ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дворникова Татьяна Федоровна

Широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольников с семьей, своей родословной. Считается, если ребенок живет в семье, он может познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Однако ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А.Козлова, Э.К.Суслова, М.Ю. Новицкая и др. настаивают на  необходимости формирования у детей представлений о семье как социальном явлении, воспитания у них с самого раннего детства любви к родному дому и своим близким. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно семья оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения и взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института несет реальную угрозу будущности того или иного общества, человеческой цивилизации в целом. В связи с этим проблемы семьи и семейных отношений изучают специалисты различных областей научного знания.

Педагогика, в частности дошкольная педагогика, обобщая достижения социальных наук, создает модель социально одобряемой семьи и стремится к воплощению этого идеала в жизнь. Изучение педагогами теоретических основ необходимо для адекватного ознакомления дошкольников с таким сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья.     

К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольников с семьей, своей родословной. Считается, если ребенок живет в семье, он может познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Однако ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А.Козлова, Э.К.Суслова, М.Ю. Новицкая и др. настаивают на  необходимости формирования у детей представлений о семье как социальном явлении, воспитания у них с самого раннего детства любви к родному дому и своим близким.

Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Если у детей целенаправленно не формировать социальные и нравственные качества, не учить эмпатии по отношению к своим близким, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастут в потребительское отношение к окружающим людям, к обществу в целом.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, родным и близким, умение проявлять к ним терпение, заботу и уважение, замечать их состояние, сострадать. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания.

Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания при ознакомлении с семьей предполагает формирование у дошкольников представления о семье как явлении общественной жизни, о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Сегодня вопросы ознакомления ребенка с семьей в силу некомпетентности, занятости родителей и ряда других причин зачастую остаются без внимания, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

Успешное формирование представлений о семье и родословной у старших дошкольников возможно в условиях целенаправленной систематической работы педагога с детьми и родителями и зависит от четкого выбора доступных детям знаний, отношений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.    

Современный воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с комплексно-тематическим принципом, согласно которому выбранная педагогом тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности, как правило, в течение недели. Среди многочисленных лексических тем, вызывающих интерес детей и дающих новые яркие впечатления, представления и понятия,  выделяется тема «Моя семья». Освоение представлений детей о семье  происходит  в процессе интеграции разнообразных видов деятельности. В работе с детьми 5-6 лет мы охватываем такие виды деятельности как: познавательно - исследовательская (занятие на тему «От счастья ключи в семье ищи»), коммуникативная (пересказ рассказа К. Ушинского «Лекарство», беседа на тему «Зачем и как работают наши родители», рассматривание картины И. Хомутова «Семья»), продуктивная (конструирование «Сказочный домик для моей семьи», лепка «Красная шапочка несет бабушке гостинцы», рисование «Моя семья»), восприятие художественной литературы (занятие на тему «Как аукнется, так и откликнется» по произведениям Е. Благининой, Л.Квитко; В. Берестов «Любили тебе без особых причин», заучивание пословиц о семье), игровая (сюжетно-ролевая игра «Семья» - сюжеты «Семья едет в театр», «Семья у бабушки в деревне», дидактическая игра «Все мы – дружная семейка»). Однако времени, отведенного на усвоение данной лексической темы, недостаточно для достижения детьми целостного представления об изучаемом явлении, поэтому, ознакомление с ним мы решили вести планомерно и систематически в течение всего года - в процессе освоения таких лексических тем, как «Новый год и Рождество - семейные праздники», «День защитника Отечества», «Профессии», «Мамин праздник», «День Победы», а также в повседневной жизни, используя для этого разные виды детской деятельности и формы их организации.

Старший дошкольный возраст – это время осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очереди, к матери.  На таких этапах работы, как «День матери» и «8 марта - мамин праздник» необходимо использовать средства и методы, помогающие в воспитании не только любящего свою маму ребенка, но и умеющего проявить заботу о ней, поддержать ее добрыми словами, сочувствием, конкретным делом. В содержание работы на данных этапах мы включили беседы на моральные темы «В доме у меня солнышко живет», «Наши мамы», чтение и последующий анализ художественных произведений: С. Баруздин «Мамина работа», В. Осеева «Сыновья», Н. Магай «Моя мама и я», Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»; обсуждение и проигрывание бытовых ситуаций «Мама заболела», «Мама пришла с работы», «Почему мама грустит». У детей данного возраста также вызывает интерес рисование на тему «Портрет любимой мамочки», разучивание стихов и песен о маме, оформление фотоальбома «Рядом с мамой», организация праздников и концертов. Нужно постараться показать образ матери во всем его величии, заложить основы действенной любви к маме: стремление к сопереживанию, желание посочувствовать, утешить, помочь самому дорогому и близкому человеку,

Дети старшего дошкольного возраста начинают ощущать необходимость отцовской любви, его авторитета и руководства. Папа для ребенка, особенно сына, не просто родной человек, а образец мужественности, мужского начала. Папа – олицетворение дисциплины и порядка, наиболее естественный источник познания мира. Повысить авторитет отца в глазах ребенка, воспитать уважение к его профессиональной деятельности и любимым занятиям нам помог ряд мероприятий на этапе «День Защитника Отечества». Это беседа «За что я люблю своего папу», обсуждение ситуаций «У папы выходной», «Папа устал», составление рассказа «Расскажу я вам про папу», рисование на тему «Лучший в мире папа», аппликация «Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества», спортивный праздник с участием пап, оформление фотовыставки «Мой папа в армии».

Бабушки и дедушки занимают особое место в воспитательном процессе. Они считаются главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта, и именно они любят своих внуков более нежно, чем своих детей. Дать детям старшего дошкольного возраста представления о роли бабушек и дедушек в жизни их родителей, в жизни самого ребенка позволяют дидактические игры «Семейный хоровод», «Кто что делает?», «Кто старше, кто младше?», игра-драматизация по мотивам литературных произведений «Как вести себя у бабушки и дедушки» Г.Шалаева, беседа на тему «Как малыши помогают родным», чтение художественной литературы и заучивание стихов: Р. Гамзатов «Мой дедушка», Э. Машковская «Про бабушку», Т. Шорыгина «Дедушка» и др. В свободной деятельности можно предложить детям пофантазировать и нарисовать, например, бабушку в платье принцессы или дедушку в царской короне. Стало традицией 1 октября праздновать День пожилых людей. К этому дню в группах целесообразно оформить фотовитрину «Бабушка рядышком с дедушкой», смастерить подарки, подготовить концерт.

Привить детям уважение к старшему поколению - прабабушкам и прадедушкам, помочь установить с ними близкие и теплые отношения поможет организация мероприятий в рамках изучения лексической темы «День Победы». В канун праздника нами была организована фотовыставка «Этих дней не смолкнет слава», приглашены в детский сад ветераны Великой отечественной войны – родственники воспитанников. Подобные праздники – прекрасный повод отдать дань уважения своим предкам.

Известно, что каждый вид деятельности заключает в себе потенциальные педагогические возможности. Однако основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Сюжетно-ролевые игры – одни из самых любимых у детей всех возрастов. В этих играх ребенок старается, как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. «Семья», пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за играющими детьми можно получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего бояться и чего хотели бы изменить в отношениях с родителями, братом или сестрой.

Приобретать новые знания, умения и навыки, формировать нравственные стороны личности призвана дидактическая игра. Важно познакомить детей с такими играми, которые дают представление о семье, семейных обязанностях, помогают в установлении родственных отношений и запоминании имен родственников: «Семейный хоровод», «Все мы – дружная семейка», «Запоминаем имена близких родственников», «Чем можем - поможем», «Кому что нужно для работы?», «Русский человек без родни не живет», «Четвертый лишний».  

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями неизбежно появилась задача формирования у них интереса к своей родословной.

Наиболее эффективных результатов в этом направлении можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками процесса. Начать работу с родителями необходимо с проведения анкетирования или индивидуальных бесед, в ходе которых выявляется их отношение к данному виду деятельности, разъясняются цели и задачи, в первую очередь – это воспитание интереса, любви и уважения к своей семье, ее сплочение. Родителям, проявившим заинтересованность, мы рекомендовали почерпнуть информацию по составлению родословного описания из консультаций «Термины родства», «Как составить родословную».

Наиболее доступным для маленьких детей видом составления родословной является восходящая смешанная, которая включает родителей ребенка, его братьев и сестер, бабушек и дедушек. Безусловно, нужно учитывать возрастные особенности детей, вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких, или вклеивать их фотографии в скучные прямоугольники или овалы. Необходим образ. Мы заранее подготовили эскизы, предложили оригинальные идеи для оформления родословной: радуга – образ семьи, объединяющей яркие индивидуальности, гроздь винограда, дерево с крепкими корнями – образы дружной и сплоченной семьи. Кроме этого, необходимо подчеркнуть важность четкого и наглядного выделения поколения людей, составляющих род.

Затем родителям был предложен семейный проект по составлению родословной, в ходе которого ребенок узнал о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Детям объяснили, что род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию, такое определение более всего доступно пониманию дошкольников. Рассказ о своей семье, роде называется родословной. О своей семье, о своем роде можно рассказать не только словами, но и рисунком.

Семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом. Следующим этапом работы по ознакомлению с родословной является презентация детьми семейных проектов, как на занятиях, так и свободной деятельности: организуется выставка творческих работ, дети рассказывают о своей семье, происходит обобщение знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.

Литература:

1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.; Мозаика – Синтез, 2005.

2. Кузнецова Ю.С., Погуляева Н.А. Открытое письмо моей маме. Управление ДОУ №6 2009 с.80

3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет М.; Мозаика – Синтез, 2007

4. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной- М.; Мозаика – Синтез, 2009.

5. Шварко Л.И., Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие ребенка. Управление ДОУ №3 2008 с.39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

проект «Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошколь...

Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи

Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи Использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ)...

Консультация "ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ."

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно семья оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие фор...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Моя семья"

Данная деятельность направлена на создание условий формирование у детей понятия о семье, как о людях, которые живут вместе....

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи

Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи...