Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Оксана Викторовна Клочко

Конспект НОД по познавательному развитию " О символике России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию «О символике России» с использованием  здоровьесберегающих технологий.

                                                                                        Воспитатель : Клочко

                                                                                        Оксана Викторовна

Цель: воспитывать уважительное отношение к государственным символам России – флагу, гербу, гимну.

Задачи:

  • Закрепить представления о происхождении флага и герба вообще, об истории российского флага и герба;
  • Дать детям исторические знания геральдического характера, доступные их пониманию;
  • Воспитывать патриотические чувства , любовь к Родине;
  • Формировать эстетическое отношение к цветам российского флага, их символическому значению;
  • Закрепить представления детей о значении государственных символов в современной жизни;
  • Развивать у детей память, мышление, умение вести диалог;
  • Объяснить детям происхождение слов «копейка», «стяг».

Материал: карта мира, коллекция старинных и современных российских монет и монет разных стран, исторические документы с гербовыми печатями России, изображение государственного флага, герба России,  андреевского флага, гербов городов России, магнитофон с записью гимна.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Предварительная работа:

Беседы: о России, её природе, богатствах.

Экскурсия: к общественным зданиям с символикой России.

Чтение: «Наше отечество» К.Ушинский

Рассматривание энциклопедий: «Моя родина – Россия», «Москва – столица России», «Народы России», атласа «Мир вокруг нас».

Заучивание: «Поезжай за моря-океаны» М.Исаковский, пословиц и поговорок о родине.

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на карту мира, показывает на ней Россию.

-Ребята, посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна Россия.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

-Кто сможет показать мне границы нашей страны?

-Вы уже знаете, что карта может очень многое рассказать о стране, вспомните, что вы узнали о России, когда рассматривали карту? (Россия – большое государство, в нём много городов, лесов, рек, полезных ископаемых…)

Но Россия не всегда была таким большим государством. Много веков назад нашим предкам приходилось с оружием в руках защищать свою землю.

-Как  в старину на Руси называли предводителя войска? (Воевода, князь).

-Во что были одеты воины? (Латы, кольчуга, шлем).

-Какое древнее оружие вы знаете? (Копьё, лук со стрелами, секира).

-Чем ещё защищались воины? (Щитами).

-Как распознавали своих и чужих? (По рисунку на щите).

Подытоживает ответы детей: действительно, воины узнавали друг друга по рисунку на щите. Так появились первые гербы.

-Что чаще всего изображали на гербе? (животных).

-Каких животных выбирали? (Чаще всего воин изображал то животное, с которым себя сравнивал: лев-храбрый, медведь-сильный, лис –хитрый и т.д.)

В старину воины очень дорожили своими гербами, передавали их из поколения в поколение. Но гербы были не только у воинов, но и у городов.

-Что чаще всего на них изображалось? (Чем был богат город – рыбой, пушниной, лесами…)

Постепенно государство обрастало такими городами, которые шли под защиту сильного князя. Так возникла Россия и у неё появился свой герб.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный герб и рассказать о нём.

-Какого он цвета?

-Кто на нём изображён?

-Как вы думаете, почему орёл золотой? (Символизирует богатства России).

-Что держит в лапах?

-Что такое скипетр и держава? (Это знаки царской власти, почётного положения, они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины).

-На фоне орла есть ещё один герб, кто на нём изображён? (Георгий Победоносец, убивающий дракона).

-Как вы думаете, почему герба два? (Это показывает, что главный город России, её столица – Москва, Георгий Победоносец – её святой покровитель).

-Почему Георгий убивает дракона? (Дракон олицетворяет врагов России).

Все страны, существующие  на земле, имеют свой герб.

-Где в повседневной жизни мы можем увидеть изображение герба? (В государственных учреждениях, на документах, деньгах…).

Исследовательская деятельность: 

Ребята, вы абсолютно правильно назвали, где вы могли видеть изображение герба России, а сейчас я предлагаю вам пройти в наш исторический  мини-музей.                                                                                                                                 Дети рассматривают коллекцию старинных и современных монет и банкнот России и других государств.

-Как вы думаете, зачем на монетах изображают герб? (Чтобы определить, какой стране принадлежат деньги).

-Можете ли вы определить, где старинные монеты, а где современные?

-Где российские деньги, а где нет?

-Как вы это определили? (Старинные более старые, тяжёлые, крупные, сделаны из другого металла, на монетах других стран – другой герб и т.д.)

Воспитатель обращает внимание на самую маленькую по номинальной стоимости монету – копейку, объясняет, что её название произошло от слова «копьё», на ней изображён всадник с копьём.

Затем дети рассматривают старинные и современные документы:

Ведомость об успеваемости за 1914-1915 учебный год Камышеватского смешанного училища им.И.С.Тургенева;

Удостоверение личности, датированное 1924 годом;

Грамоты, дипломы, свидетельство о рождении и т.д.

-Как вы думаете, зачем нужно  хранить старинные документы? (Они рассказывают нам об истории нашей страны).

-Ребята, мы с вами очень много поработали глазками – рассматривали, вглядывались в рисунок, нам нужно дать им немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз.

-Посмотрим далеко-близко;

-Высоко-низко;

-Влево-вправо;

-Крепко зажмуримся;

-Широко распахнём глазки;

-«Нарисуем» глазками круг;

-Снова зажмуримся.

Ну, вот наши глазки и отдохнули и мы можем заниматься дальше.

-Ребята, мы вспомнили с вами, как появился герб.

-А как появились первые флаги, зачем они были нужны? (Нужно было отличить своё войско от чужого, они поднимали боевой дух воинов).

-Раньше флаги назывались знамёна, или стяги.

-Как вы думаете почему? (Стягивали войско вокруг предводителя).

Рассматриваем флаг России.

-Как правильно он называется? (Бело-сине-красный).

-Вспомните, где и когда впервые появился? (При строительстве русского флота, на корабле «Орёл», утверждён царём Петром I).

Что символизируют цвета русского флага?

Белый? (Мир, чистота, непорочность, совершенство);

Синий? (Вера, верность, постоянство);

Красный? (Кровь, пролитая  нашими предками при защите Родины, красота нашей России, так как в старину слово «красный» обозначало «красивый»).

-Какие ещё вы знаете символы России? (Гимн).

Включаю запись гимна. Дети встают.

-Почему вы встали?

-Где ещё можно услышать гимн? (На соревнованиях при награждении победителей, на торжественных мероприятиях, при открытии парада…)

Воспитатель подытоживает ответы детей: герб, гимн и флаг – это символы России, к ним нужно относиться с уважением, так мы показываем своё уважение к  Родине, гордость за её историю, людей, которые её прославляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

Конспект ННОД по познавательному развитию "Государственные символы России"

Занятие для детей в подготовительной к школе группы....

Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста

Це       Цель: расширять  и  уточнить   представления  детей  о  "большой"  и  "малой"  Родине,  ее...

Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия.

Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия....

Конспект занятия по познавательному развитию "Государственный флаг России"

middot;         дать знания о государственном флаге, как об одном из важнейших атрибутов государства.·...

Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты символов России"

Приобщение к народной культуре, воспитание патриотических чувств ке Родине....