Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Оксана Викторовна Клочко

    Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию «О символике России» с использованием  здоровьесберегающих технологий.

                                                                                            Воспитатель : Клочко

                                                                                            Оксана Викторовна

    Цель: воспитывать уважительное отношение к государственным символам России – флагу, гербу, гимну.

    Задачи:

    • Закрепить представления о происхождении флага и герба вообще, об истории российского флага и герба;
    • Дать детям исторические знания геральдического характера, доступные их пониманию;
    • Воспитывать патриотические чувства , любовь к Родине;
    • Формировать эстетическое отношение к цветам российского флага, их символическому значению;
    • Закрепить представления детей о значении государственных символов в современной жизни;
    • Развивать у детей память, мышление, умение вести диалог;
    • Объяснить детям происхождение слов «копейка», «стяг».

    Материал: карта мира, коллекция старинных и современных российских монет и монет разных стран, исторические документы с гербовыми печатями России, изображение государственного флага, герба России,  андреевского флага, гербов городов России, магнитофон с записью гимна.

    Образовательные области:

    • Социально-коммуникативное развитие;
    • Познавательное развитие;
    • Художественно-эстетическое развитие;
    • Речевое развитие;
    • Физическое развитие.

    Предварительная работа:

    Беседы: о России, её природе, богатствах.

    Экскурсия: к общественным зданиям с символикой России.

    Чтение: «Наше отечество» К.Ушинский

    Рассматривание энциклопедий: «Моя родина – Россия», «Москва – столица России», «Народы России», атласа «Мир вокруг нас».

    Заучивание: «Поезжай за моря-океаны» М.Исаковский, пословиц и поговорок о родине.

    Ход:

    Воспитатель обращает внимание детей на карту мира, показывает на ней Россию.

    -Ребята, посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна Россия.

    Если долго-долго-долго

    В самолёте нам лететь,

    Если долго-долго-долго

    На Россию нам смотреть,

    То увидим мы тогда

    И леса, и города,

    Океанские просторы,

    Ленты рек, озёра, горы.

    Мы увидим даль без края,

    Тундру, где звенит весна.

    И поймём тогда, какая

    Наша Родина большая,

    Необъятная страна!

    -Кто сможет показать мне границы нашей страны?

    -Вы уже знаете, что карта может очень многое рассказать о стране, вспомните, что вы узнали о России, когда рассматривали карту? (Россия – большое государство, в нём много городов, лесов, рек, полезных ископаемых…)

    Но Россия не всегда была таким большим государством. Много веков назад нашим предкам приходилось с оружием в руках защищать свою землю.

    -Как  в старину на Руси называли предводителя войска? (Воевода, князь).

    -Во что были одеты воины? (Латы, кольчуга, шлем).

    -Какое древнее оружие вы знаете? (Копьё, лук со стрелами, секира).

    -Чем ещё защищались воины? (Щитами).

    -Как распознавали своих и чужих? (По рисунку на щите).

    Подытоживает ответы детей: действительно, воины узнавали друг друга по рисунку на щите. Так появились первые гербы.

    -Что чаще всего изображали на гербе? (животных).

    -Каких животных выбирали? (Чаще всего воин изображал то животное, с которым себя сравнивал: лев-храбрый, медведь-сильный, лис –хитрый и т.д.)

    В старину воины очень дорожили своими гербами, передавали их из поколения в поколение. Но гербы были не только у воинов, но и у городов.

    -Что чаще всего на них изображалось? (Чем был богат город – рыбой, пушниной, лесами…)

    Постепенно государство обрастало такими городами, которые шли под защиту сильного князя. Так возникла Россия и у неё появился свой герб.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный герб и рассказать о нём.

    -Какого он цвета?

    -Кто на нём изображён?

    -Как вы думаете, почему орёл золотой? (Символизирует богатства России).

    -Что держит в лапах?

    -Что такое скипетр и держава? (Это знаки царской власти, почётного положения, они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины).

    -На фоне орла есть ещё один герб, кто на нём изображён? (Георгий Победоносец, убивающий дракона).

    -Как вы думаете, почему герба два? (Это показывает, что главный город России, её столица – Москва, Георгий Победоносец – её святой покровитель).

    -Почему Георгий убивает дракона? (Дракон олицетворяет врагов России).

    Все страны, существующие  на земле, имеют свой герб.

    -Где в повседневной жизни мы можем увидеть изображение герба? (В государственных учреждениях, на документах, деньгах…).

    Исследовательская деятельность: 

    Ребята, вы абсолютно правильно назвали, где вы могли видеть изображение герба России, а сейчас я предлагаю вам пройти в наш исторический  мини-музей.                                                                                                                                 Дети рассматривают коллекцию старинных и современных монет и банкнот России и других государств.

    -Как вы думаете, зачем на монетах изображают герб? (Чтобы определить, какой стране принадлежат деньги).

    -Можете ли вы определить, где старинные монеты, а где современные?

    -Где российские деньги, а где нет?

    -Как вы это определили? (Старинные более старые, тяжёлые, крупные, сделаны из другого металла, на монетах других стран – другой герб и т.д.)

    Воспитатель обращает внимание на самую маленькую по номинальной стоимости монету – копейку, объясняет, что её название произошло от слова «копьё», на ней изображён всадник с копьём.

    Затем дети рассматривают старинные и современные документы:

    Ведомость об успеваемости за 1914-1915 учебный год Камышеватского смешанного училища им.И.С.Тургенева;

    Удостоверение личности, датированное 1924 годом;

    Грамоты, дипломы, свидетельство о рождении и т.д.

    -Как вы думаете, зачем нужно  хранить старинные документы? (Они рассказывают нам об истории нашей страны).

    -Ребята, мы с вами очень много поработали глазками – рассматривали, вглядывались в рисунок, нам нужно дать им немного отдохнуть.

    Гимнастика для глаз.

    -Посмотрим далеко-близко;

    -Высоко-низко;

    -Влево-вправо;

    -Крепко зажмуримся;

    -Широко распахнём глазки;

    -«Нарисуем» глазками круг;

    -Снова зажмуримся.

    Ну, вот наши глазки и отдохнули и мы можем заниматься дальше.

    -Ребята, мы вспомнили с вами, как появился герб.

    -А как появились первые флаги, зачем они были нужны? (Нужно было отличить своё войско от чужого, они поднимали боевой дух воинов).

    -Раньше флаги назывались знамёна, или стяги.

    -Как вы думаете почему? (Стягивали войско вокруг предводителя).

    Рассматриваем флаг России.

    -Как правильно он называется? (Бело-сине-красный).

    -Вспомните, где и когда впервые появился? (При строительстве русского флота, на корабле «Орёл», утверждён царём Петром I).

    Что символизируют цвета русского флага?

    Белый? (Мир, чистота, непорочность, совершенство);

    Синий? (Вера, верность, постоянство);

    Красный? (Кровь, пролитая  нашими предками при защите Родины, красота нашей России, так как в старину слово «красный» обозначало «красивый»).

    -Какие ещё вы знаете символы России? (Гимн).

    Включаю запись гимна. Дети встают.

    -Почему вы встали?

    -Где ещё можно услышать гимн? (На соревнованиях при награждении победителей, на торжественных мероприятиях, при открытии парада…)

    Воспитатель подытоживает ответы детей: герб, гимн и флаг – это символы России, к ним нужно относиться с уважением, так мы показываем своё уважение к  Родине, гордость за её историю, людей, которые её прославляют.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

    Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

    Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

    материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

    Конспект ННОД по познавательному развитию "Государственные символы России"

    Занятие для детей в подготовительной к школе группы....

    ООД ОО "Познавательное развитие" "Государственная символика"

    для детей старшей группы детского сада...

    Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия.

    Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия....

    Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Государственная символика России».

    Что должны знать дети этого возраста о государственных символах? Как можно доступно об этом рассказать и поиграть....