбор фотоматериала.

    Приложение.

    Серия опытов со снегом.

    Опыт 1.

    «Рассматривание снега через лупу».

    Цель: выяснить, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить образцы снега, взятые разных местах на территории детского сада, определить, в каком из образцов грязи больше, объяснить почему.

    Материалы и оборудование: тарелочки с тремя отделениями и обозначениями места сбора образца, лопаточки, лупы, ведёрки с образцами снега, карточка с алгоритмом выполнения опыта.

    Вывод. Снег более более загрязнен в местах с большей проходимостью людей.

    Опыт 2.

    «Наблюдение за таянием снега в помещении».

    Цель: определить, где снег тает быстрее (на столе или на батарее) ; определить, как снег меняется во время таяния, что присутствует в талом снеге, выяснить, почему его нельзя есть.

    Способ организации детей: работа в парах.

    Материалы и оборудование: тарелочка и лопаточка на каждого ребёнка, ведёрко с образцом снега, лупы, карточка с алгоритмом выполнения опыта.

    Вывод: Снег в ромещении тает, во время таяния темнеет.

    Опыт 3.

    «Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды».

    Цель: сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы, микроскопа; выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.

    Материалы и оборудование: на каждого ребёнка – воронка, подставка с двумя помеченными мензурками, ёмкости с водопроводной водой и талым снегом, лупы, карточки с алгоритмом выполнения опыта.

    Вывод: Водопроводная вода чище, чем талая.

    Опыт 4.

    «Очищение воды через фильтр».

    Цель: дать представление о способе очистки воды с помощью простейшей фильтрации, выяснить какие произойдут изменения; предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.

    Материалы и оборудование: на каждого ребёнка – воронка, прозрачный стаканчик, бумажный фильтр, мензурка с талой снеговой водой, лупа, карточки с алгоритмами выполнения опытов.

    Вывод. Фильтр способен очистить воду, так как талая вода, проходя через фильтр, оставила имеющиеся в ней частицы.

    Опыт № 5.

    Рассматривание внешнего вида фильтра после фильтрации снеговой воды.

    Цель. Предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.

    Материалы и оборудование: использованный фильтр, лупа.

    Вывод. На фильтре видны частички грязи, значит,  снег грязный и его кушать нельзя.  Фильтр тем грязнее, чем ближе собран снег к дороге, следовательно, у дороги снег грязне, чем на детскй площадке.


    Письмо родителям

    Уважаемые родители ,бабушки и дедушки!

    На этой неделе мы с детьми будем работать над   проектом «Такой белый и коварный»

    Мы  нарисуем снежинки.

    Сделаем аппликацию Снеговик .

    Слепим .

    Почитаем потешки и сказки .

    Просим вас принять активное участие вместе с вашим маленьким Познавай-кой .

    Вы можете:

    • Провести наблюдение за снежным покровом в нашем селе.

    Цель этой работы – обратить внимание детей на отличие снежного покрова  в разных частях села.

    Возможные места наблюдений: возле дороги, на автомобильной стоянке, у магазина, в саду и т.д.

    • Почитать книжки о зиме .
    • Слепить из пластилина Снежное чудо.
    • Нарисовать снег.
    • Сфотографировать .

    Совместная вовлеченность в дело группы  убедит Вас,  в важности развития вашего маленького Познавай- ки !

    Спасибо большое !!!

    Воспитатели и ваши маленькие Познавай- ки .

    недели

                                                        Образовательные области

    Худ-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    Социал-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Физическое развитие

    Индивидуальная работа в подгр.и с отдельным реб

    Взаимодействие с роди- телями

    Создание развивающей среды

    1 неделя

    Аппликация «Снеговик». Чтение Н. Павловой «Под снегом на лугу».

    «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку» Г. Остер

    Заучивание стихотворений о зиме и снеге.

    Сюжетно- ролевая игра «  Снежки»

    Занятие по  развитию речи «Может ли снег нанести вред здоровью?».

    Подвижная игра «Морозильник и плавильник»

    Закрепить умение вырезать круглую форму

    Письмо родителям к участию в проекте.

    Создание уголка«Снежное царство»


     недели

                        Образовательные области    

    Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Соц-коммуникативное развитие

    Физическое развитие

    Индив. Работа в подгр.и с отдельным ребенком

    Взаимодействие с родителями

    Создание развивающей среды

    2 неделя

    Аппликация «Снежинка из обрывной бумаги»

    Рисование снежинок по клеточкам.

    Чтение З. Трофимова «Снег-что это такое?»

    Загадывание загадок .Опытная деятельность.

    Игры с перфокартами. Расчистка дорожек.

    Подвижные игры  « Белки в зимнем лесу, Зимний футбол»

    Закрепить знания детей о свойствах  и видах снега.

    Сбор информации.

    Альбом   «Опыты со снегом»

    недели

    Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    Социально -  коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Физическое развитие

    Индив. Работа в подгр.и с отдельным ребенком

    Взаимодействие с роди- телями

    Создание развивающей среды

    3 неделя

    «Зимняя песенка».

    Лепка  « Снежные Ангелы». Рисование природоохранных знаков.

    Скороговорка дня: У ежа и елки иголки колки.

    Составление снежинок из геометрических фигур «Снежные фигуры».

    Совместная постройка « Ледяная избушка».

    Пальчиковая игра «Снег».

    Знакомство с зимними явлениями природы. Исследование «Ледяные звёздочки»

    Наблюдение «Под снежным одеялом».

    Подвижные игры

    «Зимний футбол»

    Закрепить знания о геометрических фигурах.  Закрепление умения лепить из пластилина,отщипывать кусочек пластилина и делать отдельные части  тела.

    Памятка для родителей.

    Изготовление книжек-малышек «Такой белый и коварный снег».


    Памятка для родителей «Наблюдение за снегом в разных местах города».

    Уважаемые родители!

    Вам с ребёнком предстоит сбор фотографий  снежного покрова  в разных частях села.

    Эта памятка поможет вам выполнить необходимую исследовательскую работу.

    Погуляйте с ребенком у дома, у детского сада и у дороги. Внимательно рассмотрите снег и обсудите с малышом:

    1)Что мы знаем об этом?

    • Снег бывает разный
    • Снег бывает только зимой
    • Снег бывает мягкий, легкий, пушистый, жесткий, твердый
    • Переливаясь на солнце, он искрится всеми цветами радуги
    • Из мокрого снега можно лепить

    2)Что мы хотим узнать?

    • Почему снег бывает разным?
    • Почему снег нельзя кушать?
    • Что такое наст?
    • Самый твердый вид снега - лёд.
    • Почему снег может лепиться и нет? (поиграйте с ребенком в снежки).

    Вы можете  сфотографировать  всё это и принести в детский сад. Фотографии будут использованы для дальнейшей работы по проекту и создания книжки-малышки.

    Примечание! Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам, будьте рядом, помогите, если помощь необходима, не торопите его, позвольте ему самому добыть необходимые знания и сделать выводы!

    Спасибо за сотрудничество!


    Источники

    1.Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе, Детство – пресс 2011, 286с.

    2. Интернет - ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятия по ознакомлению с флагом России «Белый, синий, красный» в старшей группе.

    Формировать патриотические чувства на основе беседы  о родной стране....

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Белый,синий,красный" в старшей группе

    Ознакомление с российским флагом является одной из основных задач при формировании патриотических чувств детей. Детям необходимо знать происхождение флага, цвет и расположение цветовой гаммы, значение...

    Конкурс «Эдир Гэсэр, Эдир Дангина -2018», посвященный празднику «Белого месяца - Сагаалган" в старшей группе МБДОУ "Курумканский д\с "Малышок"

    статья о том, как впревые в ДОУ прошел конкурс "Эдир Гэсэр, Эдир Дангина-2018" среди детей старшей группы. Цели данного конкурса: 1. Формирование у детей положительного отношения и инте...

    Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (пластилинография) на тему: "Белая берёза" для детей старшей группы.

    Развитие технических навыков (использование "жгутиков") при изображении веток дерева в снегу. Воспитание любви к родной природе, воспетой С. Есениным....

    Конспект по рисованию, наблюдение «Береза белая подруга» с детьми старшей группы.

    Перод рисованием березы проводится наблюдение, для формирования знаний об отличительных особенностях березы, умения передать их в рисунке....

    Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группе

    Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект: Праздник Белого месяца- Сагаалганв старшей...