Обобщение педагогического опыта. Знакомство детей с русским бытом.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Создание мини-музея и занятия с детьми о русских традициях,  помогают детям узнавать о культурном наследии своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_zanyatie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по образовательной области «Познание»  - Окружающий мир

в подготовительной к школе группе:

« Славянский быт и традиции Древней Руси».

Цели:

Образовательное направление.

1) Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;

2) Учить навыкам словообразования,

3) Упражнять в употреблении грамматических категорий.

Коррекционное направление.

1) Развивать интеллектуальные функции — память, внимание;

2) Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки;

Воспитательное направление.

1) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение о русском народе;

2) Драматизация по мотивам русских сказок;

3) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….

4) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

5) Экскурсия в краеведческий музей города Асино.

Материал, оборудование: Интерактивная доска Smart Board - презентация; ноутбук.

Декорация: стол, лавки, сундук, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, посуда, самовар, деревянная и глиняная  посуда, «лента времени», клубок ниток, веретено, подсвечник, картинки предметов прошлого и настоящего (пылесос-веник,  свеча, лучина – настольная лампа, керосиновая лампа, перо-шариковая ручка).

Ход:

Непосредственно образовательная деятельность проходит в группе, украшенной под старинную избу, с изображением русской избы на интерактивной доске.  (1 слайд: внутренний мир русской избы).

В группу входят дети. Воспитатель в приветствует  детей.

В.: - Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и  новостей! Из каких краёв будете, как страна называется, в которой вы живёте?

Д.: - Россия.

В.: - Приглашаю вас в добрую избу, заглянуть в старину древнюю, старину русскую. В то время, когда страна наша не Россией, а Русью звалась.

 (Дети рассаживаются на стулья полукругом у доски с презентацией.).

В.: - У меня есть чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси. (слайд 2).

2 слайд: Деревянные избы.

В.:  - Знаете ли, Вы почему Русь называли деревянной?

Д.:- ответы детей

В.: - На Руси люди строили избы из дерева. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

3 слайд: Колодец

В.: - Он стоял почти около каждой избы,

(слайд 4) из него люди, с помощью коромысла и вёдер, домой носили воду.

5 слайд: Печка.

В.: - Самая главная в русском доме была печка. Чем людям она помогала?

Д.: - ответы детей.

В.: - Она и кормила людей, и обогревала их и  зимними вечерами и спать укладывала.

6 слайд: Красный угол.

В.: - Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).

7 слайд: Люлька.

Для малышей приделывали к потолку люльки, которые ещё назывались «зыбкой». В ней  можно было усыпить ребёнка покачивая.

8 слайд: Веретено.

В.: - Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

9 слайд: Сарафаны и рушники.

В.: - Вот такие сарафаны и рушники шили русские умелицы.

10 слайд: Плетение лаптей.

В.: - Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.

В.: - Предлагаю вам игру. я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

Раньше вытирались рушником – полотенцем,

Зажигали лучину - лампочку

Детей укладывали в колыбельку - кроватку

Повязывали кушак - пояс, ремень

Варили в чугунке – в кастрюле

Вещи хранили в сундуке – в шкафу

На голове носили картуз - кепка

На ногах лапти – сапоги

В.: - Вот и Баба Яга на метле откуда - то взялась, видимо подвижная игра началась! (10 слайд).

Подвижная русская народная игра «Бабка Ёжка»

( Дети встают в круг. В середине круга «Баба Яга» с помелом. Вокруг дети бегают и дразнятся:

-Баба Яга, костяная нога,

В ступе летала, ногу сломала,

Всех метлой гоняет,

Запятнать желает.

Баба Яга прыгает на одной ноге  желая превратить ребёнка в камень, дотронувшись метлой.)

В.: - Вижу, хорошо вы знаете старинные слова, а загадки сможете отгадать?:

- Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. (Ухват)

- Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).

- В печку забежала – угли все перемешала. (Кочерга)

- Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)

- 2 брата пузатых под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит (Ведра и коромысло)

- Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)

- Что по горнице гуляет пыль и мусор собирает  (Веник)

В.: - В горнице моей сундук волшебный стоит, только предметы в нём все перемешались, не поможете ли  порядок навести, каждому предмету свою пару подобрать?!

Пылесос – веник

Чугунок – кастрюля

Свеча – лампочка

Перо – ручка

Сундук – шкаф

Лапти – сапоги

Самовар – чайник

Лошадь с телегой – легковая машина.

В.: - А ещё, мне от Бабы Яги «Лента времени» досталась, она каждому предмету своё место определяет. Да только вот сломалась, не поможете починить? Расставить осветительные приборы от старинных – до современных. (Свеча – подсвечник – керосиновая лампа – настольная лампа).

В.: - Наше путешествие по времени подошло к концу. Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, ниточку размотайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось вам больше других. Начнём  с меня – ухват…

-Вот как ниточка эта вас держит и объединяет, так и знания помогают нам сохранять связь времен и поколений! В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Приобщение детей к устному народному творчеству"

Перспективный план по теме.Конспекты занятий.Проект.Былины. Рассказы воспитателя, беседы, д/и, п/и, словесные игры, пословицы, поговорки и т.д....

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Обобщение педагогического опыта- Приобщение детей к истокам русской культуры через Слово

Обобщение педагогического опыта - Приобщение детей к истокам русской культуры через Слово...

Обобщение педагогического опыта на тему" Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа"

Обобщение педагогического опыта на тему:«Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа»     Выполнила: Баранова Н.А-...