Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России" | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию «О символике России» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Воспитатель : Клочко
Оксана Викторовна
Цель: воспитывать уважительное отношение к государственным символам России – флагу, гербу, гимну.
Задачи:
- Закрепить представления о происхождении флага и герба вообще, об истории российского флага и герба;
- Дать детям исторические знания геральдического характера, доступные их пониманию;
- Воспитывать патриотические чувства , любовь к Родине;
- Формировать эстетическое отношение к цветам российского флага, их символическому значению;
- Закрепить представления детей о значении государственных символов в современной жизни;
- Развивать у детей память, мышление, умение вести диалог;
- Объяснить детям происхождение слов «копейка», «стяг».
Материал: карта мира, коллекция старинных и современных российских монет и монет разных стран, исторические документы с гербовыми печатями России, изображение государственного флага, герба России, андреевского флага, гербов городов России, магнитофон с записью гимна.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы: о России, её природе, богатствах.
Экскурсия: к общественным зданиям с символикой России.
Чтение: «Наше отечество» К.Ушинский
Рассматривание энциклопедий: «Моя родина – Россия», «Москва – столица России», «Народы России», атласа «Мир вокруг нас».
Заучивание: «Поезжай за моря-океаны» М.Исаковский, пословиц и поговорок о родине.
Ход:
Воспитатель обращает внимание детей на карту мира, показывает на ней Россию.
-Ребята, посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна Россия.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
-Кто сможет показать мне границы нашей страны?
-Вы уже знаете, что карта может очень многое рассказать о стране, вспомните, что вы узнали о России, когда рассматривали карту? (Россия – большое государство, в нём много городов, лесов, рек, полезных ископаемых…)
Но Россия не всегда была таким большим государством. Много веков назад нашим предкам приходилось с оружием в руках защищать свою землю.
-Как в старину на Руси называли предводителя войска? (Воевода, князь).
-Во что были одеты воины? (Латы, кольчуга, шлем).
-Какое древнее оружие вы знаете? (Копьё, лук со стрелами, секира).
-Чем ещё защищались воины? (Щитами).
-Как распознавали своих и чужих? (По рисунку на щите).
Подытоживает ответы детей: действительно, воины узнавали друг друга по рисунку на щите. Так появились первые гербы.
-Что чаще всего изображали на гербе? (животных).
-Каких животных выбирали? (Чаще всего воин изображал то животное, с которым себя сравнивал: лев-храбрый, медведь-сильный, лис –хитрый и т.д.)
В старину воины очень дорожили своими гербами, передавали их из поколения в поколение. Но гербы были не только у воинов, но и у городов.
-Что чаще всего на них изображалось? (Чем был богат город – рыбой, пушниной, лесами…)
Постепенно государство обрастало такими городами, которые шли под защиту сильного князя. Так возникла Россия и у неё появился свой герб.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный герб и рассказать о нём.
-Какого он цвета?
-Кто на нём изображён?
-Как вы думаете, почему орёл золотой? (Символизирует богатства России).
-Что держит в лапах?
-Что такое скипетр и держава? (Это знаки царской власти, почётного положения, они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины).
-На фоне орла есть ещё один герб, кто на нём изображён? (Георгий Победоносец, убивающий дракона).
-Как вы думаете, почему герба два? (Это показывает, что главный город России, её столица – Москва, Георгий Победоносец – её святой покровитель).
-Почему Георгий убивает дракона? (Дракон олицетворяет врагов России).
Все страны, существующие на земле, имеют свой герб.
-Где в повседневной жизни мы можем увидеть изображение герба? (В государственных учреждениях, на документах, деньгах…).
Исследовательская деятельность:
Ребята, вы абсолютно правильно назвали, где вы могли видеть изображение герба России, а сейчас я предлагаю вам пройти в наш исторический мини-музей. Дети рассматривают коллекцию старинных и современных монет и банкнот России и других государств.
-Как вы думаете, зачем на монетах изображают герб? (Чтобы определить, какой стране принадлежат деньги).
-Можете ли вы определить, где старинные монеты, а где современные?
-Где российские деньги, а где нет?
-Как вы это определили? (Старинные более старые, тяжёлые, крупные, сделаны из другого металла, на монетах других стран – другой герб и т.д.)
Воспитатель обращает внимание на самую маленькую по номинальной стоимости монету – копейку, объясняет, что её название произошло от слова «копьё», на ней изображён всадник с копьём.
Затем дети рассматривают старинные и современные документы:
Ведомость об успеваемости за 1914-1915 учебный год Камышеватского смешанного училища им.И.С.Тургенева;
Удостоверение личности, датированное 1924 годом;
Грамоты, дипломы, свидетельство о рождении и т.д.
-Как вы думаете, зачем нужно хранить старинные документы? (Они рассказывают нам об истории нашей страны).
-Ребята, мы с вами очень много поработали глазками – рассматривали, вглядывались в рисунок, нам нужно дать им немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
-Посмотрим далеко-близко;
-Высоко-низко;
-Влево-вправо;
-Крепко зажмуримся;
-Широко распахнём глазки;
-«Нарисуем» глазками круг;
-Снова зажмуримся.
Ну, вот наши глазки и отдохнули и мы можем заниматься дальше.
-Ребята, мы вспомнили с вами, как появился герб.
-А как появились первые флаги, зачем они были нужны? (Нужно было отличить своё войско от чужого, они поднимали боевой дух воинов).
-Раньше флаги назывались знамёна, или стяги.
-Как вы думаете почему? (Стягивали войско вокруг предводителя).
Рассматриваем флаг России.
-Как правильно он называется? (Бело-сине-красный).
-Вспомните, где и когда впервые появился? (При строительстве русского флота, на корабле «Орёл», утверждён царём Петром I).
Что символизируют цвета русского флага?
Белый? (Мир, чистота, непорочность, совершенство);
Синий? (Вера, верность, постоянство);
Красный? (Кровь, пролитая нашими предками при защите Родины, красота нашей России, так как в старину слово «красный» обозначало «красивый»).
-Какие ещё вы знаете символы России? (Гимн).
Включаю запись гимна. Дети встают.
-Почему вы встали?
-Где ещё можно услышать гимн? (На соревнованиях при награждении победителей, на торжественных мероприятиях, при открытии парада…)
Воспитатель подытоживает ответы детей: герб, гимн и флаг – это символы России, к ним нужно относиться с уважением, так мы показываем своё уважение к Родине, гордость за её историю, людей, которые её прославляют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе
материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...
Конспект ННОД по познавательному развитию "Государственные символы России"
Занятие для детей в подготовительной к школе группы....
Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста
Це Цель: расширять и уточнить представления детей о "большой" и "малой" Родине, ее...
Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия.
Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия....
Конспект НОД по познавательному развитию "Наша Родина -Россия"
Конспект НОД "Наша Родина - Россия"...
Конспект занятия по познавательному развитию "Государственный флаг России"
middot; дать знания о государственном флаге, как об одном из важнейших атрибутов государства.·...
Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты символов России"
Приобщение к народной культуре, воспитание патриотических чувств ке Родине....