Конспект НОД в старшей группе Тема: «Планеты солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алия Хаметулловна Абдрахманова

1. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).

2. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, метеорит).

3. Упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_doshkolnoe.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение  

« Детский сад №76»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в   старшей  группе

 «Планеты солнечной системы»

                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                                       Абдрахманова  А.С

2019 год

                                     Интегрированное занятие «Солнечная система»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном  нахождении на солнце .

 Развивающие задачи:

  1. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.
  2. Развивать диалогическую речь (высказывать и доказывать свою точку зрения).
  3. Развивать память, слуховое внимание.
  4. Учить ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать умение отгадывать загадки.
  7. Развивать общий кругозор.
  8. Вызвать интерес к космическому пространству.

 Образовательные задачи:

1. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).

2. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, метеорит).

3. Упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.

 Воспитательные задачи:

1. Включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе (создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную деятельность).

2. Развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы) проявлять умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение. метеорит ,.ямки (кратер) Астеро́ид 

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, , маленькое ведерко и мячики, камни разной величины, посуда с песком, письмо, карта Солнечной системы

Предварительная работа:

- беседа о строении солнечной системой;

- знакомство с понятиями Вселенная, космос;

- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

- беседа о планетах и их основных характеристиках; Солнечная система

                 

                       

                      Ход  непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный  момент.

Дети:  Здравствуйте.

II. Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель:

 Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(садятся на свои места.)

Воспитатель: Ребята, сегодня по электронной почте получила необычное письмо!(читает).

Земляне помогите! Наши планеты сошли с орбит. Ждем вашей помощи

Чтобы помочь нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы!

Воспитатель:

Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. Возьму-ка я карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедим? (нет) почему ?

Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедим?(нет) почему?

Расстояние от Земли до Солнца – 149 597 870,691 км. Свет от Солнца долетает до Земли за 8 минут и 20 секунд.

Чтобы дойти до Солнца пешком, потребовалось бы 2000 лет.

Чтобы доехать до Солнца на автомобиле, нужно было бы 200 лет.

Чтобы долететь до Солнца на самолёте, надо 20 лет.

Чтобы долететь от Земли до Солнца на ракете или космическом корабле, требуется 7–8 месяцев.

Воспитатель:  Так на чем мы с вами полетим?(на ракете). А почему именно ракета? (ответ детей) Давайте узнаем скольки-ступенчатая наша ракета. Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов?(3 слога).

Воспитатель. Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд карта Земли )). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что же  с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

Воспитатель. Давайте, проведем опыт.

Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Солнце притягивает  планеты и другие небесные тела, не давая  им  разлететься в космосе, а планеты  не сталкиваются  друг с другом. т к.  движутся  каждая со   своей скоростью и по своему пути. орбите. Чем дальше планета от солнца, тем длинее ее орбита Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.


Воспитатель . Чего не хватает на  нашей  карте? (солнца и планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту

Артикуляционная гимнастика по теме «Космос»

4.Упражнения для языка:

«Часики»--губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.

Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.

Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

Нижняя челюсть неподвижна.

Ор-ор-ор – завели мотор!

Воспитатель: Чистоговорки

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу

Им – им – им, на ракете полетим.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

 Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты(кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск!(резко подпрыгивать и руки в верх).

 Музыка (полет  в космос)

Воспитатель:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг( солнце)

Ребенок :

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

Восп.:  что такое Солнце?

Дети: - Солнце – это большая звезда.

- Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.

- Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно   выглядит большим и круглым.

- На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.

Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).

В центре - Солнце и орбиты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.

-Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?

Дети: Девять.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте». 
По порядку все планеты 
Назовёт любой из нас: 
Раз … Меркурий, 
Два … Венера, 
Три … Земля, 
Четыре … Марс. 
Пять … Юпитер, 
Шесть … Сатурн, 
Семь … Уран, 
За ним … Нептун. 
Он восьмым идёт по счёту. 
А за ним уже, потом, 
И девятая планета 
Под названием Плутон.

 1. МЕРКУРИЙ

Воспитатель: Внимание. Посмотрите в иллюминаторы к какой планете мы приближаемся?(дети называют)

-Ребята, что вы сами знаете о планете Меркурий?

Воспитатель:

.Молодцы! Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. На планете абсолютно нечем дышать. Ни один человек не ступал на Меркурий.

 Воспитатель: - Как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

 - Как вы думаете, какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород)  

Воспитатель:

 Вы знаете, что такое метеорит?

 Метеори́т — тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта

Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.

Воспитатель: Почему такие разные кратеры? (зависит с какой высоты упал метеорит).  Молодцы, справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Берем курс на Следующую планету.

2. ВЕНЕРА

Воспитатель: Мы прибыли на какую планету ? (Венера).

-Что вы знаете о этой планете?

Ответы детей. 

Воспитатель: : Это самая горячая планета. Окружена плотной атмосферой, богатой сернистым газом.

Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте 

-Мы будем приземлятся на планету? Почему?, какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород)  из углекислого газа

Воспитатель: Ребята, продолжать путешествие

 3. ЗЕМЛЯ

Воспитатель: Мы пролетаем мимо (над) нашей планеты.

- Как называется планета на которой мы живем? (Земля).

-Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).

4. МАРС

Воспитатель: Как она называется? (Марс).

Ребята, вы знаете, как эту планету называли раньше?(Планетой войны) верно.

На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп.

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.

 5. ЮПИТЕР

Воспитатель: Мы прилетели на планету (Юпитер). Что вы знаете о этой планете?

Ответы детей.

Воспитатель: Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. Воспитатель: Берем курс на Следующую планету (Сатурн).

 6. САТУРН

Воспитатель: Что вы знаете о этой планете?

Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

 7. УРАН

Воспитатель:

 Уран — это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

 Игра антонимы: планеты бывают разные:

Далекие и близкие

Холодные и теплые

Большие и маленькие

Твердые и мягкие

Тяжелые — легкие

Воспитатель: Молодцы! Полетели дальше.

 8. НЕПТУН

Воспитатель: Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.

9. ПЛУТОН

Воспитатель:  Ребята, а теперь нас ждет самая далекая планета – Как она называется (Плутон). Мы приближаемся.

-Как вы думаете холодная эта планета или теплая?

Дети: Это очень холодная планета.

Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.

. Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем

 Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.

Дети: Садятся за столы

 Воспитатель: Посмотрите, мы  справились и составили карту Солнечной системы.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий. 
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии.

Ответьте на  вопросы. 
1.Сколько планет в солнечной системе?(9)
2. Планета Солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за ее красный цвет (МАРС)

3. Самая далекая от солнца и самая маленькая планета Солнечной системы (ПЛУТОН)

4. Спутник Земли (ЛУНА)

5. Вторая от солнца планета Солнечной системы, соседка Земли (ВЕНЕРА)

6.Чем знаменита планета Сатурн (планету окружают кольца КОЛЬЦО)

7. Самая большая планета Солнечной системы (ЮПИТЕР).  

8         Как называется планета, на которой мы живем? (Земля,обитаемая планета солнечной системы)
9       Что такое Солнечная система?

10         Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?

Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили карту Солнечной системы. ,. Я обязательно сегодня отправлю карту «Солнечной системы»

Воспитатель: С возвращением на планету Земля. Ребята, раздался сигнал тревоги, к нашей планете приближаются осколки астероида. (А вы знаете что такое астероид

) Астеро́ид (распространённый до 2006 года синоним — малая планета) — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды представляют собой небольшие каменистые миры, вращающиеся в космическом пространстве вокруг нашего Солнца. Они имеют слишком маленький размер, чтобы называться планетами. Они также известны как планетоиды или маленькие планеты. Предлагаю детям подойти к столу и посмотреть что там такое.

Воспитатель: Чего не хватает? (планет) Мы спасемся, если в правильном порядке назовем планеты

Дети приклеивают планеты соотнося с цифрой. Дети называют по порядку все планеты.

Назовет любой из вас:
Раз – Меркурий
Два –Венера
Три –Земля
Четыре –Марс
Пять –Юпитер
Шесть –Сатурн
Семь –Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием – Плутон.

            Значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном  нахождении на солнце .

-Какое время года идет после весны,

Скоро лето.оно  всегда радует.

- Чем нас радует лето.

 В нем же хорошо все – тепло, много зелени и цветов, солнечно и ясно, можно купаться и…загорать. Кто-то проводит летнюю пору за работой, а кому-то удается взять от трех летних месяцев пару недель отпуска, и тогда море становится по колено. В любом случае ни одно лето не обходится без загара. Даже, если вы не собираете загорать, но идете на дневную прогулку, нужно обезопасить себя от излишних солнечных лучей, которые могут сильно травмировать кожу. Принимая солнечные ванны, мы укрепляем иммунитет, этому способствует выработка — витамина D. Он укрепляет костную ткань, выводит из организма тяжелые металлы.. Приход лета всегда сопровождается всплеском положительных эмоций и отличного настроения. Солнце быстрее заживляет ранки, порезы, так как оно обладает антибактериальным действием. Умеренное нахождение под солнцем однозначно для здоровья дает положительный эффект и плюс красивый загар.

-Как обезопасить себя от излишних солнечных лучей,

 Поэтому существуют правила правильного и безопасного пребывания на солнце:

Обязательно защищайте кожу, чем активнее солнце, защитного крема. Используйте защитный крем, перед тем как отправиться на пляж, за 10-15 минут до выхода из дома, после купания повторно нанесите крем.

Самое лучшее время пребывания на солнце в утренние и вечерние часы, а вот в период с 12 до 15 часов загорать не рекомендуется, солнце наиболее активно и опасно.
Если пребывание на солнце привело к появлению солнечного ожога, вам необходим  крем , который можно использовать как средство для компресса. Его действие охладит и успокоит кожу, запустит процессы экстренной регенерации и защиты от воспалений.

Обязательно носите шляпы, панамы или любые другие головные уборы, защищающие голову от солнечного удара. Особенно рекомендуется защищать голову обладателям светлых волос, которые больше подвержены солнечному удару.

Особый уход требуют чувствительные области, которые необходимо максимально защищать, а именно – шея, губы, веки и глаза. Уделите им особое внимание – используя защитный крем, молочко для загара, солнцезащитные очки.

Дабы не испортить себе зрение.

Наносите защитный крем, даже если вы отдыхаете под тентом, помните, солнечные лучи отражаются от воды и песка, по этой же причине не следует загорать лежа не песке. Старайтесь загорать активно, например, во время игры в волейбол.

После солнечных ванн обязательно примите душ и смойте солнцезащитные средства, после чего нанести крем после загара или увлажняющее молочко для тела. .

Избегайте долгих прогулок на солнце.
;Одежда должна быть легкой, желательно из хлопка, подобрана в зависимости от температуры, прикрывая ручки и ножки. Если вы на пляже, используйте зонтик;
Во избежание риска обезвоживания, ребенку нужно часто предлагать жидкость (водичку, компоты, соки, чай);
Итог

Вам понравилось занятие?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Планеты солнечной системы» в подготовительной к школе группе .

Цели и задачи:Систематизировать знания о строении Солнечной системы.Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).Расширить словарный запас ( солн...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

ООД Познавательное развитие ФЦКМ Тема. «Планеты солнечной системы»

ООД Познавательное развитие ФЦКМ Тема. «Планеты солнечной системы»...

Презентация на тему " Планеты солнечной системы"

Данная презентация поможет детям узнать о солнечной системе.О самой яркой звезде и названиях планет. Также к каждой иллюстрации есть краткие описания....

Тема: «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

                      Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение...

К О Н С П Е К Т в кружке на тему: «Планеты солнечной системы».

Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном  нахождении на солнце ....