Знакомство с историей родного города.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горелик Наталия Юрьевна

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экскурсия по самой главной площади нашего города, нашей страны».

Цель занятия: Закреплять и расширять знания детей о родном городе, об историческом прошлом нашей столицы; вызвать у детей желание узнать побольше о своем городе; подвести детей к выводу, что город и все, что в нем построено - это творение рук человеческих; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением древней и современной Москвой; фотографии Красной площади; стихотворение Н.Кончаловской «Наша древняя столица».

Словарь: Россияне, москвичи, столица, горожане.

Ход занятия

  • Ребята. Все мы живем в городе. Город наш большой и красивый, а мы с вами - горожане. Но и страна наша огромна, красива, сильна и могущественна.
  • В какой стране мы живем? (ответы детей: в России)
  • А значит мы с вами кто? (ответ детей: Россияне).
  • А какой самый главный город нашей страны? (ответ детей: Москва).
  • Ребята вам, наверное, приходилось слышать такое выражение: «Москва - столица нашей Родины». Теперь вы будете знать, что столица - это самый главный город страны.

И так, мы живем в городе Москве, а называемся мы поэтому москвичи (москвички)

А раз мы с вами живем в главном городе нашей необъятной страны, значит наш город не обыкновенный, это город особенный.

   Но Москва не всегда была такой, как сейчас. Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением Москвы в древние времена.

  • Какие стены Кремля? (ответ детей: деревянные).
  • Около какой реки построился город? (ответ детей: около Москвы-реки).
  • Да, поэтому и город наш получил название Москва от названия реки.

Посмотрите, все постройки, дома людей были из дерева и совсем небольшие. Вся Москва тогда была крошечной, как наша Красная площадь сейчас.

Как вы думаете, на что больше была похожа Москва в те далекие времена? На современный город или на деревню? (чем отличаются).

Давайте теперь посмотрим на иллюстрации современной Москвы. Это Москва-река, она большая, ее берега заключены в камень. По ней плавают баржи, катера, лодки, пароходы. Через Москву-реку построено много мостов (с одним из них мы познакомимся с вами на следующих занятиях).

А теперь, ребята, давайте совершим экскурсию по Красной площади (рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Красной площади).

Это самая главная площадь Москвы. А значит, самая главная площадь всей страны, всей России, потому что Москва - столица. Посмотрите, какая она красивая! Богини Кремля - высокие, стройные. А это красивое, необычное здание - храм Василия Блаженного, он очень украшает площадь. А это исторический музей. Здесь показывают и рассказывают всю историю нашей России: когда она появилась, как росла, развивалась и кто ее строил.

Вот она, какая красивая - Красная площадь! Русские люди всегда все самое красивое и любимое называли красным («красно солнышко», «красна девица», «весна красна»). Вот и площадь тоже назвали Красной. На этой Красной площади проходят все самые главные праздники России и военные парады: по площади маршируют военные и движется мощная военная техника - все видят, какая наша Россия сильная и мощная.

Вот какой чудесный, необычный город Москва!

Вспомним еще раз - как называют еще наш город? (ответ детей: столица).

О нашей Москве поэты сложили много стихотворений. Послушайте одно из них:

Наша древняя столица Давай займемся стариной!

Представь себе, читатель мой.

Что там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата,

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц - перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рев медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,

Где плещет свежесть ключевая

Шли лоси узкою тропой,

Рогами сучья задевая...

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд Москвою называл.

Глубокую, большую реку.

Природы щедрые дары

 Ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры

Вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчелы мед,

Растила птиц трава густая,

В глубинах москворецких вод

 Икру метала рыбья стая.

Они пасли в лугах стада,

Пахали землю под пшеницу,

Купцам сбывали в города

И лен, и воск, и мед, и птицу...

                     Н.Кончаловская

   Вот так, ребята, выглядела Москва в далекие времена. А сейчас она выросла, стала огромным городом, очень красивым, со множеством прекрасных построек: башен, храмов, дворцов, музеев, театров, памятников, спортивных площадок, мостов, ворот и т.д.

Как вы думаете, ребята, кто создал эту красоту? (ответ детей: люди)

Да, дети, все это создали люди. Все это творение рук человеческих - строителей, архитекторов, инженеров, скульпторов.

   И мы им всем очень признательны и благодарны за их труд. Ведь благодаря им мы с вами можем любоваться красавицей-Москвой! На этом наша экскурсия по Красной площади закончилась, а в следующий раз мы поподробнее поговорим о некоторых постройках Москвы, созданных человеческими руками.



Предварительный просмотр:

«Мосты. История создания. Кузнецкий мост».

Цель занятия: Продолжать закреплять и расширять знания детей о своем родном городе; уточнять знания детей об истории возникновения построек и сооружений в столице; формировать у детей представление о жизни наших предков; воспитывать у детей уважение к Москве, чувство гордости за свою страну, за свою столицу.

Материалы к занятию: Подбор иллюстраций «Москва», «Стены Кремля», «Кузнецкий мост», «Замоскворецкий мост» и др.

Словарь: кочевые племена, предки, славяне, мосты, слобода, убогий.

Ход занятия.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о том, что Москва - огромный город, особенный.

Чем он особенный? (ответ детей: Тем, что Москва - это главный горд нашей страны).

А как называется самый главный город страны? (ответ детей: столица).

Хорошо. Еще мы с вами говорили о том, что Москва строилась и росла постепенно. И все, что в ней построено - создано человеческими руками. И все, что строилось и возводилось в Москве - не случайно.

Давайте вспомним, как выглядела древняя Москва? Чем обнесен Кремль? (ответ детей: деревянными стенами).

Правильно, ребята.

Л как вы думаете, для чего они? (ответ детей: для защиты). Умники. В древние времена было много кочующих племен. Кочующие племена - это племена, которые перемещались с места на место, кочевали. И эти кочевники очень часто нападали на наших предков - древних славян. Для защиты своего города необходимо было построить мощные, высокие стены. Это очень сильно облегчало жизнь славян (рассматривают стены Красной площади). Но для облегчения жизни людей нужны были не только надежные стены. Чтобы передвижение по местности было более простым, безопасным и быстрым люди стали строить такие сооружения, как мосты. Название это произошло от слова мостить, прокладывать. Древняя Москва была покрыта дремучими лесами, в ней протекали реки, болота.

Ребята, какие реки вы знаете еще кроме Москва-реки? (ответ детей: Сетунь, Неглинка).

Хорошо. Раньше главной рекой была Москва-река и через нее сооружалось много мостов.

Как вы думаете, ребята, из чего строили мосты древние москвичи? (ответ детей: из дерева).

Правильно. Сначала мостами служили стволы деревьев, перекинутые через реку, или плоские камни, уложенные на мелководье. Позже появились висячие мосты, сплетенные из стеблей растений. А уже много позже появились и каменные мосты.

Давайте рассмотрим различные виды мостов, которые существовали раньше и есть сейчас, в наше время (рассматривание открыток, иллюстраций с разными видами мостов).

Посмотрите, ребята, вот это - висячий мост, он сооружен через очень широкую часть реки; а вот пешеходный мост. По нему люди, не подвергая себя опасности, переходят дороги, реки, железнодорожные пути. А вот разводной мост. Половинки моста поднимаются для прохода высокопалубных судов.

В каком городе есть такой мост, кто-нибудь знает, ребята? (если дети затрудняются в ответе, сказать, что этот город называется Санкт-Петербург).

Вот сегодня, ребята, мы поговорим об одном таком мосте, который был построен в Москве еще в далекие времена. А назывался он Кузнецкий мост. Давайте посмотрим на открытку. Давным-давно здесь когда-то протекала река Неглинная. Через эту реку был построен деревянный мост, очень плохой и некрепкий. Это место в старину называли «Кузнецкой горой», потому что здесь располагалась слобода кузнецов и конюхов. Слобода - это поселение.

Кто такие кузнецы, кто такие конюхи? (ответ детей).

Хорошо. Здесь же располагались убогие избы (бедные) кузнецов с огородами и другими хозяйственными пристройками. Рядом находились две церкви и Пушечный двор. На этот двор приезжали цари смотреть, как отливали пушки.

Ребята, для чего нужны были пушки? (ответ детей: для защиты от врагов, это оружие). Затем ребята, вместо деревянного моста был выстроен большой белокаменный мост через Неглинку. Но потом реку Неглинку заключили в трубу и засыпали землей. Эта река и сейчас находится по землей. Части засыпанного моста были обнаружены недавно строителями во время земляных работ. А рядом с Кузнецким мостом располагалась улица, которая получила свое название по этому мосту. Эта улица очень красивая и в наши дни она называется «Кузнецкий мост».



Предварительный просмотр:

«Кремлевские ворота. История создания Спасских (Фроловских) ворот».

Цель занятия: Расширять знания детей об истории города Москвы, об исторических постройках, расположенных на территории Кремля, Красной площади; ознакомление детей с историей Спасских ворот; обогащать культуру детей; воспитывать бережное отношение и уважение к культурным ценностям нашего города.

Материалы к занятию: Иллюстрации древней Москвы, Кремля. Подбор открыток с Кремлевскими воротами; запись боя курантов Спасской башни.

Словарь: церковь, князь, монастырь, икона, куранты.

Ход занятия.

- Ребята, в прошлый раз мы говорили с вами о жизни наших предков-славян, древних москвичей. Мы с вами узнали, что они строили для защиты от врагов, а что для облегчения удобства своей жизни (вспомнить и назвать эти сооружения).

А сегодня мы поговорим о других сооружениях, построенных человеком в далекие времена. Они не менее значительны, чем стены и мосты. Они имели свое важное предназначение. Мы говорим с вами о Кремлевских воротах. Все они находятся на Красной площади, на территории Кремля. Вспомним, что в Кремле построены башни, их много (двенадцать). Все они разные, нс похожи друг на друга, но каждая башня по-своему красива и имела свое предназначение. Назовем некоторые из них: Спасская башня, Боровицкая башня, Царская башня, Троицкая башня, Тайницкая башня и другие. Через каждую башню был вход, были ворота. Ворота получили свое название от той башни, к которой были построены. Поговорим о некоторых из них: Спасские ворота.

Понятно, что они так называются потому, что построены в Спасской башне.

Спасские ворота - главные ворота, парадный вход и въезд в Кремль, одно из главных сооружений на Красной площади. Ворота эти прежде назывались Фроловскими по церкви Фрола и Лавра, находившейся рядом с воротами. Позже на месте Фроловских ворот была построена башня с часами. Строил ее опытный англичанин. Башня продолжала называться Фроловской, пока не привезли образ Нерукотворного Спаса.

  • Ребята, образом называется икона, святой лик. Если вы посещали какую-нибудь церковь, то вы там видели очень много красивых икон (например, икона Божией Матери). Этот образ пронесли через Фроловские ворота и установили на них. С тех пор ворота были переименованы в Спасские.
  • Народ всегда любил и почитал Спасскую башню, как святыню. Через ворота Спасской башни было принято проходить в Кремль только без шапки. Нарушителей всегда незамедлительно наказывали. Специальным указом было запрещено въезжать через эти ворота в Кремль на лошадях. Лошадей оставляли у ворот.
  • Через Спасские ворота проходили цари, выступая против врагов, проходили защитники отечества с первых времен основания Кремля до более поздних. Через эти ворота проходили торжественные народные церемонии, значимые шествия, здесь встречались знатные, иноземные гости и послы.
  • Ребята, как по-другому сказать «знатный» человек? Это какой человек (ответ детей: известный, богатый).
  • Как понять выражение «иноземный гость» (ответ детей: иностранец, из другой страны).
  • Правильно, ребята. Сейчас мы говорим: «иностранцы», «туристы из другой страны». Так вот, иногда проход через Спасские ворота устилали дорогими красными тканями по случаю прибытия важных заморских гостей или особого случая.

Немного позже на Спасской башне установили диковинку, небывалое чудо —куранты с колокольным боем. Эти куранты показывали время.

  • Ребята, сегодня, в наше время, как мы узнаем время суток, час дня? Правильно, по часам. У каждого современного человека есть часы. Они разные: наручные, электронные, механические, большие настенные и т.д.

Раньше у древних москвичей часов не было. Время тогда определялось по солнцу, звездам, по перекличке петухов. И вот появилось чудо - часы на Спасской башне, которые спроектировал английский часовой мастер. Очень много народу приходило на Красную площадь, чтобы полюбоваться часами и послушать бой курантов.

  • Сегодня мы с вами также не можем обойтись без боя курантов. Мы не можем представить себе встречу Нового года без них. Это как древняя традиция, которая передастся из поколения в поколение, из года в год: встречать Новый год в кругу любимой семьи, с бокалом шампанского, загадывать заветные желания под бой Кремлевских курантов. Мы считаем 12 раз и сердце замирает...



Предварительный просмотр:

«Кремлевские ворота. История создания Боровицких ворот».

Цель занятия: Уточнять и расширять знания детей об истории родного города, об исторических постройках на территории Кремля; ознакомление детей с историей возникновения Боровицких ворот; побуждать детей к возникновению интереса увидеть Москву своими глазами, узнать о ней как можно больше.

Материалы к занятию: Подбор иллюстраций Кремля и Красной площади; Открытки с изображением Боровицких ворот.

Словарь: бор, перемирие.

Ход занятия.

Ребята, мы с вами начали изучение построек, расположенных на территории Кремля, много говорили о том, что все постройки созданы человеком, что все они имели свое предназначение и не были случайны. Мы говорили о крепких стенах кремля, которые защищали наших предков от врагов. Говорили о мостах, для чего их строили и из чего.

   Также мы начали изучение истории создания Кремлевских ворот, которые были неотъемлемой частью всех башен на территории Красной площади.

Давайте вспомним и назовем некоторые из них (воспитатель выставляет на доске иллюстрации с изображением башен: Спасская, Царская и других, дает время детям рассмотреть их и назвать).

Ребята, скажите мне пожалуйста о каких воротах мы говорили на предыдущем занятии? К какой башне они относятся? (ответ детей: Спасские ворота. Они относятся к Спасской башне).

Какое название было раньше у этих ворот? В честь чего? (ответ детей: Фроловские по названию церкви; в случае затруднения напомнить детям название церкви).

Для чего служили эти ворота? Почему они почитались народом? (ответы детей).

Чем Спасская башня примечательна, отличается от других башен (предложить детям еще раз рассмотреть Спасскую башню).

Молодцы ребята, Вы хорошо усвоили материал прошлого занятия. А сегодня мы продолжим знакомиться с Кремлевскими воротами и поговорим о других - о Боровицких воротах.

Свое название эти ворота, как вы уже, наверное, догадались, получили от той башни, к которой пристроены.

        Подумайте, как называется эта башня? (ответ детей: Боровицкая башня).

  • Хорошо. Так вот, ребята, названы эти ворота так по бору, когда- то здесь находившемуся.
  • Кто знает, что такое бор? (высказывания и предположения детей).
  • Бор - это лес, запомните ребята.

От Боровицких ворот тянулся деревянный мост через, уже известную нам, реку Неглинку. Этот мост был позже уничтожен при устройстве Кремлевского сада.

  • Ребята, какой сад располагается на территории Кремля? (предположения детей).
  • Точно также называется станция метро «Александровский сад».
  • На том месте, где построены Боровицкие ворота, впервые, как многие считают, заложено первое место основания Москвы. Это место, можно сказать, маковка Кремлевского холма, на котором срублена первая церковь Преображения Господня (это ее название) на Бору, расположилось первое поселение, вокруг которого потом раскинулась Белокаменная Москва (вспомнить с детьми, что изначально Москва была деревянной, затем белокаменной, а потом уже из красного кирпича).

С мала ключика студена потекла река,

С невелика зачиналась каменна Москва.

И это было именно то место, где стоят Боровицкие ворота. Два раза у этих ворот останавливались вражеские литовские полки и уходили обратно устрашенные видом крепких стен Кремля. В третий раз сам русский князь вышел из этих ворот навстречу предводителю литовского войска. И тот, увидав перед собой неустрашимого противника, равного ему силой, предложил великому князю перемирие, которое и было заключено. Так не началась еще одна война, не пролилась еще кровь русичей бесстрашных.

  • Вот такая история Боровицких ворот, ребята. Я думаю, что всем вам очень интересно и хочется своими глазами увидеть Кремль, его башни и ворота. А для этого нужно совсем немного: попросить родителей съездить на Красную площадь, погулять там, все рассмотреть. И было бы очень хорошо, если бы вы сфотографировались на Красной площади: у стен Кремля, у Спасской башни, у других постройках и сооружений.



Предварительный просмотр:

 «Кремлевские ворота. История возникновения Тайницких ворот».

Цель занятия: Уточнять и расширять представления детей об историческом прошлом города Москвы; познакомить их с историей возникновения Тайницких ворот; воспитывать в детях чувство гордости за свой родной город, свой народ; воспитывать в детях нравственно-патриотические качества.

Материалы к занятию: Подбор иллюстраций с изображением древней Красной площади и современного Кремля; открытки с изображением Тайницких ворот и других ворот Кремля.

Словарь: осада, вылазка, тайный выход, фасад.

Ход занятия:

  • Ребята, мы продолжаем с вами изучение исторического прошлого нашего родного города. Вспомним, как называется главный город нашей страны? (ответ детей: Москва).
  • А как можно сказать по-другому? (ответ детей: Москва - столица нашей страны).
  • Москва - древний город. В Москве возводились разные постройки и сооружения. Вспомним, назовем их (высказывания детей: высокие, крепкие стены, Кремль, башни Кремля, мосты и ворота).
  • Молодцы. И строились они людьми не только для красоты. Все сооружения имели очень важное значение в жизни древних москвичей. В те времена нельзя было представить себе спокойной жизни без высоких стен Кремля; без крепких башен, которые служили пунктом наблюдения за территорией своего города, за его границами; без мостов, которые облегчали переправу людей, без надежных ворот. Давайте, ребята, посмотрим с вами на иллюстрации с изображением Кремля и построек на его территории.
  • Какие башни вам здесь знакомы? (ответы детей: Спасская, Боровицкая башни).
  • Чем примечательна Спасская башня? (высказывание детей об истории Спасской башни и ворот с помощью наводящих вопросов воспитателя).
  • Как получила свое название Боровицкая башня и Боровицкие ворота? (рассказ детей по вопросам воспитателя).
  • Вот видите ребята, каждое сооружение, каждая башня, ворота имеют свою историю создания. И сегодня мы узнаем новую историю. Это история о Тайницких воротах. Как вы уже знаете, все ворота получили свое название по башне, к которой относились. Вот и Тайницкие ворота получили свое название от Тайницкой башни.

Правда интересное название? Наверное оно связано с какой-то тайной.

Что такое тайна? (ответ детей: это секрет).

Совершенно верно. Это была непростая башня. Тайницкие ворота во время нападения врагов, которые окружали город, Кремль, служили тайным выходом на Москву-реку за водой или для вылазок. Такое вражеское окружение называется осадой. Вылазки совершались для того, чтобы разведать обстановку, посмотреть, чем занимается вражеское войско, какое оно, много ли у него оружия и т.д. Ворота эти также служат украшением фасада кремлевских стен. Фасад - это как-бы «лицо» какого- нибудь здания или постройки. Часть Тайницкой башни, которая выдавалась к реке, была похожа на ровный квадрат. И именно с этой части башни очень долго был виден глубокий, обширный колодец, который позже засорился и зарос. Он, по-видимому, служил тайным, подземным выходом на Москву-реку. Но для этого нужна была лестница, чтобы спуститься, а ее обнаружено не было.

Как было дело на самом деле мы, наверное, так и не узнали, но башня и ворота по-прежнему называются Тайницкими.

    Теперь, ребята. Вы много знаете о жизни древних москвичей, об истории возникновения Москвы и некоторых построек на территории Кремля. Неправда ли интересно? А ведь то, что мы с вами узнали из наших занятий - это малая крупица всех знаний, всей истории нашего замечательного города, нашей Москвы. Мы должны с вами стремиться к тому, чтобы больше знать о городе, в котором живем мы, в котором жили наши предки - древние москвичи. Мы должны учиться их силе, храбрости, смелости, их терпению и мужеству - ведь им довелось пережить и преодолеть очень многое, чтобы Москва уцелела, устояла. Они хотели сохранить се во всей красе, во всей своей славе для нас с вами - их потомков. Да будем же им признательны и благодарны за это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с историей родного города

Расширить представление детей о родном крае. Углубить и уточнить знания о своей малой Родине....

Путешествие в музей "Знакомство с историей родного города Балахна"

Знакомство детей с видами рукоделия в старинной Балахне....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Педагогический совет «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного города»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.Задачи:Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по реш...

Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...

Знакомство с историей родного города

             Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране играет огромную роль в становлении личности р...