Конспект НОД "Они такие разные!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Демьянова Светлана Александровна

Конспект разработан в рамках реализации проекта "Чудесный мир листьев". Цели: сравнить время появления, скорость роста и развития листьев разных растений. Убедиться в их разнообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudesnyy_mir_listev_zanyatie_1_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Тема:    «Они такие разные!»

Цель:  Сравнить время появления, скорость роста и развития листьев разных растений. Убедиться в их многообразии.

Задачи:

1. Вспомнить с детьми условия прорастания семян;

2. Пробудить интерес детей к исследовательской деятельности;

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа: 

Разучить пословицы, поговорки, стихи, про листья, про лес.

Оборудование:

Большой букет из опавших листьев разных деревьев. Фотографии и иллюстрации растений с необычными листьями. Магнитная доска с магнитами. Пластиковые коробочки. Лоскутки марли. Семена гороха, подсолнуха, фасоли.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята! Шла я сегодня в детский сад, и вдруг слышу: какой-то шепот или шорох. Кто это мне шепчет так тихо-тихо? Смотрю: а под ногами уже столько листьев! Такие красивые! Такие разноцветные! Сразу пришли в голову стихи:

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий...

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

А еще, ребята, я вспомнила 2 русские поговорки:

• Растенье — земли украшенье.

• Рощи да леса — всему краю краса.

Как вы думаете, почему еще издревле люди считали растения украшением земли?

Ответы детей.

Воспитатель. Я шла с этим букетом и все думала: «О чем шептали мне листья?» А вы как думаете, если бы листья могли говорить, о чем бы они мне шептали на ушко?

Дети: предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: Но вот листья оказались в нашей импровизированной лаборатории в руках младших научных сотрудников. Подумайте хорошенько, какие бы вопросы этим листьям вы задали бы в научных целях? Что бы вы хотели узнать из жизни листьев?

Дети: предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель:  Молодцы. Интересные у вас вопросы. Некоторые из них я запишу в свой научный блокнот. Но, к сожалению, на эти вопросы сами листья ответить не смогут. Что же делают ученые, когда хотят найти ответы на возникшие у них вопросы?

Дети: наблюдают и ставят эксперименты.

Воспитатель:

Правильно! Именно этим мы будем заниматься в сентябре и в октябре.

Мы начинаем новый проект, который называется «Чудесный мир листьев». Но опавшие листья уже погибли и не смогут нам помочь  в наших экспериментах. Поэтому мы посадим новые растения и понаблюдаем за ростом и развитием листьев, узнаем их роль в жизни растения и в жизни человека.

Взгляните, ребята, еще раз на мой букет. Кто может ответить, почему все листья такие разные?

Дети: потому, что они от разных деревьев.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «От какого дерева листок?».

Воспитатель показывает по очереди листья из осеннего букета, дети называют деревья и кусты.

Воспитатель: Чтобы вести наблюдения за разными листьями, надо посадить разные растения. Вспомните, какое растение мы с вами выращивали в прошлый раз?

Дети: Горох.

Воспитатель: Верно! Расскажите, как мы это делали?

Дети: рассказывают о проращивании семян и посадке растения в землю.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: В этот раз мы будем проращивать семена сразу трех растений: гороха, подсолнуха и фасоли. Мы посмотрим, одновременно ли появятся листики у этих растений; одинаковы ли они будут по форме, по цвету.

Прогнозирование результатов.

Воспитатель ведет беседу-опрос, в ходе которой выясняется, что необходимо для того, чтобы семена проросли.

Как вы, ребята, считаете, одинаково ли будут прорастать листья у разных семян; похожи ли они будут друг на друга?

Ответы детей.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель: В начале эксперимента мы с вами поговорим о правилах безопасности.

Воспитатель напоминает детям об  основных правилах безопасности при проведении экспериментов. 

Воспитатель распределяет детей на группы. Дети садятся за столы. Каждая группа получает пластмассовый контейнер, кусочки марли, семена для проращивания

Дети приступают к работе.

Воспитатель: А теперь все дружно встали.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

В поле дерево стоит

Ветер ветки шевелит.

Ветер тихо клен качает.

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

Два – наклон. 

Зашумел листвою клен.

Ветер сильно вдруг подул,

Листья с дерева смахнул.

Закружились листья все

Опустились к земле.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Закружились, полетели…

И на стульчик тихо сели.

все встали около своих мест)

(встали прямо, вытянули руки вверх)

(потрясли кистями рук) 

(вытянутыми руками раскачиваем в стороны)

(наклоны)

(снова потрясли кистями, руки вытянуты вверх)

(руки вверху, наклоны)

(руки вперед, влево, вправо)

(повороты круговые)

(присели на корточки)

(поднялись)

(руки вверх, потрясли кистями)

Воспитатель. Раздает детям опавшие листья от разных деревьев.

Давайте еще раз полюбуемся окраской листьев и их формой. А как вы думаете, ребята, есть ли что-то общее у всех-всех листьев?

Ответы детей.

Воспитатель. (Обобщает ответы детей). Правильно, ребята, все листья имеют листовую пластинку и черешок. Для чего нужен черешок?

Ответы детей.

Воспитатель. Совершенно верно. При помощи черешка листья соединяются со стеблем. И еще у всех листовых пластинок можно разглядеть жилки.

Если на черешке одна листовая пластина, лист называют простым. А вот обратите внимание: у каштана на одном черешке расположены сразу семь листовых пластин! Такие листья называют сложными. Давайте внимательно посмотрим, есть ли в нашей коллекции еще сложные листья.

Дети: Есть. Это листья рябины.

Воспитатель. С помощью дидактических игр закрепляет знания, полученные в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Фиксирование результатов эксперимента.

В течение всей следующей недели воспитатель с детьми ежедневно наблюдают за изменениями, происходящими с семенами гороха, подсолнечника и фасоли. Сравнивают скорость прорастания и появления первых листочков. Сравнивают сами листики, их формы, цвет, размер. Делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

Конспект " Мы такие разные, но мы так похожи"

Цель:формирование гендерной идентичности детей.Задачи:1. Образовательные: формировать представление детей о различиях полов - физических, поведенческих, нравственно-ценных.2. Развивающие: развивать у ...

Конспект занятия "ТАКИЕ РАЗНЫЕ КАМНИ"

Цель: познакомить детей с разнообразием камней....

Конспект занятия "Такие разные мячи"

Конспект занятия "Такие разные мячи" по физической культуре....

Конспект развлечения "Такие разные профессии"

Цель: Обобщение, закрепление и расширение знаний детей по теме «Профессии».Задачи:1.Формировать представления о разнообразии профессий.2.Развивать связную и доказательную речь, логическое мышлен...