проект "Мой любимый город Нефтеюганск"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ермолаева Наталья Юрьевна

Материал о достопримечательностях города и истории его образования, этапы проведения проекта и пути реализации, работа сдетьми, родителями, специалистами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

 Детский сад№1 «Рябинка»

Проект «Мой любимый город Нефтеюганск»

 

Выполнила:

 воспитатель 1 квалификационной категории

 Ермолаева Н.Ю.

                                                       

                                                                                                                                     

Г. Нефтеюганск

                                                                                                                                         «Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В Орлов''

      В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

 О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

    В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 6 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 Актуальность проекта

   У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека.   Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.    Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером.   Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Нефтеюганску – городу, который  является Родиной моих воспитанников.

   В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

   Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

   Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

 Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.                            Длительность: 2 недели. Вид проекта: групповой.                                                                                                                                      Цель: Создать условия для развития у детей патриотических чувств, знакомить детей с историей, знаменательными событиями, достопримечательностями родного города, воспитывать чувство гордости за его успехи и достижения.                                                                                                              Задачи

Воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости, уваженияк достижениям родного города.                                                                                                                                                Обучающая: Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.                                   Развивающая: Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.  

Ожидаемые результаты:  дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, имеют опыт совместной деятельности с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный:                                                                                                                   Воспитатели:                                                                                                                                                   1. Создание условий для просмотра презентаций.                                                                                                       2. Создать необходимую базу для продуктивной  и творческой деятельности                                                                            3. Подбор материала через интернет, библиотеки.                                                                                                 4. Подготовка информации для родителей по работе над проектом и подготовки к развлечению.                      5. Подбор познавательной и детской литературы, картинок, игр, иллюстрационный материал                                                   Родители:                                                                                                                                                                  1. Сбор информации в различных источниках о городе (достопримечательности, фотографии и тд).  2. Подбор стихов, историй.                                                                                                                             Дети:                                                                                                                                                                      1. Поиск информации в различных источниках.                                                                                                       2.  Конструирование «Улица родного города», лепка «Деревья вокруг», аппликация + рисование «Мой дом».

3. Составление рассказа «Мой родной город Нефтеюганск», заучивание стихов о городе. Специалисты:                                                                                                                                                          1. Музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара, сценария к празднику.                                     2 этап. Основной.

Формы реализации  проекта:

1. Игровая деятельность.

 Сюжетно-ролевые  игры «Идём в детский сад», «Семья», « Экскурсия по городу».

Цель: развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому, городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками.

  Настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии», «Животные нашего края».

 Цель: воспитывать любовь и уважение к окружающим нас людям, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

  Словесные игры «Путь - дорога », «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».

Цель: расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «малая родина», развивать познавательный интерес, воспитывать любовь  к  родному краю, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, учить  наблюдать и слушать, развивать речь и память.

1.Чтение стихов поэтов г. Нефтеюганска.

        2.  Беседа: «Кто где живёт?», «Где родился, там и пригодился», «Чем помочь родному городу?», «Достопримечательности родного города».

3.Рассматривание иллюстраций «Город Нефтеюганск».                                                                                  

4. Чтение хантыйских сказок.

5. Составление рассказов «Мой родной город Нефтеюганск»

3.  Музыкально-театрализованная деятельность.

 Цель: учить слушать импровизировать, развивать ритмику движений,  учить соответствовать выбранной роли.

4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Изготовление коллективных работ «Улица родного города» (оригами)

 Фотовыставка  «Город глазами детей».

Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.

5. Продуктивная деятельность.

- Рисунок:  «Мой дом»,  «Моя семья».

- Аппликации: «Дома»

- Лепка: «Деревья вокруг».

3 этап.   Продукт проектной деятельности.

 Просмотр презентации «Мой любимый город Нефтеюганск »

 Выставка в группе: «Достопримечательности нашего города».

 Выставка рисунков  «Наша улица»

Оформление альбома с рассказами детей «Мой родной город Нефтеюганск».

Развлечение  «Осень в нашем городе».

Результат: У детей развивается познавательный интерес, имеются начальные знания об истории родного города, воспитанники  могут рассказать об интересных исторических местах.

 Литература:

  1. Сборник стихов «Золотое перышко» (стихи молодежи, подростков и детей Нефтеюганского района).
  2. Сборник рисунков детей «Нефтеюганск глазами детей»
  3. Энциклопедия «Все о России и про Россию» (раздел о городе Нефтеюганске).
  4.  Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  5. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  7. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты совместной деятельности детей и родителей в рамках реализации проекта "Мой город Нефтеюганск"

В октябре наш родной город Нефтеюганск отметил свое 45 - летие. К юбилею города педагогами ДОУ был разработан межгрупповой проект "Мой город - Нефтеюганск". Во всех возрастных группах  вела...

Проект "Мой город Нефтеюганск"

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Реализовывая проект с воспитанники не только пополняют свой багаж знаниями на определенную тему,но и реш...

Проект "Нефтеюганск - мой любимый город"

Проект реализован в младшей группе №2....

Проект «Мой любимый город Нефтеюганск»

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте в важнейшем периоде становления личности. Патриотическ...

Мой любимый город Нефтеюганск!

Мой любимый город Нефтеюганск!...

Проект "Наш любимый город Нефтеюганск"

Расширение представлений о родном городе, воспитание патриотических чувств...