"Россия - Родина моя!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дидух Наталья Ивановна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Россия – Родина моя!»

Возраст: подготовительная к школе группа

Направление: познавательно-речевое

Основная образовательная область: познание

Форма: НОД

Цель: Формировать понятие Родины, как место, где человек родился, и страны, где он живет; закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Воспитывать чувство патриотизма. Расширять кругозор, пополнить словарный запас детей.

Задачи:

. воспитательные

- воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну;

. развивающие

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

. образовательные

- систематизировать представления детей о Родине, ее национально-культурных традициях;

- закреплять знания детей о городах и столице России городе Москве;

- познакомить детей с символами России (гербом, флагом, гимном);

- расширять представления о странах мира;

- формировать представления о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая» Родина;

Планируемый результат: формирование знаний детей о России, как своей Родине

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые

Материал и оборудование: глобус, презентация

Организация детей: дети сидят полукругом

Предварительная работа:

- коллективное рисование планет;

- беседы о городах России, о достопримечательностях города Москвы;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы о Москве;

- заучивание стихотворений;

Структура НОД:

1.Вводная часть

2. Основная часть

3. Анализ

Анализ НОД: подвести итоги сформированных действий, выполнение цели

Ход НОД:

(На проекторе изображение планет, на столе стоит глобус)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в замечательное путешествие. Представьте, что сейчас мы находимся в космосе, вокруг нас разные планеты. А вы знаете названия этих планет? (Ответы детей)

Воспитатель: А какая из этих планет наша? Как она называется? Правильно – Земля. Как вы видите она голубого цвета. А кто скажет почему? (выслушивает ответы детей, подводит итог). А если на планете так много воды, почему же ее назвали Земля? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на глобус. Глобус – это маленькая модель нашей планеты. На земле много разных стран. А какие страны знаете вы? (ответы детей)

Молодцы. Вы назвали много разных стран, а теперь скажите, как называется наша страна?

Воспитатель: Правильно - Россия! Самая большая страна в мире наша Родина Россия.

- Посмотрите, какую огромную территорию она занимает (показ границы на слайде).

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна –

В другом - снега и вьюга!

(Во время чтения стихотворения на экране демонстрируются пейзажи России)

- Ребята, а вы где родились, в какой стране?

Воспитатель: Значит се мы с вами россияне. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?

Дети (примерные ответы):

-Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра.

- Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, газом, углем.

Воспитатель: Правильно! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России? (Ответы детей)

Воспитатель: В России живут много людей разных национальностей. Это русские, украинцы, белорусы, татары, черкесы, якуты, ненцы, мордва, калмыки и др. (показ иллюстраций на экране)

У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Но все они проживают на территории одной страны в мире и согласии.

Физкультминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди!

Воспитатель: Что такое Родина? (ответы детей)

Воспитатель: Да, слово Родина, если прислушаться к звучанию очень, похоже, к таким словам как родня, родственник, родной, родимая. А оком мы сейчас говорим?

Дети: О папе, о маме, бабушке, дедушке и т.п.

Воспитатель: Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием.

Стихотворение: «С чего начинается Родина?» М. Матусовский

(рассказывает ребенок)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет.

(По всем строчкам показываются картинки на экране)

Воспитатель: А какая она наша Родина? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Давайте поиграем в игру «Я начну пословицу, а вы продолжите»:

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Жить – родине служить.

Нет краше земли, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать ее от врагов.

- Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. Посмотрите, как пишется это слово. (на доске выкладывается слово)

- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту (воспитатель показывает детям карту России). Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь сутки.

- В каких двух частях света расположилась Россия? (Европа и Азия)

Воспитатель: Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы?

- (Флаг, герб, гимн)

Поговорим  о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

- (Белый, синий, красный)

Что означает белый цвет?

- (Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает)

- Что означает синий?

- (Это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей)

- Что означает красный?

- (Красный – это цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое гимн?

- (Это главная песня страны)

Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Когда звучит гимн все граждане России встают.

- Когда и где мы можем услышать гимн?

- (Утром по телевизору, радио, на торжественных собраниях, на награждениях за спортивные победы)

- А давайте рассмотрим герб России. Что на нем изображено? (Двуглавый орел)

- А где вы еще встречали герб? (ответы детей)

Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах. Гербы являются принадлежностью к государству. Герб пришел к нам еще из Византийской империи и был изображен двуглавый орел со знаками власти в когтистых лапах. Гербы помещали на воротах, на главных зданиях.

- Как называется главный город нашей страны? Давайте послушаем стихотворение о нашей столице – Москве.

(Рассказывает ребенок):

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве по экрану)

Воспитатель: А кто знает, кто является президентом нашей страны? (ответы детей и показ фотографии)

- Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

- А какое дерево символизирует Россию? (Береза)

- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.

Воспитатель: Наша Россия славится мастерами народно-прикладного искусства.

(Стихотворение читает ребенок):

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

- Я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров.

(Отгадайте загадки, отгадки появляются на экране):

Разноцветные подружки

Любят прятаться в друг дружке. (Матрешки)

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель)

Золотом и алым цветом

Это чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо

Это чудо - …. (Хохлома)

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски…. (Дымковская игрушка)

По розанам и купавам

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землей.

Вот так удаль молодецкая!

Это роспись - ….. (Городецкая)

Воспитатель: Мы много с вами говорили о большой родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Как называется город, в котором мы живем? А мы с вами кто? У нашего города тоже есть своя символика (показывается герб и флаг Нижнекамска)

- На какой реке расположился наш город? Какие места вам нравятся в нашем городе?

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда …

Дети: И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к дню России "Россия родина моя"

Работа с детьми и их родителями. Выставка рисунков, аппликаций...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Наглядный дидактический материал для патриотического уголка "Россия - Родина моя!", "Тыва - малая Родина моя!"

         Неотъемлемая часть становления личности ― патриотическое воспитание с малых лет. Ребенку нужно с раннего детства прививать чувство любви к Родине, гордости за ...

Презентация "Россия - Родина моя!"+ Дидактические игры по теме "Родина моя"

Цель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к Родине.Задачи:Закрепить знания детей о государственных символах России;Воспитывать чувство любви к своей Родине ...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....