Экологическая тропа. В гости к деревьям.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Тимиршина Ольга Васильевна

Экологическая тропа. В гости к деревьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_derevyam_-_kopiya.docx580.05 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

 «В гости к деревьям»

для детей младшей группы

 

Цель:

 

-  Продолжать знакомить детей с деревьями: кленом, берёзой, елью; их особенностями (строением) (ствол, ветви, листья, корни, расположение хвоинок на ветке). Учить видеть отличия от кустарников, взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце-свет, тепло, почва, животные); взаимосвязь природы с человеком (посев, полив, и т.д.)

 

-  Активизировать и  обогащать словарь детей: шершавая, гладкая, прохладная, белоствольная, хвоинки, шишки, гусеница, дождевой червяк, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля.

 

 -  Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, деревьям, научить видеть их красоту и неповторимость. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Способы:

игровая ситуация, рассматривание, беседа, пояснение, показ, пение, чтение стихотворений, загадки, продуктивная деятельность, помощь, рефлексия,   анализ.

Средства:  

письмо хозяина тропы -  Лесовичка, письма деревьев, написанные на листе бумаги, напоминающие по форме листья деревьев (клен, берёза, ель), подарки детей, сюрприз-подарок детям, лейки.        

Предварительная работа:

Знакомство с Лесовичком –хозяином экологической тропы.

Загадывание загадок.

Чтение произведений В. Бианки.

Разучивание стихотворений.

Разучивание движений под мелодию песни «Мы вокруг березки…».

Подвижная  игра « Беги к дереву…».

Дидактические игры:  «Узнай, с какого дерева листок?»

Изготовление подарков  (рисунки, фигурки из бумаги, поделки).

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 на тропинке

 

Воспитатель. – Ребята! Сегодня хозяин тропинки – старичок-Лесовичок, пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Пойдём к нему в гости.

А где же он? Наверное ушёл по своим делам, а нам, смотрите-ка, оставил письмо.  (Висит на ветке дерева)

 

Письмо Лесовичка

 

         Дорогие мои, маленькие друзья! Я очень рад, что  вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин  волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждёт сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки – задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке особенные, волшебные. Вот я и попросил придумать для вас задания. Вы  найдёте их в письмах, а письма – на деревьях: клене, берёзе, ели. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут.

        Итак, в путь! Желаю вам удачи! А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы всё сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.

                                           Ваш любимый старичок-Лесовичок.

        

Воспитатель. Сейчас, ребята, мы пойдем с вами в гости к деревьям. К какому сначала дереву пойдем – нам подскажет загадка.

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

(клен)

Кто из вас покажет, где растёт у нас клён. Правильно, вот и клён. И письмо здесь есть.

«Я очень рад вам ребята. Мне приятно когда ко мне приходят гости. Давайте с вами поздороваемся. Только не надо дёргать меня за ветки, мне будет больно, и вы их можете поломать. Я так люблю ласковое обращение и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, ломают ветки или царапают ножом. А теперь ответьте на мой вопрос:

- Что же меня в земле так крепко держит? (дети отвечают: корни.)  

- А для чего мне ещё корни-ноги нужны?  (Чтобы брать из земли воду, «пищу»).

    Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу клена).

    Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте ещё мою кору-кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? (гладкая), тёплая или прохладная? (прохладная). Потому что я живое дерево и вода побежала по стволу к веточкам.

- А чем я пахну? (дети отвечают). 

- А теперь постойте  и послушайте, как шелестят мои листочки – это я с вами разговариваю.

- А как вы думаете, что я сейчас сказал? (дети высказывают свои предположения)

- А почему шевелятся мои листочки? (дует ветер)

    

Вы, ребята, ответили на все мои вопросы правильно. Спасибо.

       

Воспитатель:  Ребята, а ведь мы приготовили клену подарки, давайте их вручим. (Дети по очереди дарят подарки, объясняя ( своими словами) их значение.

- Я дарю тебе птицу  (фигурка из бумаги),  она будет тебе другом и спасёт от гусениц.

– Я дарю тебе солнышко (рисунок), пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зелёный цвет.

(клен благодарит ребят за подарки, развешенные на ветвях дерева).

 

Воспитатель: - А к какому сейчас дереву пойдем, нам подскажет загадка: 

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку,

Зеленая косынка.

А платьице — в полоску

Ты узнаешь.

Дети отгадывают:  (берёзку)

 

Воспитатель:  Правильно, берёза. Мы с вами сейчас подойдем к берёзе.

 (Дети идут)

 

    Как много берёзок. А вот я вижу, что одна березка нам приготовила письмо. Давайте поздороваемся и с берёзкой, она нас тоже ждала. (дети гладят берёзку по стволу, а воспитатель читает письмо, которое достал с ветки).

 

 Письмо берёзы.

        Дорогие ребята!  Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Но сначала выполните мои желания и задания.

        Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите, чем мы с кленом похожи, а чем отличаемся? (ствол …, холодный). А как вы узнали, что мы с кленом деревья? Может мы травинки, или кустарники? Докажите мне, что я – дерево! (Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли. Пусть дети покажут берёзе растущую рядом «травинку», кустарник.)

   И ещё у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, берёзы, любим слушать о себе песни. Я сегодня именинница, порадуйте меня:

«Ваша берёзка»

 

(Дети водят хоровод вокруг березы)

Спасибо вам, ребята, за всё! Приходите, не забывайте меня!

 

- Мы тебе, берёзка, приготовили подарки.

– Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя (рисунок).

 – Я дарю тебе зелёные листики. Пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

Смотрите, ребята здесь кто-то оставил корзину с шишками.

- А на каких деревьях растут шишки? (На ёлках и соснах)

- А шишки одинаковые на этих деревьях или разные? (разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие)

На нашем участке есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.

- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет? (нет, не похожа. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и клен).

- Наша ёлка высокая или низкая? (она низенькая)

- Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий? (тонкий, его трудно рассмотреть за густыми ветками) 

- Гладкий или шершавый? (шершавый, как- будто с «чешуйками»)

- светлый или тёмный? (светло-коричневый)

- Что у ёлочки вместо листочков? (на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя.)

- Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета? (Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие.) 

- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает? ( Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год.)

А мы тоже приготовили для елочки подарок, расскажем ей стихотворение:

Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт,
Ёлка будто оживёт:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не мёдом,
Ёлка пахнет Новым годом!

А еще с елочкой мы можем поиграть в игру «Покажи ствол, ветви, корни, листья».  Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки верх

Ах, какие замечательные деревца выросли на тропе!

Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.

Шумит всё лето деревце

Зелёною листвой

И, пожелтев, разденется

Осеннею порой.

Мороз не страшен деревцу:

К стволу присыпан снег.

В нём деревце согреется,

Он деревцу, как мех.

Весной побелкой светится,

Окопано вокруг…

Растёт счастливым деревце,

У деревца есть друг.

Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задачи и Лесовичок должен быть нами доволен. Но где же он?  Ребята, пока нет нашего хозяина тропы, мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три – к дереву беги».

     Где же наш Лесовичок? Придется нам поискать его, ведь он  обещал нам сюрприз. Давайте пойдем дальше по нашей тропе,  может где его и встретим.

    Идем мимо муравейника, куста сирени, и около клумбы встречаем Лесовичка.

Лесовичок:  - А вот и я. Здравствуйте. Я наблюдал за вами. Порадовали вы меня, старичка. Слышу я, что и деревья теперь по - другому листочками шелестят, настроение у них праздничное.

- А вам, ребятки, понравилось в гостях у деревьев?

- С какими деревьями вы встретились на моей тропе? (клен, берёза, ель).

-А какую пользу приносят деревья людям? (дают кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)

- А как вести себя в саду и на территории детского сада вы знаете?

«Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т.д.»

Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю вас поиграть со мной в дидактическую игру «С какого дерева листочек».

Молодцы, ребята. Вы замечательно справились с заданием, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…, угощайтесь.

Ну, а теперь пора прощаться. Жалко  мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.

Ребята, и нам с вами пора возвращаться в группу.  Воспитатель предлагает детям нарисовать понравившееся дерево по выбору и рассказать о нём: чем пахла кора, о чем шелестели листья и т.д.

C:\Users\вадим\Desktop\деревья июнь 2015\20150622_104955.jpg

http://900igr.net/datas/chelovek/Pravila-v-gorode.files/0010-010-Vo-dvore-derevja-posadili-U-bordjurov-vysjatsja-kusty-chtoby-bylo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное занятие на экологической тропинке "В гости к деревьям"

Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное ...

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».

Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клён, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные)....

познавательно исследовательская деятельность на экологической тропе «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»

В этом материалеможно познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положите...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия на Экологической тропе "В гости к деревьям"

Цель:познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой. Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим) экологическая тропа "В гости к деревьям"

Программное содержание:Познакомить с разными породами деревьев, их солнцем;Закрепить знания о строении деревьев ;Формировать представления о неоценимой пользе деревьев;Развивать у детей представление ...

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».

Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клен, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные). 2. Знак...