НОД "Кто живет в горах"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект НОД с презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kto_zhivet_v_gorah.zip1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по познавательному развитию

«Кто живет в горах».

Цель:

- Познакомить детей с некоторыми обитателями гор , их приспособленностью к таким условиям жизни

Задачи:

- Развивать познавательный интерес.

- Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.

- Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Материалы, инструменты, оборудование:

 Физическая карта мира и России, фотографии, мультимедийная доска и сопутствующее ей оборудование.

Предварительная работа:

Просмотр книг о животных, растениях гор, энциклопедии, видеофильма о горах. Создание макета горы из подручных материалов.

Содержание занятия:

Воспитатель: Ребята, помните, вчера мы с вами разговаривали о горах? Давайте вспомним, какие бывают горы?

Дети: Большие, высокие, огромные, широкие.

Воспитатель: Давайте посмотрим эти карты и найдем на них горы. Каким цветом они показаны? Почему в некоторых местах на коричневом фоне гор выделяются белые пятна?

Дети: Это снег.

Воспитатель: Правильно. Вершины самых высоких гор покрыты снегом и льдом. А что такое снег и лед?

Дети: Вода.

Воспитатель: Конечно, поэтому на вершинах гор берут начало многие реки. Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Если подняться в горы очень высоко, окажешься рядом с облаками! А вот внизу, у подножий многих гор бывает тепло. Поэтому там больше животных и растений, чем наверху. Иногда на вершинах лежат огромные камни, покрытые мхами и лишайниками. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев.

Наше путешествие начинается у подножия горы. Рядом с нами шумит быстрая река, она перекатывает большие камни. Слышите, как они гремят?

Дети: Да.

Воспитатель: Интересно, откуда появилась эта река? Попробуем выяснить, когда попадем наверх. Здесь, внизу, у подножия горы тепло. Давайте нам придется долго идти по склону горы. Поднимаемся постепенно вверх, вокруг нас шумят листвой деревья. Слышите?

Наша тропинка снова поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей еще достаточно. Бабочки летают все реже, но птицы еще есть. Смотрите, со склона горы падает водопад. Здесь можно отдохнуть: развести костер, пообедать. А сейчас немного разомнемся.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале. . .

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

 Мы отдохнули на привале, а мусор куда денем?

Дети: берем его с собой, собираем в рюкзаки, костер надо потушить.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ой, смотрите, какой забавный зверек сидит на камнях. Вы знаете, кто это?

Дети: нет.

Воспитатель: А на кого он похож?

Дети: на большую мышку, на зайца.

Воспитатель: Этот забавный зверек называется сеноставка. Свое имя они получили за то, что запасают еду своеобразным способом – ставят небольшие стожки сена. Вот такие. Кроме того, в преддверии холодов сеноставки собирают траву, веточки и кладут их на камни, чтобы подсушить. В горах они прячут свои запасы между камнями.

Еще их называют пищухами, так как в случае опасности эти зверьки громко свистят. Давайте и мы с вами побудем пищухами, и немного посвистим. Кто громче.

Дети свистят.

Воспитатель: Молодцы. Продолжим наше путешествие. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее. Можно уже и шапочки надеть. Давайте оденем.

Дети одевают шапочки и рукавички.

Воспитатель: Какие большие камни! Их невозможно сдвинуть с места. На больших камнях лишь мхи с лишайниками растут. Видите? В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными.

Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козел. Давайте изобразим, как он бегает по скалам.

Дети скачут.

Воспитатель: Высоких деревьев вокруг почти не осталось, только ель из стройного дерева превратилась в кустарник, стелется среди камней. Мы поднялись уже достаточно высоко. Слышите, как свищет ветер? Держите свои шапочки, а то унесет. Высоким деревьям трудно выжить в таких условиях, поэтому они прижались к земле: ветер им не мешает, а зимой от морозов спасает снежное одеяло. Смотрите, какое интересное растение на отвесной скале. Как будто розовую подушку для сна кто-то приготовил. Такие цветы так и называются – растения-подушки. Они собрались все вместе, так им теплее, и легче выжить в суровых горах.

Спрячемся среди камней, замрем на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого-нибудь зверя. Смотрите, из-за камней показался очень большой бык. Рассмотрим его в бинокль.

Дети при помощи ладошек имитируют бинокль.

Воспитатель: Это – як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он двигается не спеша, давайте покажем, как он идет. Подойдем к нему поближе и осторожно погладим.

Дети гладят корову, завернутую в мех с длинным ворсом.

Воспитатель: Он очень забавно хрюкает. У яка на животе очень длинная шерсть, которая заменяет ему спальный мешок: когда он ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем отличаются эти быки от других?

Дети: на спине у них горб, длинные рога, загнутые вверх.

Воспитатель: правильно, таких быков люди давно разводили в горах, они выносливые, люди пьют их жирное молоко.

Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, который живет только в горах – снежный барс. Нам очень повезло: снежного барса увидеть очень трудно, обычно он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. Это редкое животное, его даже в Красную книгу занесли. У барса очень густой, пушистый, мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. На кого он похож?

Дети: на большую кошку, на леопарда.

Воспитатель: Конечно, это родственник кошки. Иногда люди домашних котов называют Барсиками.  Давайте попробуем двигаться, как барс. Этот зверь умеет незаметно подкрадываться к своей добыче.

Дети имитируют барса.

Воспитатель: Попрощаемся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь.

Кто будет внимателен, тот сможет заметить необычный цветок – эдельвейс. Он растет высоко в горах, и его трудно найти. Вы чувствуйте, как стало холодно?

Дети изображают, как они мерзнут.

Воспитатель: Давайте оденемся потеплее. Уже немного осталось до вершины, видите, все чаще встречаются пятна снега. Слышите, где-то рядом журчит ручей? Откуда вода в ручейке? На вершине тают снег и лед. Там высоко в горах рождается речеёк, который потом превращается в ту реку, которую мы видели у подножия. Вода в нем очень чистая, только холодная, мы можем её даже попробовать, но осторожно.

Дети пробуют холодную воду.

Воспитатель: Ну, вот мы и на вершине! Посмотрите, что вы видите?

Дети: везде снег, он блестит.

Воспитатель: Здесь очень холодно, не то, что у подножия горы! Давайте на вершине оставим наш флажок. Так делают путешественники, которые покоряют горы.

Дети втыкают флажок в макет горы.

Воспитатель: Вот и окончилось наше путешествие. Вам понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте вспомним, кого мы видели?

Дети: Видели пищуху, снежного барса, горного козла, яка, растение – подушку и эдельвейс.

Воспитатель: Молодцы. В следующий раз мы узнаем, как нужно себя вести в горах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Гори, гори ясно»

При проведении проекты были поставлены задачи:Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.Познакомить детей с правилами поведения ...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Ой, горе Федоре, горе»

      Занятие состот из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. На занятии обучение строила как увлекательную проблемн...

Эксперимент "Горит не горит."

экспериментальная  деятельность с детьми по Основам безопасности и ознакомлению с окружающим миром....

Презентация к педагогическому проекту «Гори, гори ясно»

Вид проекта: информационно- практический.Продолжительность: краткосрочный (2 недели).Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта:Формирование ...

Педагогический проект «Гори, гори ясно»

При проведении проекты были поставлены задачи:Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.Познакомить детей с правилами поведения ...

Презентация к педагогическому проекту «Гори, гори ясно»

Вид проекта: информационно- практический.Продолжительность: краткосрочный (2 недели).Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта:Формирование у дете...

«Кто живет в горах?»

Конспект организации образовательной деятельности «Природа и ребенок» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности...