Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного города
консультация

Судовская Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного города

“Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.

Д. С. Лихачев (советский и российский филолог и искусствовед).

Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой стране.

В период дошкольного детства происходит насыщение души ребенка понятием чести, человеческих ценностей через воспитание патриотических чувств детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов (выдающийся русский языковед) определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Григорий Яковлевич Бакланов (русский советский писатель) писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к детям.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

К сожалению, в нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей ассоциируются самые добрые воспоминания.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.

Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, города; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, городу педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах дать детям краеведческие сведения о родном крае, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Родители имеют недостаточно знаний в этом вопросе, не уделяют внимания данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют информацией о родном городе. Не имея необходимого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка , в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей.

Методы:

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, толкование (разъяснение понятия), поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии, инструкции-интерпретации), выразительное чтение и рассказывание худ. произведений, повторное чтение, заучивание наизусть

Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества:

Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины скороговорки, загадки и др.;

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

Наглядные методы:

Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и карточек, алгоритмов, атрибутов для игр

Метод демонстрации (использование технических средств для аудио и видео ряда)

Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые)

Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. Технические и творческие действия

Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия в групповой деятельности

Методы проблемного обучения

Элемент проблемности. Познавательное проблемное изложение. Диалогическое проблемное изложение.

Эвристический или поисковый метод. Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (н-р: рассказы, содержащие проблемный компонент);

Картотека логических задач и проблемных ситуаций;

Объекты и явления окружающего мира;

Различный дидактический материал;

Материал для экспериментирования;

Задачи на решение коммуникативных ситуаций

Методы, вызывающие эмоциональную активность

воображаемая ситуация; придумывание сказок;

игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество; групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп

Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей; использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления.

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

Организованная образовательная деятельность – занятия (НОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные

Занятия – фантазии

Занятия-сомнения (поиск истины)

Целевые прогулки

Экскурсии

Тематические встречи (гостиные)

Викторины

Конкурсы

Презентации

Путешествия

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

Проектная деятельность

Чтение художественной литературы

Фестивали. Концерты. Тематические досуги, развлечения. Театрализованные представления

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Коллекционирование.

Спонтанная игровая деятельность

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная активность

Уединение

Элементы патриотизма и гражданственности формируются у детей дошкольного возраста в ходе целенаправленной, систематической воспитательной работы. Эта работа способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и государственно - гражданским праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню освобождения города от немецко - фашистских захватчиков и т. д.

В ходе этой работы происходит осознание ребёнком себя как члена семьи, которое постепенно перерастает в осознание себя как жителя огромной планеты. В основе воспитания будущего гражданина лежит любовь к языку, песням, музыке родного народа. Связь со своей семьей, народом, страной определяют его дальнейший жизненный путь.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна , если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Воспитатель и родители постепенно подводят ребенка к осознанию того , что Россия начинается с малой Родины, с того места, где ребёнок родился и вырос, что Россия одна большая Родина для всех кто родился на её территории, И только после этого к ребёнку приходит понимание того, что Земля общий дом для многих народов.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступному пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с историей родного города

Расширить представление детей о родном крае. Углубить и уточнить знания о своей малой Родине....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Педагогический совет «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного города»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.Задачи:Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по реш...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города.

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города....

Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...