Педагогический совет «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного города»
материал на тему

Галушина Надежда Михайловна

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

  • Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственно-патриотического воспитания через знакомство с историей родного города, привлечение родителей к совместной работе с детьми;
  • Пополнение знаний по истории, культуре, природе города Котовска;
  • Способствовать сплочению педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_3.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3

«Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного города»

25.01.2018 г.

Котовск

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

  • Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственно-патриотического воспитания через знакомство с историей родного города, привлечение родителей к совместной работе с детьми;
  • Пополнение знаний по истории, культуре, природе города Котовска;
  • Способствовать сплочению педагогического коллектива.

Форма проведения: деловая игра

Повестка:

  1. Доклад на тему «Проблемы воспитания гражданина» (воспитатель  Бирюкова О.А.)
  2. Работа  городской инновационной площадки  «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников» (старший воспитатель Н.М. Галушина)
  3. Тренинг на создание образа «Родина» (воспитатель О.Ю. Лейченкова)
  4. Мини-викторина “Хорошо ли я знаю свой край?” (воспитатель Сазонова О.Б.)
  5. Результаты смотра-конкурса на лучшее оформление групп к Новому году  (заведующий ДОУ)
  6. Выработка проекта решения

Ход педагогического совета:

Слайд №1 

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Слайд №2

1. Доклад на тему «Проблемы воспитания гражданина» (воспитатель Бирюкова О.А.)

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

              Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию человеком своих прав и обязанностей по отношению не только к самому себе, но и к своей семье, к коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданином может быть только тот, кто осознал себя, как личность, нашел свое место в окружающей его действительности, научился уважать и ценить как себя, так и тех, с кем он общается, строит отношения, выполняет общие дела.

         Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления.

 На данный момент одной из основных проблем воспитания является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага.

Как воспитать гражданина? Известно, что формирование понятий и представлений ребенка начинается уже в младшем возрасте, который характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность.

       Но при этом очень важно формировать именно те установки, которые могут быть осознаны, приняты и выполнены в этом возрасте. Поэтому необходимо тщательно отбирать как задачи гражданского воспитания, их внешние проявления, так и методы освоения этих задач. У детей младшего возраста необходимо начинать формирование системы обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой их патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающей действительности, развитие и формирование произвольности психических процессов, способности к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, возрастание возможностей умственного развития, появление познавательных интересов. Действенное отношение ко всему окружающему проявляется в игре, творческой деятельности. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, родного языка, моральных требований, принятых в семье, коллективе.

     Поначалу эмоциональные переживания вызываются в основном оценками взрослых (родителей, воспитателей). В ходе своего развития ребенок начинает все больше и осознанней понимать, что хорошо и что плохо, учится самостоятельно оценивать свои поступки и поступки других людей (как детей, своих сверстников, так и взрослых – родителей, воспитателей).

     Ребенок очень много берет из своих наблюдений за действиями, поступками взрослых. Они для него пример правильности поведения, эталон разумности, пример для подражания. При этом увеличивается «разумность» чувств, связанная с умственным развитием ребенка, возрастанием роли слова в их формировании. Но нельзя забывать о том, что слова, действуя вербально, должны подкрепляться примерами поведения, примерами отношения взрослого к ребенку, его уважению, пониманию его чувств и желаний.

     В воспитании начал патриотизма гражданственности не менее важным является собственный опыт ребенка, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок испытал чувство жалости к другому человеку, порадовался за кого-то, помог ему в чем-то, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, увидел и оценил хорошие поступки родителей, старших братьев и сестер, воспитателей, то радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, создают его эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста.

     Гражданином ребенок станет еще не очень скоро. Но он им обязательно должен стать. И помочь ему в этом должны мы – воспитатели, родители. И в этом мы должны научиться взаимодействовать с родителями, находить с ними общие интересы, общие способы влияния на ребенка, чтобы наша работа (наша жизнь) была плодотворной, получила свое продолжение в тех, кого мы воспитываем – детях.

  Слайд №3 (Галушина Н.М.)

 Сегодня существует множество концепций, технологий,  парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

•    «Наследие» М.Ю.Новицкой

•    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

•   система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

•    «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

•    «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой  и т.д.

2. Работа  городской инновационной площадки  «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников». 

Слайд №4

Проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна для нашего дошкольного учреждение. Это направление выбрано коллективом как вариативная часть нашей образовательной программы. На данный момент мы  реализуем инновационную городскую площадку на тему «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников».

Слайд №5

Цель: обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного города.

Слайд №6

Ключевые задачи инновационного проекта:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.

        Слайд №7

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка. В инновационном проекте заложены принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 Инновационный проект позволит от обособленной и разрозненной работы педагогов, воспитателей, родителей в области патриотического воспитания детей перейти на качественно новый этап развития, определить приоритетные направления, создать условия для реализации проекта.

   

Слайд №8

Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного города, формировать чувства патриотизма, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре. Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности. И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом. Результаты инновационного проекта способствуют: обобщению и распространению опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне; обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по психолого-педагогическим проблемам познавательного развития детей; активному многофункциональному взаимодействию с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона.

      Работа ДОУ  в инновационном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей по данной проблеме.

Слайд №9

На подготовительном этапе (2017-2018 уч.г.) мы реализовали следующие мероприятия:

1.Сбор и обработка теоретического материала.

2. Подготовка библиографии и картотеки по теме проекта.

3. Изучение программно-методических материалов.

4. Анализ учебных материалов и дидактических пособий.

  Нами выбрана творческая группа для разработки рабочей программы по теме проекта и  план работы с социальными  партнерами.

Слайд №10

3. Тренинг на создание образа «Родина»  (воспитатель Лейченкова О.Ю.)

Предлагаю создать образ Родины (звучит фоновая музыка)

- Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д)

Слайд №11

4.   Викторина «Хорошо ли я знаю свой город» (воспитатель Сазонова О.Б.)

Предлагаю провести мини-викторину “Хорошо ли я знаю свой город?”. Для этого нам нужно разделиться на  команды.

Слайд №12

1 задание: Разминка.

Собрать пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)

1 команда

  • О семье, матери
  • Вся семья вместе, так и душа на месте
  • Дерево держится корнями, а человек – семьёй
  • При солнышке тепло, при матери добро

Слайд №13

2  команда

  • О Родине, родном крае
  • Человек без родины, что соловей без песни
  • Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей
  • Родная земля и в горсти мила

Слайд №14

2 задание:  «Наш город»

Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.

Слайд №15

3 задание: Кто больше назовет название улиц города Котовска?

Команды по очереди называют улицы.

4 задание: История города Котовска

Слайд №16

- Где расположен город Котовск? (Расположен на правом высоком берегу реки Цна, в 15 км от Тамбова)

Слайд №17

- В 1914 году началось возведение рабочего посёлка Пороховой Завод и производственных корпусов казённого предприятия оборонного назначения по соизволению  кого? (Николая II)

Слайд №18

- В 1918 году посёлок стал центром сельского района и получил наименование ….? (Ударный)

- В каком году дали название  Красный Боевик?  (в 1919 году)

Слайд №19

-В честь кого и в каком году поселок был преобразован в  город Котовск?

(16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок преобразован в город Котовск в честь героя гражданской войны — комбрига Г. И. Котовского)

Слайд №20

-Назовите фамилии героев  ВОВ? (9 горожан удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Посконкин А. Р., Комбаров Е. И., Конин М. Ф., Питерский Г. И., Любичев М. Д., Свистунов А. И., Малин А. П., Поляков М. П., Фёдоров Б. А.)

Слайд №21

-Идея создания герба города Котовска? (Идея герба: Николай Луговских, Аркадий Антонян)

Слайд №22

-Опишите  герб нашего города? («В червленом поле на зелёной, тонко окаймленной серебром, волнистой оконечности, обремененной золотым пушечным стволом — вырастающая ель того же металла»)

- Что означают цвета герба города Котовска? (Красный цвет — символ мужества, силы, труда, красоты и праздника. В годы Великой Отечественной войны пороховой завод (завод N 204) работал круглосуточно, не закрываясь ни на день. За время войны здесь было произведено сорок миллионов зарядов и девяносто тысяч тонн пороха. За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы войны завод был награждён орденом Отечественной войны I степени. Пороховой завод, его роль в появлении и становлении города аллегорически отражена в гербе красным полем и орудийным стволом. Красное поле также отсылает к одному из ранних названий посёлка (с 1919 до 1939 года) — Красный Боевик.

Зелёный цвет — символ молодости, здоровья, природы, жизненного роста. Город Котовск расположен к югу от Тамбова на правом высоком берегу реки Цна, показанной в гербе серебряным волнистым поясом. Первоначально здесь был лес, и улицы поселка прорубались просеками. И сегодня Котовск — один из самых зелёных и благоустроенных городов области. Об этом в гербе символизируют зелёная оконечность и золотая растущая ель.

Золото — символ богатства, стабильности, уважения, солнечного света и тепла. Серебро — символ чистоты, совершенства мира и взаимопонимания.)

Слайд №23

5 задание: Поэты.

Сочинить четверостишие про город по опорным словам: Котовск, город, любимый и т.д.

Наш педсовет подходит к концу. Какие у вас будут предложения по выработке решения?

Слайд №24

5. Результаты смотра-конкурса на лучшее оформление групп к Новому году.

Слайд №25 (Спасибо за внимание)

6. Проект решения педагогического совета.

  1. Разработать систему занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героями, имена которых носят улицы города

Ответственные – воспитатели групп

  1. Разработать схему планирования специально-организованной совместной деятельности по проблеме нравственно-патриотического воспитания в разных возрастных группах.

Ответственные – творческая группа, старший воспитатель.

  1. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Ответственные – старший воспитатель, музыкальный руководитель

  1. Разработать рабочую программу по нравственно-патриотическому воспитанию через знакомство дошкольников с историей родного города, план мероприятий с социальными партнерами по теме проекта.

Ответственные: творческая группа. Срок – до конца  учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

Нравственно- патриотическое воспитание у дошкольников через ознакомление с историей родного города

Формировать нравственн - патриотическое воспитание у ребенка дошкольного возраста надо через ознакомление с историей его родного города....

Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"

Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольниковпосредством ознакомления с историей родного поселка...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Выступление на пед. совете №2 «Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края»

Выступление на пед. совете №2«Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края»...