Конспект занятия в старшей группе Тема: Прилет скворцов.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Махмутова Гульназ Рафиловна

Программные задачи: закрепить представление о том, что скворцы и другие перелетные птицы возвращаются из теплых краев весной. Уточнить представление детей о внешнем виде скворца, учить отличать его от вороны, грача. Формировать представление о поведении скворцов. Поддерживать у детей радостное настроение от прилета скворцов. Воспитывать гуманные чувства по отношению к птицам.

Активизировать  словарь:                       скворечник, жердочка.

Подготовка    воспитателя: определение программных задач, изготовление скворечников, подбор художественной литературы.

Оборудование: скворечник, установленный на участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvortsy_priliteli.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Солнышко»

Зеленодольского муниципального района  Республики Татарстан

Конспект занятия в старшей группе

Тема:  Прилет скворцов

Воспитатель: Махмутова Гульназ Рафиловна

                                                            2015г.

Программные задачи: закрепить представление о том, что скворцы и другие перелетные птицы возвращаются из теплых краев весной. Уточнить представление детей о внешнем виде скворца, учить отличать его от вороны, грача. Формировать представление о поведении скворцов. Поддерживать у детей радостное настроение от прилета скворцов. Воспитывать гуманные чувства по отношению к птицам.

Активизировать  словарь:                       скворечник, жердочка.

Подготовка    воспитателя: определение программных задач, изготовление скворечников, подбор художественной литературы.

Оборудование: скворечник, установленный на участке.

Ход:

Дети стоят полукругом лицом к скворечнику, воспитатель в центре.

- Дети, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте его:

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежит с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке!

                    (Г. Ладонщиков)

- Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? А как вы об этом догадались? (бегут ручьи, появились проталины, прилетели птицы).

- Как называют птиц, прилетевших к нам весной? (перелетными)

- Правильно. Отгадайте загадку: на шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его …. (скворец)

        - Молодец, Павлик, именно скворцы прилетели в скворечники-домики, что мы установили на нашем участке. Обратите внимание на то, как выглядят скворцы.

- Опиши, Ирина,  ты (черные блестящие перья переливаются на солнце, длинный острый клюв). Верно, а кто может сказать, чем скворец отличается от грача?

- Грач крупнее и клюв больше.

- Да, а еще песней.

- Как кричит грач? (Крак). А пение скворцов громкое, мелодичное и очень разнообразное. Вот послушайте.

- А чем отличается скворец от вороны? У вороны перья по бокам серые, кричит «кар».

- Молодцы. А теперь давай понаблюдаем, чем занимаются наши гости. Внимательно смотрите, а потом каждый из вас расскажет, что он увидел.

- Теперь расскажите, что вы увидели. Расскажи ты, Илья (скворцы сидят и поют песни).

- А на чем они сидят ? (на жердочке).

- А что увидела Света? (скворцы залетают в скворечник, а затем снова вылетают).

- Обратите внимание: когда скворец снова возвращается. То в клюве он держит кусочек тряпочки или травинку, или комочек шерсти.

- Для чего это ему нужно? (для того, чтобы сделать свой домик мягким и теплым).

- А как вы думаете, еще зачем? (чтобы птенцам было тепло и уютно).

- А кто еще что заметил? (скворцы ходят по земле и ищут червяков).

-Да, скворцы кормятся насекомыми на земле. Отыскивая корм, они ходят большими шагами, всюду всовывая свой длинный клюв, отыскивая вредных насекомых, которых они уничтожают в большом количестве.

- Скворцы – очень полезные птицы. Их надо беречь и охранять.

- Скажите, как мы можем заботиться о птицах весной? (ставить скворечники).

- А как еще?

Тогда послушайте:

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю,

Ни ловушками, ни в сети

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обидел в жизни я.

                    (Г. Ладонщиков)

- Так как еще мы можем проявлять заботу? (не обижать птиц, не разорять гнезда).

- Очень хорошо! Запомните это!

Заклички

-Жаворонки, жавороночки!

Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко!

***

Жаворонушки!

Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки!

Нам весну-красну, да тепло летечко,

Жаворонушки!

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

Жаворонушки!

А воды-то полила за три колодезя,

Жаворонушки!

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,

Жаворонушки!

На базарик пертаскали, за копейку продавали,

Жаворонушки!

За копейку продавали, детям хлебу покупали,

Жаровонушки!

Ой вы, жаворонки, жаворонушки,

Летите в поле, несите здоровье,

Первое — коровье, второе — овечье,

Третье — человечье.

***

-Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички - жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

***

-Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

***

-Летел кулик

Из-за моря,

Принёс кулик

Девять замков

- Кулик, кулик

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Тёплое лето!

Загадки про перелетных птиц

Загадки про перелетных птиц (для дошкольного возраста) .

Скворец, Жаворонок, гусь, цапля, кукушка, соловей, грач, ласточка.

Скворец

***

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец.

***

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

Жаворонок

***

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

***

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

***

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

***

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

***

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит.

Грач

***

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

***

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

***

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

***

Летом за пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит.

***

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …

***

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам.

Цапля.

***

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет.

***

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

***

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

***

Длинная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

У меня ходули —

Не боюсь болота.

Лягушат найду ли, —

Вот моя забота!

Соловей

***

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

***

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет.

***

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы -

***

Серая птаха в лесу живет,

Повсюду чудесным певцом слывет.

Гусь

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь, Кто это…

***

Ходит тега с теганятами, -

Не ногами, а лопатами.

Все пловцы неплохие,

Выходят из воды сухие.

***

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

***

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки — беги без оглядки!

***

Вводе купался,

Да сух остался!

***

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это.

Ласточка

***

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

***

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

***

Желанный гость

с далекого края

под окном живет.

***

Кукушка

***

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку? »

***

В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут?

***

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

***

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её …

***

Еще на свет не появился,

В чужом гнезде он очутился.

***

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку".

Журавль

***

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти.

***

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

***

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Домик для скворца"

Занятие на тему "Домик для скворца" для детей младшей группы.Задача данного занятия воспитание любознательности,доброго отношения ко всему живому,чуства сопереживания,желание помочь и заботи...

Конспект занятия НОД по обрывной аппликации «Скворцы прилетели» в старшей группе

Задачи:1.Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков бумаги. Учить детей красиво выстраивать композицию на листе. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику ...

Конспект занятия в КИК "Домик для скворца"

Закреплять знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint; учить пользоваться схемами при выполнении заданий; учить создавать на экране художественный образ предмета; развивать воображение....

Конспект занятия по развитию речи «Увидел скворца – знай: весна у крыльца»

Конспект занятия по развитию описательной речи с использованием мнемотехники для детей подготовительной группы....