Тема: "Посылка от профессора Почемучкина"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект занятия по познавательно-иследовательской деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2_3.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развивать познавательно - исследовательские способности детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет, отсутствие собственной формы). Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды для всего живого; дидактическая игра «Кому нужна вода»; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;  работа с алгоритмами, схемами способов исследования; чтение художественной литературы о воде.

Материал: Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, отсутствие собственной формы) Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком, молоком (По количеству детей), чайные ложки, прозрачная посуда разной формы, предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка. Карточки – схемы (правила поведения в лаборатории)

                                                  Ход занятия:

Воспитатель:  - Ребята, посмотрите, что сегодня нам  принесли в группу! (обращаю внимание на посылочный ящик)

Воспитатель:  - Как вы думаете, что это? Что там может лежать? (дети высказывают предположения)

Воспитатель: - А здесь  есть  надпись  (зачитываю загадку):

Здесь -стеклянный дом
Живут же в нём -
Бессловесные жильцы -
Расчудесные Пловцы.

           Воспитатель: - Как вы думаете, что находится в посылке?

Дети: -Аквариум с рыбками.

Воспитатель: - Проверим? Правильно ли мы отгадали? (открываем посылку, достаём аквариум с рыбкой)

Воспитатель: -  Что это? Кто в нём  живёт?  Вы хотите, чтобы рыбка у нас жила?

Воспитатель:- А здесь ещё какая-то записка: «Сможете оставить  рыбку у себя в группе после того, как  узнаете  четыре свойства воды. Профессор Почемучкин»  Что же делать? Что вы можете предложить?

Воспитатель:-   Я предлагаю пойти в нашу лабораторию  и с помощью опытов узнать    о свойствах воды.

Воспитатель:- Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель: А чтобы опыты получились  в  лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

  1. Внимательно слушать воспитателя.
  2. Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
  3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

 

Воспитатель: А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом. (Дети садятся за столы) 

Воспитатель: - Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

Воспитатель:- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём первый опыт:

-Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

Воспитатель:- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды? (Нет)

Воспитатель:- Да, действительно, у воды запаха нет.(На доску вешает картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

           Воспитатель: - У меня под салфеткой есть фрукт, а какой, вы отгадайте:

      Форма продолговатая,

Корка желтоватая,

                                                   Запахом манит,

       Сладостью не балует!



 Дети: - Лимон

Воспитатель:- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый) Интересно, а есть ли вкус у воды?

Воспитатель:- Возьмите стакан с лимонным соком. Попробуйте сок.

- Какой вкус у лимонного  сока? (Вкус лимона)

Воспитатель:- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте

- Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)

-Так есть ли вкус у воды? (Нет)

(На мольберте  картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)

Воспитатель: -У воды нет вкуса!  Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

          Воспитатель: - А вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

- А можно сказать про воду? Она белого цвета?

- Давайте проверим, какого цвета вода?

 - У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане молока. Получилось спрятать? (Да)

- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

Воспитатель:-   У воды нет цвета – она прозрачная.

Воспитатель:-   А сейчас мы отдохнём и поиграем.

                                   Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Я с игрушками играю:                                                                                                      (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,                                                                                               (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,                                                                                                        (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга                                    несколько раз.)

Грузовик везде катаю.                                                                                                         (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –                                             «катаем     машинку».)

Воспитатель: - Посмотрите на мои игрушки:  это кубики и шарики.

- Ребята, какой формы эти предметы? (Кубик – квадратный, шарик – круглый)

- Опусти, Егор, кубик в стакан, а Маша, положи шарик в кружку.

- Изменили они свою форму? (Нет, их форма не изменилась)

- Лиля, положи шарик в бокал. Форма изменилась?

(нет, форма не изменилась)

Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, есть ли форма  у воды?

-Посмотрите, сколько на столе разной посуды.

-Из чего она сделана? (Из стекла)

- Значит, какая она? (Стеклянная)

Воспитатель: - Что может случиться с такой посудой, если обращаться с ней  неаккуратно? (Она может разбиться)

Воспитатель: -Да. Со стеклянной посудой надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить и не пораниться об осколки стекла.

- Возьмите любую посуду. И зачерпните в неё воду.

- Миша, куда ты налил воду? (В стакан) А  ты, Наташа? (В бокал) А Дима? (В кружку)

- Что произошло с водой. Когда мы налили её в разную посуду?

- Какую форму приняла вода? (Форму того предмета куда мы налили воду)

-Миша, какую форму приняла вода, которую ты налил в свой стакан? (Форму стакана)

        (Спросить всех детей по очереди, какую форму приняла вода)

- Так есть ли форма у воды? (Нет, у воды нет формы)

Карточка – схема с четвёртым свойством воды – на доске.

Воспитатель: - Да! Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в которой её наливают. (ставим карточку с условным обозначением на мольберт)

Воспитатель: Ребята, вспомните, что  было написано в письме? От профессора Почемучкина

Дети: Чтобы  оставить рыбку, надо узнать четыре свойства воды.

Воспитатель: У нас это получилось? Расскажите, о каких   свойствах воды вы узнали? (Опираясь на карточки, дети называют свойства воды)

        В это время на доске появляются картинка с изображением  профессора Почемучкина  и  звучит  аудиозапись:

-«Здравствуйте, ребята! С вами говорит профессор Почемучкин. Я наблюдал за вашими исследованиями. Вижу, вы умные ребята, знаете многое о  воде. Рыбке в аквариуме будет очень комфортно, и она    может жить с вами в вашей группе! До скорых встреч!»


 Воспитатель: - Вот здорово! Аквариум с рыбкой станет настоящим украшением группы. Как же нам отблагодарить Профессора за такой подарок?(дети высказывают предположения) Давайте нарисуем портреты нашей рыбки и отправим их для Почемучкина.

 

 

Литература:

  1. Рыжова Л.В.Методика детского экспериментирования.- СПб: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014-208с
  2. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: сост. Нищева Н.В.- СПб: ООО «Издательство «детство-Пресс», 2012.-144с

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

                   «Детский сад комбинированного вида  №82 «Орешек»

 Конспект занятия по экспериментированию в средней группе

                           Тема: «Посылка от профессора Почемучкина»

                                                                                            Подготовила:

                                                                                             Кибирева  Л.Г,

                                                                                             воспитатель    

                                                                                           МБДОУ «ДСКВ №82»

                                                                       

                                             г. Братск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В лаборатории профессора Почемучкина

Конспект интегрированного заняти по познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ...

В лаборатории профессора Почемучкина

Развитие поисковой деятельности через опыт, который даёт детям возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину п...

Презентация "В гости к профессору Почемучкину"

Презентация к интегрированному ООД по ознакомлению дошкольников со свойствами воздуха....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...

КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) младший возрастной кластер "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! Отгадайте, кто такой!"

Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ...

Видеоурок №1 КП "Профессор Почемучкин" "Профессор Почемучкин выходит в космос"

Детей всегда интересовал и интересует космос... Так, что же такое - "Вселенная"? И как она появилась?...