конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Планеты солнечной системы» в подготовительной к школе группе .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Голощапова Светлана Владимировна

Цели и задачи:

  1. Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
  2. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).
  3. Расширить словарный запас ( солнечная система, планета, земная кора, мантия, ядро).

- Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля). Вывешиваю карту Солнечной системы

- Наш общий дом – это планета  Земля, которая вращается вокруг солнца.

- Что это такое?   (глобус)

-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля?   (круглая, похожая на шар)

- Есть ли на нашей планете суша?  (да)

- Каким цветом она обозначена на глобусе?   (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

- Много ли на нашей планете воды?   (больше, чем суши)

- Каким цветом она обозначена на глобусе?   (синим, голубым, белым)

- Наша планета самая красивая из всех планет.

- Какие ещё планеты вы знаете?   (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Ребята, перед вами фотоснимок Земли сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму … (шара). Что есть на Земле? Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Еще нашу Землю называют живой.

Почему нашу планету называют живой?

Кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения)

Наружный твердый слой Земли - называется земной корой,

Глубже земной коры находится мантия,

Ещё глубже – земное ядро.

 Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее.

ОПЫТ №1. Показываю детям яйцо. Яйцо – это символ жизни, а Земля – это планета жизни.

Строение Земли и яйца  очень похожи. Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей. Давайте будем сравнивать:

1. У яйца есть - скорлупа.         У Земли есть  - кора.

2. Под скорлупой, что находится у яйца?  - белок.  А у земли – мантия.

3. В самом центре яйца – желток.   В самом центре Земли – ядро.

А вы летали на самолете? Что вы видели из окна самолета? (ответы детей).

Ребята, как вы думаете, почему день сменяется ночью. А на смену ночи приходит день?

Планета Земля имеет форму…(подскажите) шара и вращается вокруг своей оси.   Показываю глобус.

  1. Глобус можно вращать?

Это не случайно. Оказывается, Земля постоянно плавно вращается вокруг воображаемой линии – земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным  полюсами.

Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси совершает за сутки, за 24 часа.

Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь

 ОПЫТ № 2:  Доказываю, детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Физкультминутка

Мы цепочкой друг за другом,
Взявшись за руки идем.
Идут цепочкой, взявшись за руки, правое плечо вперед.

Повернувшись внутрь круга,
Медленно кольцо замкнем.
Вот колечко, то есть круг,
Останавливаются, образуют круг,

взявшись за руки.

Наши руки, приподнявшись,
Прямые руки поднимают вверх.

Лучиками стали вдруг.
Потянуться вверх на носочках.

Мы сомкнулись, повернулись
Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.

Раз! И солнцем обернулись.
Руки вверх - потянуться на носочках.

Чтоб нас лучше разглядели,
Раз – присели, два – присели.
Руки вперед, приседают два раза.

Вдаль сейчас ракета мчится,
Прямо к звездной тишине.

Прямые руки поднимают вверх,
соединяя ладони рук над головой.
Потянуться на носочках.

И звездою обратившись,
Прямые руки над головой – растопырить пальцы рук.

Ярко светит в темноте.
Выполняют движения «фонарики» кистями рук.

Можем сделать мы флажок,
Попеременные движения прямыми руками вверх – вниз перед собой.

Можем – треугольник.
Соединить ладони треугольником перед собой.

Это все легко и просто –
Сделать может школьник.
Махнуть правой рукой перед собой

Что же такое Луна, и почему художник нарисовал так, что Земля держит Луну за руку? (Луна - это спутник Земли.)

А что же такое Земля? (Земля - это планета.)

Верно. Мы говорили, что Земля - это родной дом, а Солнечная система - родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты.

Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты.

У детей на столе приготовлены альбомные листы, на них нанесены орбиты, солнце; шаблоны планет. Во время чтения стихотворения, дети приклеивают планеты на соответствующие орбиты. 

По порядку все планеты.
 Назовёт любой из нас:
 Раз - Меркурий,
 Два - Венера,
 Три - Земля,
 Четыре - Марс.
 Пять - Юпитер,
 Шесть - Сатурн,
 Семь - Уран,
 За ним - Нептун.
 Он восьмым идёт по счёту.
 А за ним уже, потом,
 И девятая планета.
 Под названием Плутон.

1 Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.

2. ВЕНЕРА - Это самая горячая планета.

 3. ЗЕМЛЯ - Планета, на которой мы живем.

4. МАРС - На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком.

 5. ЮПИТЕР - Это самая большая планета в Солнечной системе.

 6. САТУРН - Вокруг планеты есть кольца. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

 7. УРАН - Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

 8. НЕПТУН - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.

9. ПЛУТОН - Это очень холодная планета.

Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.

Вывод: Теперь мы с вами знаем строение нашей планеты - Земля. А карта солнечной системы, сделанная своими руками, поможет нам запомнить расположение планет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Планеты солнечной системы» в подготовительной к школе группе .

Цели и задачи:

  1. Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
  2. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете).
  3. Расширить словарный запас ( солнечная система, планета, земная кора, мантия, ядро).

- Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля). Вывешиваю карту Солнечной системы

- Наш общий дом – это планета  Земля, которая вращается вокруг солнца.

- Что это такое?   (глобус)

-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля?   (круглая, похожая на шар)

- Есть ли на нашей планете суша?  (да)

- Каким цветом она обозначена на глобусе?   (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

- Много ли на нашей планете воды?   (больше, чем суши)

- Каким цветом она обозначена на глобусе?   (синим, голубым, белым)

- Наша планета самая красивая из всех планет.

- Какие ещё планеты вы знаете?   (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Ребята, перед вами фотоснимок Земли сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму … (шара). Что есть на Земле? Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Еще нашу Землю называют живой.

Почему нашу планету называют живой?

Кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения)

Наружный твердый слой Земли - называется земной корой,

Глубже земной коры находится мантия,

Ещё глубже – земное ядро.

 Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее.

ОПЫТ №1. Показываю детям яйцо. Яйцо – это символ жизни, а Земля – это планета жизни.

Строение Земли и яйца  очень похожи. Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей. Давайте будем сравнивать:

1. У яйца есть - скорлупа.         У Земли есть  - кора.

2. Под скорлупой, что находится у яйца?  - белок.  А у земли – мантия.

3. В самом центре яйца – желток.   В самом центре Земли – ядро.

А вы летали на самолете? Что вы видели из окна самолета? (ответы детей).

Ребята, как вы думаете, почему день сменяется ночью. А на смену ночи приходит день?

Планета Земля имеет форму…(подскажите) шара и вращается вокруг своей оси.   Показываю глобус.

  1. Глобус можно вращать?

Это не случайно. Оказывается, Земля постоянно плавно вращается вокруг воображаемой линии – земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным  полюсами.

Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси совершает за сутки, за 24 часа.

Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь

 ОПЫТ № 2:  Доказываю, детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Физкультминутка

Мы цепочкой друг за другом,
Взявшись за руки идем.
Идут цепочкой, взявшись за руки, правое плечо вперед.

Повернувшись внутрь круга,
Медленно кольцо замкнем.
Вот колечко, то есть круг,
Останавливаются, образуют круг,

взявшись за руки.

Наши руки, приподнявшись,
Прямые руки поднимают вверх.

Лучиками стали вдруг.
Потянуться вверх на носочках.

Мы сомкнулись, повернулись
Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.

Раз! И солнцем обернулись.
Руки вверх - потянуться на носочках.

Чтоб нас лучше разглядели,
Раз – присели, два – присели.
Руки вперед, приседают два раза.

Вдаль сейчас ракета мчится,
Прямо к звездной тишине.

Прямые руки поднимают вверх,
соединяя ладони рук над головой.
Потянуться на носочках.

И звездою обратившись,
Прямые руки над головой – растопырить пальцы рук.

Ярко светит в темноте.
Выполняют движения «фонарики» кистями рук.

Можем сделать мы флажок,
Попеременные движения прямыми руками вверх – вниз перед собой.

Можем – треугольник.
Соединить ладони треугольником перед собой.

Это все легко и просто –
Сделать может школьник.
Махнуть правой рукой перед собой

Что же такое Луна, и почему художник нарисовал так, что Земля держит Луну за руку? (Луна - это спутник Земли.)

А что же такое Земля? (Земля - это планета.)

Верно. Мы говорили, что Земля - это родной дом, а Солнечная система - родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты.

Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты.

У детей на столе приготовлены альбомные листы, на них нанесены орбиты, солнце; шаблоны планет. Во время чтения стихотворения, дети приклеивают планеты на соответствующие орбиты. 

По порядку все планеты.
 Назовёт любой из нас:
 Раз - Меркурий,
 Два - Венера,
 Три - Земля,
 Четыре - Марс.
 Пять - Юпитер,
 Шесть - Сатурн,
 Семь - Уран,
 За ним - Нептун.
 Он восьмым идёт по счёту.
 А за ним уже, потом,
 И девятая планета.
 Под названием Плутон.

1 Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.

2. ВЕНЕРА - Это самая горячая планета.

 3. ЗЕМЛЯ - Планета, на которой мы живем.

4. МАРС - На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком.

 5. ЮПИТЕР - Это самая большая планета в Солнечной системе.

 6. САТУРН - Вокруг планеты есть кольца. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

 7. УРАН - Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

 8. НЕПТУН - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.

9. ПЛУТОН - Это очень холодная планета.

Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.

Вывод: Теперь мы с вами знаем строение нашей планеты - Земля. А карта солнечной системы, сделанная своими руками, поможет нам запомнить расположение планет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и изобразительной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »

Цель данного занятия – это продолжить знакомство с историей возникновения дымковской игрушки: где родилась дымковская игрушка, для чего нужны дымковские игрушки? Особенности производства и роспи...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группе

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группеЕлена Данилова Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготови...

Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России

Конспект интегрированного НОД по окружающему миру с элементами ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по России. Расширение знаний детей о РоссииЗакрепление у детей элементарных пре...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Неваляшка»

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:1.  Учить детей создав...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Дерево»

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:1. Ознакомить детей с понят...

Занятие-путешествие «Планеты солнечной системы» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

Департамент образования мэрии города МагаданаМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 5»(МАДОУ Д/С № 5)       Занятие-путешествие...

Занятие-путешествие «Планеты солнечной системы» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

Департамент образования мэрии города МагаданаМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 5»(МАДОУ Д/С № 5)       Занятие-путешествие...