ООД Познавательное развитие ФЦКМ Тема. «Планеты солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ООД Познавательное развитие ФЦКМ Тема. «Планеты солнечной системы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД Познавательное развитие ФЦКМ

Тема. «Планеты солнечной системы»

Задачи.

Закреплять знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия «звёзды», «планеты», «кометы», «спутники», названия планет; умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Расширять знания детей о планете Земля, рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету.

Воспитывать самостоятельность, активность, познавательный интерес, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование.

Карта Солнечной системы, планеты, презентация «Планеты Солнечной системы», геометрические фигуры, счётные палочки, макет планеты Сатурн, звёздочка на палочке, ленточки, синие и красные звёзды.

Ход.

Воспитатель. – Ребята, какое у вас сегодня настроение?  Возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение:

- Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

- Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

- Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу «Привет!»

Гостям всем «Привет!»

Стук в дверь. В группу входит Астроном, в руках у него карта звёздного неба.

Астроном. – Здравствуйте, ребята, я – Астроном, я наблюдаю за звёздами, изучаю космические объекты: планеты, кометы, звёзды, астероиды,  метеориты.

Произошёл ужасный случай. С моей карты Солнечной системы исчезли все планеты. Что делать, ребята, я не знаю? Как мне вернуть планеты на карту?

Воспитатель. Ребята, мы поможем Астроному? Для этого я приглашаю вас, ребята, и вас, Астроном, в путешествие в космос, в Солнечную систему.

А на чём мы туда отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

До луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая … (ракета)

Чтобы начать наше путешествие, нужно построить ракеты. Я приготовила для вас наборы геометрических фигур и счетные палочки – предлагаю выбрать из чего бы вы хотели их построить и приступить к созданию ракет.

Дети конструируют ракеты. Звучит космическая музыка.

В это время воспитатель спрашивает у одного-двух детей, из чего он строит ракету и какие фигуры использует.

Воспитатель. Посмотрим, какой космодром у нас получился.  Обходят кругом.

Ракеты готовы, теперь необходимо одеть специальную одежду для космонавтов. Какая это одежда? (скафандр, шлем и т.д.).

Одеваем виртуальную одежду для космонавтов и идём на космодром.

Вот выходит на парад                                               Дети маршируют по кругу

Наш космический отряд .

Руки в стороны – к плечам,                                     И.п. – стоя, ноги вместе, руки к плечам.

Дружно мы покажем вам.                                        На счёт «раз» - руки в стороны, «два» - и.п

Мы на пояс руки ставим                                            И.п.- стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч

И наклоны выполняем                                              Наклоны вправо и влево.

Руки вверх -  и вот                                                       И.п. стоя, руки вверх, ноги на ширине плеч

Наклоняемся вперёд.                                                 Наклоны вперёд, спина прямая

Приседаем и встаём                    И.п. – стоя, руки на поясе. На счёт «раз» -                            

                                                                                          присесть, руки вперёд,

Иничуть не устаём.«два» - и.п.

Раз – прыжок, два – прыжок,                                    Прыжки на обеих ногах вправо-влево

Выше, выше, прыг-скок.

И опять шагаем,                                                           Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.

Руки поднимаем.

Дети садятся за столы, расставленные в форме ракеты.

Воспитатель. – Вы готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…

Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.

- Наш полёт начался. Слайд 1.

Рассказ Астронома. В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом, или  на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край земли, и их путешествие заканчивалось. Но были и такие, которые, дойдя до берега, садились на корабли и продолжали свой путь. Они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, где было начало пути. Тогда люди поняли, что Земля не плоская, как  блин, а круглая, как шар.

Воспитатель. Прошло много лет и люди научились строить космические корабли. 12 апреля 1961 года космонавт Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос. Тогда люди окончательно убедились, что земля круглая.

- Ребята, наш полёт продолжается, мы находимся в Солнечной системе. А кто знает, что такое Солнечная система? Ответы детей.

Воспитатель. Это Солнце и девять больших планет, которые движутся вокруг солнца, астероиды, метеориты и кометы, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.

Воспитатель. Солнце – это большая, горячая звезда.   2 слайд.

Нельзя долго смотреть на солнце. Предлагаю сделать гимнастику для глаз. Посмотрите, какая у меня есть звёздочка. (Воспитатель показывает детям звёздочку на палочке).

Гимнастика для глаз «Звёздочка»

«Звёздочку мы увидали, глазки вверх подняли,

Вот звезда полетела, глазки вправо посмотрели.

Опять звезда полетела, глазки влево посмотрели.

А теперь звезда внизу, глазки закрываем, глазки отдыхают».

(дети следят взглядом за звёздочкой вверх, вправо, влево, вниз).

Воспитатель. Ребята, мы приближаемся к первой планете – Меркурий.   3 слайд.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой – совершенно холодная.

(Дети прикрепляют изображение планеты к карте Астронома).

Воспитатель. Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к следующей планете – Венере.  Слайд 4.

Астроном.Венера – самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха  в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.  Прикрепляем планету к карте.

Воспитатель. Спасибо тебе, Астроном, за твой интересный рассказ, а теперь мы с тобой поиграем в игру «Кометы». (На пальцы детям надеваются резинки с разноцветными ленточками «кометы»).

Какое роскошное диво!    (движения рук в стороны над головой)

Почти занимая полсвета, (движения рук в стороны сверху вниз).

Загадочна, очень красива (лёгкий бег по кругу, руки в стороны)

Парит над Землёю комета.

И хочется думать: «Откуда»?  (дотрагиваются до головы)

Явилось к нам светлое чудо?(руки вниз, в стороны, плечи поднять).

И хочется плакать, когда(закрывают глаза руками)

Она улетит навсегда.

А нам говорят: «Это лёд,        (сжать руки в кулак)

А хвост её - пыль да вода!»  (Раскрыть ладони, подуть на них).

«Неважно, к нам Чудо идёт,  (Лёгкий бег по кругу, руки в стороны)

А чудо прекрасно всегда!»

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какая следующая планета?

Планета, на которой мы живём, называется Земля. Егор знает очень хорошее стихотворение про нашу планету.

Есть одна планета  - сад,

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой похожей нету.  (Я. Аким)   (Прикрепляем планету Земля к карте).

Воспитатель. Следующая планета Солнечной системы – Марс. Слайд 6.

Марс – ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. На Марсе, как и на Земле, есть  времена года. Но до сих пор никто не знает, есть ли жизнь на Марсе. А чтобы до него долететь, вам потребуется больше года.

Астроном. Долететь до Марса мы пока не можем, но можем послать свои позывные, повторяйте точно за мной. (Астроном хлопает, (топает) ритмический рисунок, а дети повторяют).

Прикрепляют планету к карте.

Воспитатель. Наше путешествие продолжается и вот новая планета. Слайд 7.

 Юпитер – это пятая и самая большая планета в Солнечной системе. Она весит  в два раза больше, чем другие планеты вместе взятые. Сутки – всего 10 часов.  На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. Пролетаем дальше. (Прикрепляем к карте планет).

Воспитатель.И вот нас встречает шестая планета – Сатурн. Слайд 8.

Вокруг этой планеты - кольцо. Оно состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на большой скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник. Прикрепляем планету к карте.

А сейчас поиграем с Сатурном.   (Макет планеты передаётся детям по кругу).

Детям к предложенному слову предлагают подобрать цепочку однокоренных слов.

Космос – космонавт, космический, космонавтика, космодром…

Луна – лунный, Лунтик, луноход, лунатик…

Марс – марсиане, марсоход…

Планета – планетарий, инопланетяне, инопланетный…

Солнце – солнышко, солнечный…

Метеорит –метеоритный, метеор…

Звезда – звёздный, звёздочка, звездочёт, звездолёт.

Воспитатель.7 планета от Солнца – Уран. Слайд 9.

Уран – это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад. Она лежит на боку, потому что испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Ребята, на этой планете очень холодно. Нам нужно встать и согреться. Мимическое упражнение «Холодок».

Что-то холодно сидеть,

Надо ножки нам погреть.

Дружно встали, пошагали,

И на ручки подышали.

Потянулись, улыбнулись

И в корабль свой вернулись.        (Прикрепили планету к карте).

Воспитатель.Продолжаем наше путешествие, и вот восьмая планета - Нептун.  Слайд 10.

Нептун –тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры, над ней ядовитые облака. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.    (Прикрепляем планету к карте).

Воспитатель. Последняя планета Солнечной системы – Плутон. Слайд 11.

Это самая далёкая от Солнца планета и самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии.    (Прикрепим планету к карте.)

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Мы составили карту для Астронома. Пора нам возвращаться домой. А пока мы летим, вспомним, какие планеты мы сегодня посетили.

(Пальчиковая игра «На Луне жил астроном»).

На луне жил астроном,упражнение «ладонь-кулак»

Он планетам вёл учёт:

Меркурий – раз,загибают пальцы

Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восемь – Нептун.

Девять – дальше всех – Плутон,

Очень умный Астроном!                                      Погладить себя по голове.

Рефлексия.

Вот мы и на Земле. Вам понравилось наше путешествие?  Если вы узнали что-то новое  и у вас хорошее настроение – то возьмите красную звёздочку и прикрепите к нашей карте, если вам не понравилось, вам было не интересно, у вас плохое настроение – то возьмите синюю звёздочку и прикрепите к нашей карте.

Астроном забирает карту, благодарит детей и уходит.

Список литературы:

1. Армстронг, С. Энциклопедия для детей. Юному эрудиту обо всем. [Текст]: учебное пособие/ С. Армстронг. - М. : Махаон, 2002. – 110с.

2. Галиуллина, Э. Г. Мир и человек. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Галиуллина. – М. : Картография, 1991.- 72с.

3. Камзалова, Т. А. Первая книга знаний. [Текст]: Литературно- художественное пособие / Т. А. Камзалова. - Смоленск. : Русич, 2009.- 48с.

4. Тайлер, Д. Всемирная география. [Текст] : Научно – познавательное пособие / Д. Тайлер. – М. : Росмен, 1998.- 163с.

5.http://v-kosmose.com/kosmos-dlya-detei/

6. http://chudo-udo.com/pochemuchka/itemlist/category/65-kosmos


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

ООД Познавательное развитие ( ФЦКМ) ТЕМА"Юрта"

занятие по региональному компоненту в старшей группе по теме башкирское жилище - юрта...

Презентация на тему " Планеты солнечной системы"

Данная презентация поможет детям узнать о солнечной системе.О самой яркой звезде и названиях планет. Также к каждой иллюстрации есть краткие описания....

Тема: «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

                      Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) тему «Кислотный дождь» для старшего дошкольного возраста

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. Развивать любознательность, память, умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных, растений....

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Планеты солнечной системы»

1. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).2. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, метеорит).3. Упражнять в правил...

К О Н С П Е К Т в кружке на тему: «Планеты солнечной системы».

Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном  нахождении на солнце ....